Атараксия в философии: описание и определения

Душевное спокойствие. как его достичь? » университет mindvalley

Описание развития состояния апатии

Философия понятие «апатия» рассматривает как один из видов атараксии. Точнее, разные философские школы и течения понятие душевного равновесия и идеала гармонии характеризуют относительно своих убеждений. Больше всего состояние апатии связывают со стоиками. Их концепция счастья основывается на другом – правильных желаниях и поступках, делении вещей на благо и зло. Однако именно стоики считали апатию добродетелью, а поздние стоики в лице Сенеки определяли «бесчувствие» как умение владеть собой.

Развитие апатии происходит за счет следования выбранному идеалу воспитания в себе внутренней силы. Человек избавляется от лишнего страха, тревог и зависимости от мнений. Но достижение высокого уровня самообладания не свидетельствует об отказе от общепринятых моральных норм или отрицания подчинению законам страны и общества. Напротив, состояние атараксии развивается как переход к высшей степени благоразумия, осознанности и спокойствия, основанного на интеллектуальной силе.

Школа стоицизма

Такие понятия, как апатия и атараксия, тесно связаны с учением под названием «стоицизм», которое появилось в эпоху эллинизма и просуществовало до момента падения Западной Римской Империи. В более ранние годы эти термины в принципе не отличаются, а слова считаются синонимами. Позже атараксией стало именоваться умение вести себя сдержанно, хладнокровно и рассудительно, принимая правильные решения. Марк Аврелий, в свою очередь, полагал, что подобные психические возможности появляются у человека после того, как он пережил некоторые события, столкнулся с трудностями, которые сделали его более черствым и здравым. Стоит выделить тут, что именно на основе его учений на этот счет базируются все наработки современных психологов.

Атараксия в психологии и медицине

В современной психологии, атараксия воспринимается чаще как психическая патология или даже болезнь, проявляющаяся в калейдоскопе защитных реакций человека.

Причиной тому бывает какая-либо психологическая травма, после которой человек утрачивает способность испытывать чувство страха даже в смертельно опасных ситуациях, когда это необходимо. С другой стороны, оборотной стороной медали является потеря способности чувствовать и переживать положительные эмоции, особенно любви, эмпатии.

Причины возникновения

Причинами возникновения такого состояния многие специалисты называют самые разные факторы:

  • Частые стрессы;
  • Детские психологические травмы, усугубленные сильным травмирующим событием во взрослой жизни;
  • Специфический вид деятельности, приводящий к эмоциональному оскудению и выгоранию;
  • Длительный прием препаратов, влияющих на функционирование нервной системы;
  • Поражения различных участков мозга.

Главным отличием атараксии от апатии в психологии является способность человека заниматься какой-либо активной деятельностью, продолжать сохранять хотя бы минимум социальной активности, необходимый для поддержания адекватной жизнедеятельности.

Тем не менее, атараксия является благоприятной средой для формирования более серьезных психических расстройств, одним из самых серьезных по праву считается афазия – функциональное расстройство речи, вызванное поражением клеток левого полушария мозга.

Качества Адепта: Апатия. Атараксия

Адепт обладает сознанием, достигшим единства индивидуальной воплощённой личности со своей божественной природой, предназначением, функцией в универсуме.

В современной практической психологии атараксией называют состояние полного отсутствия страха, как правило, после пережитого эмоционального стресса. Апатия понимается профанами как безразличие, безучастность, отрешённое отношение к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.

В истории античной философии достаточно близкие друг другу термины апатия и атараксия понимались иначе.

Апатия — бесстрастность, лишённое личностного и индивидуального отрешённое от субъекта миросозерцание, на которое способны лишь мудрецы, обуздавшие свои эгоистические страсти

Стоики понимали апатию как важное свойство добродетельного состояния, которым обладает мудрец. В позднем стоицизме (у Сенеки, Марка Аврелия) «апатия» носит значение умения властвовать над собой

Атараксия — невозмутимость, внутреннее спокойствие, тесно связана с «эпохе» , то есть с воздержанием от суждений, оценок. Эпохе — это состояние непредубеждённости разума, а не чувств или эмоций.

В эмоциональной, чувственной сфере апатии соответствует эвтюмия: невозмутимость, эмоциональное спокойствие и постоянство эмоционального плана, которое достигается через совмещение интроспекции с практикой пратьяхары. Демокрит рекомендовал эвтюмию как образ жизни. Цицерон считал эвтюмию «высшим благом», тогда как Сенека — только «спокойствием».

Эпикур уточнял эту формулировку, разделяя понятия апонии (отсутствия физической боли) и атараксии (спокойствия духа, отсутствия беспокойства души и разума). По его мнению, человек мог достичь подлинного наслаждения только при наличии и апонии, и атараксии. Это, по его мнению, вершина того состояния радости, которого может достичь человек, и его нужно отличать от дистимической меланхолии («чёрной желчи») и восторженности.

Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии.

Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, т.е. на собственной Истиной Воле. По Аристотелю Атараксия служит источником таких добродетелей как сдержанность и мужество.

Атараксия — целостное осознанное отношение адепта к любому своему состоянию, к собственной личности, к любым явлениям, вещам или событиям непосредственно связанными с собственным текущим воплощением.

Атараксия достигается совершенствованием ученика в первых пяти ступенях Раджа-йоги:

  1. Яма — изначальное состояние, соприсутствующая осознанность в мысли, слове и действии.
  2. Нияма — контроль поведения, реакции, усердие.
  3. Асана — управление телом и его состоянием.
  4. Пранаяма — управление дыханием, и связанной с нис циркуляцией праны, жизненной энергии, пневмы.
  5. Пратьяхара — отрешение от объектов чувственного восприятия, эмоций, мыслей.

Так Практик выработает качества необходимые для Адепта.

  • Самьяса — одновременная практика трёх высших ступеней раджа-йоги ведущая к Мастерству.
  • Дхарана — концентрация, сосредоточение и удержание объекта ума, твёрдость намерения.
  • Дхьяна — единство с объектом мысли с сохранением личности, точка максимального личного присутствия.
  • Самадхи — единство воспринимающего и воспринимаемого.

Альтернативой йогической практике Самьясы являются дзенские практики дзадзен и коан.

Дзадзен подразумевает дальнейшее развитие пратьяхары через постепенную остановку внутреннего диалога вплоть до фазы достижения сатори (просветления).

Коан — метод внезапного просветления путём сильнейшего экзистенциального переживания, когнитивного диссонанса происходящего в результате иррационального разрешения дихотомии логических тезы и антитезы.

Практики античных мудрецов

Для того чтобы самостоятельно достигнуть состояния атараксии, в первую очередь можно использовать так называемые заповеди Эпикура, так как они ориентированы на получение асоциального удовольствия, что для человека ближе всего. Итак, суть заключается в следующем: для достижения счастья человеку нужно избегать телесных страданий. При этом его душа должна пребывать в полной невесомости. В ней не должно быть ни любви, ни ненависти, ни каких-либо иных чувств. В конце-концов человеку понадобится дружба с единомышленниками, которые смогут разделить его точку зрения и философию. Также весьма полезной практикой будет отказ от восприятия взаимоисключающих понятий, таких как горе-радость, красота-уродство, жизнь-смерть и т.д. Но стоит осознать, что такого понятия, как истина не существует. У каждого она своя, и каждый имеет личную точку зрения и суждение.

Особенности дарения дачи

Дачи – это недвижимость, которая чаще всего располагается на садовых и дачных участках. Собственник вправе подарить ее любому человеку, если оформлены соответствующие документы.

Под дачей подразумеваются два самостоятельных объекта недвижимости: участок и расположенные на нем строения. Они отчуждаются одновременно, дарение по отдельности недопустимо (ст. 35 ЗК РФ).

В дарении дачи участвуют две стороны – даритель и одаряемый. Первый (собственник) по договору передает недвижимость второму на безвозмездной основе. Предъявление встречных условий о передаче денег или предоставлении запрещено ст. 572 ГК РФ – к таким сделкам применяются другие нормы гражданско-правового характера.

Важно! Договор дарения (далее – ДД) может быть многосторонним. Допускается безвозмездное отчуждение недвижимости от одного дарителя нескольким одаряемым, и наоборот

Если участок не оформлен в собственность, о нем нет сведений в ЕГРН, то сделку заключить не получится. Перед подписанием дарственной нужно оформить все документы, и только после этого согласовывать дарение с одаряемым.

Аналоги

Значение определения в разных философских учениях

В античной философии сформировались категории и понятия, которые создали фундамент для развития и совершенствования самой философии, этики и эстетики. Древние мыслители, среди которых Аристотель, Эпикур, Сенека, сформировали классическое понимание философских категорий, которые определяют интеллектуальное и нравственное развитие общества и отдельных личностей.

Атараксия Эпикура

Учение Эпикура основано на превознесении истинной мудрости над всеми благами. Именно мудрость он делал краеугольным камнем достижения атараксии. Правильные знания об устройстве мира, по его мнению, позволяли человеку стать благоразумным. Это подкрепляется и его изучением идеи атомного строения вещества. То есть просматривается рационализм в выборе пути познания окружающего мира.

Многие его современники называли его атеистом, а отношение к верованиям и религии имеет высокое значение для понимания идеалов философа.

Фото: ancientrome.ru

На самом деле, Эпикур не мог относится к атеистам в значении «полного неверия в существование бога или богов». Он всего лишь имел свою точку зрения, которая формировала понятие веры. В его письмах к Менекею он определил ключевые принципы собственной теологии. Она базировалась на утверждении неоспоримого существования бога, о котором у обывателей ложное представление, но истинные боги блаженны и бессмертны. Среди его переосмыслений можно найти и утверждение того, что проявление бога по форме может быть в числах или человеческом облике.

И это особое понимание тесно связано с рассматриваемой атараксией. Бог выступает идеалом для невозмутимого мудреца. А если считать, что высшим идеалом Эпикура была мудрость, то и бог становится тождественен ей.

Значение учения скептиков в эпохе и атараксия Пиррона

Основоположник скептицизма создал весьма противоречивое учение. И, хотя, философии как науке присуща неотъемлемость относительности, учение Пиррона изобилует противоречащими утверждениями. Это выражалось в его высказываниях и трудах учеников.

Основой философии стало убеждение, что ни чувства, ни рациональность не ведут к истине. Они обращались к тому, что человек должен найти ответ на вопросы: какова природа вещей, как к ним относиться и какая от этого выгода. При этом главным тезисом становилось, что человек не способен понять истинную природу вещи, даже если может это как-то охарактеризовать. А это значило, что любые суждения бессмысленны и от них стоит воздерживаться.

Несмотря на то, что Пиррон и последователи не единственные, кто указывал на путь к атараксии через отказ от догм и суждений, они это культивировали, а образом действий опровергали. Так, например, Пиррон занимал должность верховного жреца и высказывал догматы. Также скептики вели привычный достойный образ жизни, подчиняясь общепринятым нормам, которые в свою очередь основываются на суждениях о вещах.

Противоречивое учение очень хорошо выражается в одном из их выражений: «Что мед действительно сладок, я не думаю, но что он является таковым, я согласен». И все-таки целью скептиков также было достижение состояния невозмутимости, безразличия и апатии через отказ от суждений. Это в свою очередь является противоположным к эпикурейскому стремлению обретения душевного спокойствия через знание и мудрость.

Примечания[ | ]

  1. Вавилов С. И. Большая советская энциклопедия. Том 03 // Большая Советская Энциклопедия / Издание второе. — М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1950. — 720 с.(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 марта 2014. Архивировано 30 марта 2014 года.
  2. 1234Солопова М. А. Атараксия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

Коррекция патологического состояния

Если человек замечает у себя признаки и проявления такого состояния как атараксия и понимает, что поведение выходит за пределы нормального, значит, нарушение не зашло в тяжелую форму и эффективно поддастся коррекции.

Тем, кто замечает нарушения в поведении близкого человека, нужно порекомендовать обязательно показать его опытному психологу либо психотерапевту. В чем будет состоять помощь врача? Главным пунктом является осознание пациента, что его психика претерпела патологические изменения и нуждается в терапии. Только когда пациент понимает, что нарушения действительно есть, коррекция даст желаемый результат.

Тактика лечения подбирается индивидуально для каждого пациента. Здесь рассматриваются возможные причины такого состояния как атараксия, которые привели к патологическим изменениям в поведении, степень выраженности расстройства, только после этого разрабатывается программа терапевтической помощи.

Корректируется атараксия при помощи когнитивных методик психотерапии, психоанализа, гипноза, при необходимости – при минимальной медикаментозной поддержке. Обычно лекарственная терапия оправдана тогда, когда у пациента наблюдаются депрессивные состояния, сопровождаемые различными болезненными состояниями.

Душевное спокойствие, не выходящее за рамки нормы, то есть атараксия осознанная, выработанная годами практики, не считается отклонением, и лечения не требует. Многим людям стоит поучиться сохранению непоколебимости и эмоциональному равновесию, чтобы стать более устойчивыми к стрессам и перенапряжениям психики.

Самостоятельно погрузиться в состояние безмятежного спокойствия и расслабления дано не каждому, но эти способности развиваются, так или иначе, после каждой пережитой трудной ситуации, жизненной ошибки или разочарования. Правильный настрой и осознанное стремление к рассудительности поможет не сбиться с пути и со временем достичь определенного уровня состояния, именуемого атараксией, которое пойдет на пользу организму и не выйдет за рамки нормы.

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

Понятие Атараксия в других категориях

Состояние внутреннего равновесия исследуется не только философами. Также и цель достижения эмоциональной стабильности, высокого самообладания интересует и отдельных людей, и такие науки как медицина и психология.

В психологии


Фото: thesun.ie

При этом именно понятие «апатия» широко известно благодаря тому определению, которое ему дает психология. С точки зрения этой науки, апатия – это состояние пассивности, отрешенности, отстраненности от реальности. Это часто проявляется в уходе от реальности посредством проведения многих часов в виртуальной реальности, прослушивании угнетающей или агрессивной музыки, увлечении фантастикой и выдуманными мирами, отделении себя от общества путем нарушения законов и негласных правил общества (иногда в виде выбора анархических объединений, субкультур), зацикленности на одной идее. В таком случае говорят о некотором неблагоприятном для человека состоянии, которое нарушает его жизнедеятельность и может быть опасно не только для него самого, но и для других людей.

В медицине

Не каждый интересуется философской практикой. Но определенная стрессоустойчивость формируется у каждого человека, и он справляется с жизненными трудностями, контролирует свои эмоции и способен пребывать в расслабленном состоянии. Но в случае возникновения тяжелых стрессов, перенапряжения нервной системы угрожает здоровью человека. Нервное напряжение и переизбыток стресс-факторов способно вызвать многочисленные заболевания внутренних органов или обострить хронические.

Достижение атараксии с точки зрения медицины не слишком отличается от философского определения, но достигается консервативным способом. Для снижения тревоги, беспокойства и напряжения используются специальные препараты.

3 Диагностика и лечение

Понятие “атараксия” в античной философии

От Аристотеля понятие «атараксия» перекочевала к Пиррону и скептикам, другой философской школе античности, являвшейся продолжением развития Академии Платона. Для этих направлений мысли для «атараксии» была характерна смысловая и содержательная близость с термином «эпохе», которое проще всего определить пословицей: «Не судите, да не судимы будете».

С другой стороны, эти понятия иногда расходились в своих значениях, как например у Секста Эмпирика и Аркесилая, для первого из которых состояние наивысшей зрелости ассоциировалось с «атараксией», в то время как для второго с «эпохе».

Для скептиков, атараксия описывает определенное состояние рассудка человека, при котором субъект как бы максимально независим от другого.

Их позиция постулировала радикальный примат мысли над чувствами – скептик чувствовал боль и наслаждение, но это стало для него настолько незначительным, что он даже не говорил об этом, является для него благом, или вредом.

В античности период своего «расцвета» — это понятие пережило в работах авторов так называемой «поздней стои» и у эпикурейцев. Для сторонников учения школы «Сада», атараксия выражала особое состояние блаженства, которого достиг человек, оказавшийся способным избежать тревог, душевных страданий и потрясений, а также избавиться или преодолеть способность своего тела чувствовать боль.

С точки зрения эпикурейцев атараксия – это направление нашей души на самое важное в этом мире – поиск счастливой жизни. У стоиков это понятие приобрело почти современный нам сегодня смысл и содержание

В стоической философии оно сближалось с понятием «апатия», которое обозначало состояние бесстрастия и непоколебимости с одной стороны, и с другой – активного творческого начала, бурной деятельности, лишенной своей аффективной составляющей.

У поздней Стои атараксия описывалось как некоторое идеальное состояние человека, практикующего философию, но являющееся абсолютно недостижимым идеалом, что признают все дошедшие до наших дней авторы этого учения.

Страховые взносы

С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.

Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.

Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы».

Зарождение слова

Атараксия в философии – это, прежде всего, душевное спокойствие, безмятежность, хладнокровие и невозмутимость. Состояния, которых могли добиться лишь в зрелые, а то и в старые свои годы мудрейшие философы и лекари античного мира. Само слово зародилось приблизительно в пятом веке до нашей эры, и его «отцом» считают Демокрита Абдерского. Однако в его трудах конкретное описание данного душевного состояния встречается лишь изредка. В дальнейшие годы эту тему начал развивать Аристотель. В его же понятии атараксия – это как особое определение добродетели. Данным термином он обозначает такие качества, как мужество, сдержанность и бесстрастие.

Методы и лозунги

Большая часть нашего познания классического скептицизма берет начало в
писаниях Секста Эмпирика, греческого философа второго столетия н.э., чьи «Основы
Пирронизма» (1.Моей справкой в статье служило новое критическое издание Benson
Mates, The Skeptical Way (Oxford University Press, 1996). Я также консультировал
издание Loeb.- авт.) резюмируют более раннюю систему, основанную Пирроном. Секст
пишет о сложности быть уверенным в заключениях философии и объясняет «методы
epoche», или способы воздержания от суждения. Этими методами человек находит
альтернативные взгляды на догматические утверждения.

Epoche – довольно старая концепция

Современные философские достижения,
такие, как ницшеанский пост-моральный релятивизм и теорема Геделя находят свои
эквиваленты в методах, а epoche стала важной частью феноменологии, важной
парадигмой для психологии и антропологии 20-ого века. Основатель феноменологии
Эдмунд Гуссерль определил epoche как состояние, «которое полностью исключает
использование любого суждения по отношению к пространственно-временному
существованию» (2.Joseph J

Kockelmans, ed., Phenomenology: The Philosophy of
Edmund Husserl and Its Interpretation (New York: Doubleday Anchor, 1967), pp.
77-8; see also Daniel C. Dennett, Consciousness Explained (Boston: Little, Brown
& Co., 1991), p. 44.- авт.).

Секст предоставляет нам четыре списка методов epoche. Места здесь хватает,
чтобы рассмотреть всего лишь два из них (см. Табл. 1). Первый список состоит из
десяти методов. Хотя метод относительности скромно поставлен на восьмое место,
на самом деле он является главной составляющей большинства остальных методов.
Все вещи можно наблюдать только в связи с другими вещами, включая связь с
наблюдателями, так что мы не можем сказать ничего о том, каковы эти вещи сами по
себе, а только о том, чем они кажутся в связи с другими вещами.

Связанные с этим методы описывают специфические связи между наблюдателем и
наблюдаемым

Первые три метода обращают внимание на влияние, которое наше
биологическое существование оказывает на суждение. Животные разных видов
воспринимают вещи по-разному, также различаются восприятия и интерпретации
разных людей

Органы чувств и ментальные процессы выдают специфические ощущения
и суждения, у которых есть только определенные относительные качества. Мы видим
как красное то, что для собаки – серое. Что вернее? Ощущения возникают не только
благодаря объектам действительности, но и окружению, органам чувств и
интеллекту.

Некоторые методы epoche (табл.1)

Десять более старых методов

  1. Разнообразие животных
  2. Отличия среди людей
  3. Отличия в органах чувств
  4. Обстоятельства
  5. Позиции, расстояния и
  6. Примеси
  7. Количество и структура внешних объектов
  8. Относительность
  9. Частота и редкость явлений
  10. Стили жизни, обычаи и законы,  мифические верования и догмы

Пять более новых методов

  1. Несогласие
  2. Бесконечный регресс
  3. Относительность
  4. Гипотеза
  5. Круговая логика расположения

Другие методы обращают внимание на относительность между наблюдателями в
разных состояниях — молодые они или старые, голодные или сытые, в движении или
покое. Существуют еще относительные эффекты расстояния, позиции и редкости.
Несоответствие в качествах создается формой или структурой: одни и те же объекты
имеют разные качества в разных формах, например, песок кажется неровным, когда
он рассыпан, но гладким, если он оформлен в дюну

Неровный он или гладкий?

Десятый метод, метод «стилей жизни, обычаев и законов, мифических верований и
догм», — это принцип моральной относительности, подрезывающий корни
догматических идей о добре и зле. Разные культуры различаются во мнении о
моральной стоимости определенных действий, таких, как еда руками или прилюдные
занятия сексом. Чем больше мы знаем о других культурах, тем меньше можем быть
уверены в правоте собственных моральных суждений.

Далее приводится список более новых методов. Первый из них — несогласие:
когда люди не согласны друг с другом относительно чего-либо и похоже, что ясного
способа найти разрешения противоречий не существует, мы должны воздержаться от
суждения

Второй метод обращает внимание на бесконечный регресс, который
создается основанием аргументов на допущениях. Каждый аргумент обязательно лежит
на доводах, но чтобы эти доводы обосновать, нужен другой аргумент, но тогда этот
аргумент лежит на доводах, которые опять нуждаются в доказательстве

Это создает
логический абсурд — бесконечный регресс. Следовательно, никакой аргумент не
лежит на твердой почве. Третий метод, относительность, был уже описан. Метод
гипотезы означает, что попытка выйти из бесконечного регресса просто принятием
доводов на веру оставляет эти доводы и заключение спорными.

Напоследок — метод круговой логики. Он рассматривает знакомую логическую
ошибку аргументации по кругу, в которой доводы доказываются заключениями.
Например, твердить, что Книга Закона истинна, потому что в Книге написано, что
она истинна, это — круговая логика.

Если методы epoche представляют отрицательное лицо скептицизма , то лозунги —
это его положительное лицо (здесь методы «отрицательны» в смысле, что они
направлены на отрицание догматического мышления, а лозунги «положительны» в
смысле, что они утверждают недогматическое восприятие – прим. перев.) (см. табл.
2). «Воздержусь от согласия» и «может быть, а может быть – нет» — это
скептические ответы на «догматические утверждения относительно недоказанного».
«Не больше (этого, чем другого)» означает, что, наверное, есть и другие способы
смотреть на ситуацию. Аналогично относительно остальных лозунгов.

Скептические лозунги (табл.2)

  • «Не больше», «ничего больше» — «не больше этого, чем другого, не вверх и
    не вниз»
  • «Не-утверждение» (афазия)
  • «Может быть», «Возможно», «Может быть, а может быть — нет»
  • «Воздерживаюсь от согласия» — «Не могу сказать в которую из альтернатив я
    должен верить, а в которую — нет»
  • «Ничего не определяю» — «Сейчас я в состоянии сознания, которое не
    подтверждает и не отрицает догматически обсуждаемое»
  • «Все неопределимо» — «Не вижу причин предпочесть одно догматическое мнение
    другому»
  • «Все непонятно» — «Все предметы догматического расследования, которые я
    обдумал, мне кажутся непонятными»
  • «Мне не понятно» или «Я не понимаю»
  • «Каждому аргументу можно противопоставить другой аргумент»

Последний лозунг гласит: «Каждому аргументу можно противопоставить другой
аргумент». Существуют две различные интерпретации этого. Одна из них гласит, что
мы должны попробовать ответить на каждый аргумент противоположным. Другая
твердит, что для каждого аргумента существует анти-аргумент, который его
уничтожает

Последнее, если его формулировать неосторожно, превратится в
догматическое утверждение, так как мы еще не услышали все возможные аргументы и
не можем знать, будут ли будущие аргументы будут сильнее, чем те, которые мы до
сих пор изучили. Точно также мы не знаем о том, что наша уверенность, что мы
ответили на все аргументы, будет и дальше казаться правильной, так как в нашей
аргументации могут оказаться дырки

По этой причине Секст дополняет эту
интерпретацию лозунга словами, которые, хотя и не находятся среди лозунгов,
встречаются не менее часто: «мне сейчас кажется» и «из того, что мы до этого
момента обдумали».

Это упоминание себя — одна из сильнейших сторон скептицизма. Он не убежден
полностью даже в собственном методе и вместо того, чтобы создавать новые догмы –
например, что ничего не может быть доказано — он признает факт, что его
собственные находки — основаны на неполном понимании, могут только казаться
правильными и являются предметом будущих изменений. Уверенность таким образом
принимает недогматический облик, перед нами не стоит невозможная задача не
верить ни во что.

Что такое Атараксия? Значение слова ataraksiya, философский словарь

1. Атараксия – (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) — безрелигиозный идеал мудреца у эпикурейцев, включающий в себя ясность души, удовлетворенность ума, отсутствие страха перед смертью , независимость, размеренность, простоту и спокойствие жизни, умеренный самоконтроль, определенную степень добродетельности, предусмотрительность и безразличие к Высшему. Добродетель , однако, лишь условие атараксии, ее ценность определяется вкладом в общее удовлетворение. Сторонникам атараксии чужды мистика , идеалистические искания, духовное восхождение к Высшему. В Деян.17 дано свидетельство о непринятии ими Евангелия.

2. Атараксия — термин , используемый разными философами и философскими школами, например скептиками, для обозначения спокойствия души (греч. атарбксиа и означает «невозмутимость» (см.: Лурье С. Я. Демокрит, N 742, 743; Диоген Лаэртский, X, 80 и далее; Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 25). А. близка по смыслу апатии (см. » Апатия «). Целью скептиков были как «бестревожность», так и «бесстрастие» (см.: Диоген Лаэртский, IX, 107, 108). Пути достижения А. различны. У Эпикура это — знание , занятия философией, избавляющие душу от смятения перед природными явлениями, богами и смертью ; у скептиков — воздержание от суждений с целью не волновать душу. В. Т. Звиревич

3. Атараксия – (греч.-отсутствие волнений, невозмутимость) : в древнегреческой этике состояние безмятежности, отрешенности от мира, внутренней свободы и, гармонии. Впервые понятие « атараксия » употребил Эпикур , считавший атараксию идеальным душевным состоянием, которое достигается путем освобождения.от страха перед богами и смертью , от душевного беспокойства и тревог. Атараксия означает отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей, славы и других социальных ценностей. Она имеет глубокий индивидуалистический смысл и предполагает отказ человека от всякой активной внешней деятельности, от признания общих для людей норм и ценностей морали во имя душевного покоя как конечной цели жизни.

4. Атараксия – (от греч. ataraxia — отсутствие волнений, невозмутимость) — в философии Эпикура и его школы — состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек , в особенности мудрец . А. является предварительным условием достижения счастья и заключается в избавлении от раха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства беспокойства перед непонятным в природе; она предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, отход об общественных и государственных дел.

5. Атараксия – (греч. ataraxia-невозмутимость) — категория древнегреч этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя. Античные мыслители считали, что мудрец должен стремиться к А., дающей условия для непредвзятых размышлений Путь к достижению А. они понимали по-разному. Если материалисты ( Демокрит , Эпикур ; Лукреций) видели этот путь в познании мира, преодолении страха и предрассудков, в достижении душевного спокойствия и внутренней гармонии, то в этике сторонников скептицизма (Пиррон) А. достигается воздержанием от суждений о добре и зле, истинном и ложном, примирением с действительностью ( Апатия ). Счастье , по мнению Пиррона, состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Марксистская этика , к-рой присуща действенность, активность , отвергает созерцательное отношение к жизни, а следовательно, и требование А., особенно в толковании скептиков.

6. Атараксия – (от греч. ataraxia — невозмутимость) — душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность . Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также др. словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония . См. также Апатия .

7. Атараксия – (греч. ataraxia — невозмутимость) — состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению нек-рых древнегреч. философов, мудрецом. Путь к А., как считали Демокрит, Эпикур , Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха , освобождение от тревог. Скептики (Пиррон и др.) учили, что А. достигается воздержанностью от суждений. Стоики развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю. Марксистская этика отвергает сугубо созерцательное отношение к жизни, отстаивая активную жизненную позицию личности.

С точки зрения медицины

В противовес античным философам, в совсем ином контексте современными психологами воспринимается термин «атараксия». Болезнь, расстройство, отклонение, которое чаще приобретенное – именно так атараксию характеризуют в наши дни. Чаще всего она освещается психологами как промежуточное явление в поведении человека. С одной стороны, атараксия проявляется как следствие сильного стресса. Организм, заключая себя в рамки сдержанности, хладнокровия и равнодушия, оберегает себя от дальнейших эмоциональных потрясений. Если атараксия достигнута именно таким путем (а не искусственным, за счет духовных практик), то она может иметь весьма серьезные последствия.

Школа стоицизма

Такие понятия, как апатия и атараксия, тесно связаны с учением под названием «стоицизм», которое появилось в эпоху эллинизма и просуществовало до момента падения Западной Римской Империи. В более ранние годы эти термины в принципе не отличаются, а слова считаются синонимами. Позже атараксией стало именоваться умение вести себя сдержанно, хладнокровно и рассудительно, принимая правильные решения. Марк Аврелий, в свою очередь, полагал, что подобные психические возможности появляются у человека после того, как он пережил некоторые события, столкнулся с трудностями, которые сделали его более черствым и здравым. Стоит выделить тут, что именно на основе его учений на этот счет базируются все наработки современных психологов.

«Закрытая школа»

Известность и популярность к ней пришли достаточно быстро. Роль Агаты Муцениеце в сериале «Закрытая школа» всем сразу запомнилась.

В этом мистическом проекте ей достался образ одной из школьниц — Даши Старковой. Интересно, что изначально ее должна была играть Марина Петренко. Но из-за насыщенного графика та отказалась от участия в проекте буквально в последний момент.

Работу предложили героине нашей статьи. В сериале «Закрытая школа» Агата Муцениеце исполнила одну из главных ролей, ставшую для нее действительно звездной.

На время съемок она перекрасилась из брюнетки в блондинку, но после вернулась к своему натуральному цвету.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: