Что такое психология и какие ее основные принципы?

Гуманистическая психология: это что такое, представители, подход и направление

Предмет изучения и задачи науки

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека

Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания
Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Психодрама

Психодрама (греч. drama — действие) — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором пациенты попеременно выступают в качестве зрителей и актеров, при чем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью понимания и устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания, отработки социальной перцепции. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения.

Психодрама применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при алкоголизме и психосоматических заболеваниях, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Элементы психодрамы входят в поведенческую психотерапию, деловые игры, социально-психологический тренинг.

Методики терапии

Многие задумываются, кто такой психолог, и чем он занимается, а также как он может помочь выйти из депрессивного или нестабильного психического состояния без лекарств

Важно понимать, что психолог не ставит диагноз, не выписывает медицинские препараты, его работа носит только консультативный характер с применением различных психологических приемов и методик

Каждый специалист имеет в своем арсенале запас излюбленных методик, применение которых помогает ему решить проблему человека и вывести его из состояния внутреннего дисбаланса без применения медицинских препаратов. Наиболее распространенными методиками являются:

  • методика символ драмы, иными словами «сновидений наяву». Суть метода заключается в представлении пациентом образов на конкретную тематику, находясь в состоянии расслабленности. С помощью этой методики эффективно лечатся неврозы, фобии, психосоматические расстройства, депрессии;
  • методика поведенческой психотерапии. Этот метод применяется только в том случае, когда человек готов работать над своим поведением, а не стремится менять окружающих. Целью метода является приобретение новых полезных привычек, новых способов реагирования на привычные ситуации. Это поможет выйти из затянувшейся череды неудач и взглянуть на жизнь с другой точки зрения;
  • психоанализ. Эта методика призвана исследовать вместе со специалистом свое самосознание и помочь высвободить скрытые механизмы, запускающие личные конфликты. С помощью психоанализа психологи повышают самоуверенность пациента, борются с его неуверенностью в себе, тревожностью, растерянностью, неспособностью прощать или любить;
  • методика с применением арт-терапии. С помощью данной методики можно выявить конфликтную или травмирующую личность ситуацию. Случается, что человек не может словами выразить свои душевные терзания, поскольку сам не понимает, что его гнетет. Арт-терапия позволяет проработать с пациентом неосознанные мысли и подавляемые чувства через невербальные проявления сильных переживаний на холсте;
  • метод когнитивной терапии. С помощью данного метода создается краткосрочная, ориентированная на конкретные проблемы стратегия, целью которой является самоисследование и сознательное изменение поведения и образа мышления человека.
  • применение гипноза. С помощью гипноза специалист вводит пациента в состояние физиологического и психологического покоя. В этом состоянии человек становится легко внушаемым, что дает возможность проработать его страхи и изменить мешающие ему ошибочные убеждения и умозаключения. Также гипноз позволяет открыть причины проблемы, сокрытые в подсознании человека.

Психолог в каждом случае индивидуально подбирает методы работы с пациентом, иногда меняя их по ходу работы с пациентом.

Концепция современной психологии

История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.

При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.

Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.

Список использованных источников:
  • 1.  J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
  • 2.    Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
  • 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
  • 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
  • 5.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
  • 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П. Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.
  • 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
  • 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
  • 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
  • Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. –  2е издание. –  М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Основные направления психологии

На сегодняшний день многие из них активно используются и подбираются под конкретную личность и индивидуальную ситуацию.

Наверное, все знают, что теория психоанализа была создана Фрейдом.

А главный этап становления индивидуальности происходит в детстве. Либидо и страх смерти – факторы, которые часто двигают человеком. Этот метод подходит для терапии неврозов, старых психологических травм.

Гештальт-психология утверждает, что нужно воспринимать картину целостно, а не дробить её на отдельные элементы, как это делает вышеописанное направление. То есть, смотреть не на конкретную черту личности, а на всего человека и условия жизни вокруг.

Гипноз используют, чтобы человека ввести в изменённое сознание и стать ближе к бессознательному. Во время сеанса пытаются извлечь причины проблемы, негативные факторы, которыми клиент не хочет делиться при обычном диалоге. Также могут внушаться позитивные установки. Например, что всё хорошо, и человек успокаивается.

Клиент-центрированная психология в своём названии показывает, что на сеансе главная роль отводится клиенту. То есть, он сам может помочь себе, только для этого его нужно аккуратно направить в нужное направление.

Арт-психология рассказывает, как с помощью творчества человек может излить свои негативные эмоции и чувства, и тем самым избавить себя от тяжести. Также психотерапевт может давать задания и трактовать их выполнение (текст, рисунок, лепку), вместе с клиентом изучать спрятанную внутри него проблему, находить выход.

Когнитивно-поведенческое направление занимается коррекцией ошибочного мышления клиента. Психолог объясняет, что неправильно делает (или думает) человек. Приводит примеры, доводы, вспоминает различные похожие ситуации. А также показывает, как можно жить по новым правилам.

Что мы знаем о позитивной психологии?

Методика под названием позитивная психология — это направление, разработанное Мартином Селигманом, американским психологом. Опираясь на труды предшественников (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс), он смог сформировать новый взгляд с точки зрения личного счастья. Делал это с помощью экспериментов, наблюдений, а также анализируя многочисленные реальные случаи, встречавшиеся в практике.

Выученная беспомощность

Эксперимент Селигмана наглядно показывает суть направления. Он работал с собаками. Разделив их на три группы, создал для каждой определённые условия. Первая группа через некоторые промежутки времени получала раздражитель в виде слабого электрического разряда. Собаки второй группы тоже получали разряд тока, но могли контролировать ситуацию: нажав специальную кнопку, они отменяли импульс. Третья группа собак не получала токовые импульсы.

После того как у всех собак выработался рефлекс, Селигман посадил их в одну коробку и снова стал давать электрические импульсы. Собаки из второй и третьей группы сразу выпрыгивали, а первая группа продолжала терпеть. Психолог сделал вывод, что постоянное воздействие негативных факторов без возможности контролировать ситуацию приводит к прекращению попыток влиять на неприятные условия окружающей среды. Этот вывод он назвал «выученной беспомощностью».

Сознательный оптимизм

Наблюдения над людьми, имеющими разный опыт контроля одной и той же ситуации подтвердили правильность выводов Селигмана. Люди переставали верить в себя, пытаться что-то изменить, если ранее неблагоприятные условия не поддавались их контролю. Они привыкали терпеть.

Некоторые люди с детства воспитаны в позитивном ключе: не зацикливаются на проблемах, обращают больше внимания на счастливые моменты, с готовностью встречают трудности. Тем, кто не получил адекватное воспитание, всё это даётся намного сложнее или не даётся вовсе. Однако, те люди, кому удавалось изменить своё мышление, направить его в оптимистичное русло и научиться видеть положительное даже в самых сложных ситуациях, могли менять своё поведение и находить для себя новые решения трудных вопросов.

Парадигма современной психологии

Каким образом опыты и наблюдения Мартина Селигмана связаны с позитивной психологией? Классическая наука работает в основном с проблемами и их последствиями: болезни, патологии поведения, мировосприятия. Позитивная же психология направлена на изучение факторов, делающих человека счастливым. Эксперимент с собаками наглядно показал, что без изменения отношения к миру вокруг, взгляда на ситуации и события, проблемы будут появляться снова. Это приводит к бесконечным обращениям к специалистам, постоянной проработке каждой конкретной ситуации без обобщения.

Те, кто готов изменить свою концепцию восприятия мира, становятся в конечном итоге счастливее, спокойнее, богаче других. Позитивное мышление неизбежно приводит к улучшению здоровья, налаживанию связей с обществом, поиску нетривиальных решений.

Современная наука всё чаще обращает пристальное внимание не на проблемы, а на положительные стороны. Используются адаптивные и творческие методы познания, клиент из «жертвы» перевоплощается в «героя», сильную адекватную личность, живущую осознанно

За основу берутся его сильные стороны, положительные качества без рассмотрения слабостей и проработки только лишь проблем.

Направления в психологии

Психология жизни человека как личности

Ни для кого не секрет, что наши шансы справиться с возникшей проблемой напрямую зависят от нашего желания. Воспринимать жизнь, такой как она есть, значит осознавать в ней самого себя. Главное место тут отводится самоконтролю. У человека, всецело владеющего собой, не бывает эмоциональных всплесков, поэтому его трудно чем-либо уязвить.

Чтобы всегда держаться на плаву в нашем современном мире, надо знать и выполнять несколько простых правил. Постарайтесь научиться разбираться в людях, это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими в любой ситуации. Если вы будете ладить с людьми и сможете влиять на них, то успех вам обеспечен, учитывайте желания и потребности других людей, ведь у каждого есть свои права, и об этом всегда нужно помнить, не опускайте руки перед невзгодами, боритесь из последних сил. Всегда старайтесь войти в положение других людей, тогда и вас будут стараться понять окружающие. Активный образ жизни способен значительно поднять энергетический жизненный тонус. Не общайтесь с окружающими с позиции силы и принуждения, это только отдалит вас от других людей. Не стоит постоянно анализировать свое поведение, и не бойтесь совершать поступки. Боритесь за свои права, всегда помня об обязанностях.

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной. У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия. Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим. У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.

Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает  негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому  главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.

Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий. Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты

Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям

Отзывы

За поездку в такси можно получить квартиру! И ещё 4 причины чаще пользоваться «Ситимобил»

В каких случаях применяют НЛП в психологии?

НЛП используется в различных сферах жизни. Например, в психотерапии, межличностном общении, искусстве продаж. Его целесообразно применять в управлении персоналом, таймменеджменте, журналистике, актёрском творчестве, юриспруденции. Приёмы этой дисциплины позволяют правильно вести себя в любой ситуации, находить общий язык с незнакомыми людьми и влиять на их образ мыслей. Психологические методы помогают избавиться от различных фобий, нормализовать психическое состояние, сохранять душевное равновесие даже в кризисных ситуациях.

В каких сферах применяют НЛП:

  1. В переговорах. Знания данной методики позволяют лучше понять клиента, правильно выстроить с ним линию разговора, манипулировать его сознанием, настоять на своём, добиться успеха в любой дискуссии.
  2. В продажах. Все тренинги, направленные на работу с клиентами в области продаж, используют НЛП-техники. С их помощью можно «зацепить» покупателя и продать ему всё что угодно.
  3. В психотерапии. С помощью таких терапевтических техник, как «Лечение аллергии», «Коллапс якорей», «Избавление от фобий», «Взмах» и других удаётся воздействовать на сознание индивида и преобразить его внутреннее состояние.
  4. В постановке целей. Благодаря различным НЛП-методикам (SCORE, ХСР, Миссия, Линия времени) удаётся правильно обозначить цель, найти для её достижения все необходимые способы.
  5. В моделировании. Для моделирования стратегии поведения успешных и гениальных людей.
  6. В актёрском мастерстве. Специальные приёмы позволяют изменить образ мыслей, эмоциональное состояние человека, задать нужное поведение. Положение тела также может повлиять на ход мыслей, а определённые эмоции могут вызвать изменения в положении тела.
  7. В публичных выступлениях. Существуют различные методики (Ромашка, Работа с голосом, Пространственное якорение, Работа со своим состоянием), которые помогают обрести уверенность, избавиться от скованности на публике.
  8. В образовании. Поведенческие паттерны, успешные стратегии, различные подходы в достижении целей часто используются в процессе обучения.
  9. В коучинге. Различные техники НЛП (Подстройка, Ведение, Постановка целей, Якорение) используются в тренингах, ориентированных на помощь в достижении чётко определённых задач.
  10. В межличностных отношениях. Существуют базовые пресуппозиции, которые помогают лучше понимать других людей и найти к каждому индивиду подход.
  11. В саморазвитии. Изменить свой образ мыслей, настроиться на позитив, добиться успехов в нужных областях деятельности можно благодаря НЛП-приёмам.

НЛП-техники не приносят никакого вреда организму. Они ориентированы исключительно на мыслительный процесс

В большей степени данная дисциплина уделяет внимание выявлению собственных скрытых резервов. Главной задачей этого направления в психологии является обнаружение потенциала личности, талантов индивидов, обучение навыкам быстрого усвоения знаний

НЛП немыслимо без правил, которые помогают улучшить благосостояние. Главное из них — ежедневно обращать внимание на одарённых людей. Таким образом можно развить собственные таланты.

Незавершенный гештальт

Ф. Перлз, основатель этого направления терапии, выделил первостепенную причину внутреннего чувства жизненной неудовлетворенности (т. е. отсутствия чувства счастья). Согласно его убеждению, фактор, вызывающий невроз, кроется в незавершенном гештальте

Для его завершения важно достичь безразличного подхода к нему. Чем более негативно настроен человек относительно проблемной ситуации, тем труднее достичь завершения гештальта

Незавершенный гештальт — что это в психологии? Речь идет о не достигнутой цели. Она вызывает повторение определенных жизненных ситуаций, связывает человек с конкретными людьми. Другими словами, это:

  • желания, не воплотившиеся в реальность;
  • планы, дела, не достигшие завершения;
  • неожиданное, болезненное разрушение личных отношений.

Любой жизненный момент, регулярно появляющийся в памяти, приносящий выразительные отрицательные переживания, является неполным гештальтом.

Есть две причины для избавления от него:

  1. Ситуация провоцирует появление сильного внутреннего напряжения, беспокойства, дискомфорта, формирует неудовлетворенность собственной жизнью, занижение самооценки.
  2. Ситуация представляет собой существенное препятствие в достижении дальнейших целей. Человек чувствует себя неуверенно в отношении собственных способностей.

Такие индивидуумы часто неспособны налаживать отношения с другими людьми. Причина заключается в их изматывании постоянными «путешествиями» в прошлое, сожалениями, жизненной неудовлетворенностью. Здесь важную роль играют сознательные целенаправленные действия, цель которых заключается в завершении гештальта. Психология рекомендует воплощение в реальность наиболее нелепой, абсурдной мечты, не требующей существенных временных и физических затрат. Например, человек может научиться готовить экзотическую еду, танцевать сальсу, плавать определенным способом. Доказано, что после проведения такой терапии завершатся оставшиеся, более важные гештальты.

Структура и сферы психологии

Вследствие формирования психологических наук создался ряд областей, объединяющий отдельные сферы. Когнитивная психология — это наука, изучающая мышление личности, развитие когнитивных функций. Отдельная ее часть исследует бихевиоральные паттерны животных. Ее цель — выявление качеств со стандартами, характерными для людей.

Что такое психология — краткое и понятное изложение, отдельные области:

  1. Судебная. Эта область преимущественно применяется в судебной системе.
  2. Патопсихология. Исследования, касающиеся различных патологий, поведение, выходящее за рамки установленных стандартов.
  3. Клиническая. Эта сфера направлена на поиск действенных терапевтических методов при различных психических нарушениях.

Есть еще междисциплинарная область — нейропсихология

Эта сфера акцентирует внимание на осознании психических процессов, мозговой деятельности. Здесь применяются новшества компьютерных наук, нейробиологии, философии

Первостепенные приемы нейропсихологии включают:

  • раздражение, разрушение структурных связей;
  • исследования в сопоставимом анатомическом ключе.

Современная психология — это наука, изучающая человеческие возможности, ассоциирующаяся с рядом других научных направлений. Как любая дисциплина на стадии развития, психология переносит постоянные изменения, обеспечивающие ее совершенствование. Различные отрасли психологии — это науки, которые изучают законы, факты, механизмы психических явлений под воздействием определенных обстоятельств, раздражителей, исходящих извне.

Что такое психология? Получить однозначный, точный ответ на этот вопрос нелегко. Сегодня это направления объединяет более 100 дисциплин-кандидатов на звание автономных наук.

Кратко и самое главное о психологии как науке — это своего рода ядро, исследующее первостепенные принципы, механизмы, создание знаний в этой области. Цель ее фундаментальной части — становление закономерностей, обоснования приемов, способов коммуникации личности в социуме, в повседневной реальности.

Кроме базовой (фундаментальной, общей) психологии, есть также множество направлений. Наиболее комплексные и существенные из них следующие сферы:

  1. Социальная. Исследование человеческого взаимодействия в больших сообществах, этнических группах.
  2. Педагогическая. Исследование образовательного процесса, выявление воспитательных приемов.
  3. Психофизиология. Исследование взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями.
  4. Дифференциальная. Исследование личностных типологических отличий между представителями общества, определение характеристик их профессиональных качеств, темперамента, характера.
  5. Возрастная. Исследование онтогенеза, личностных характеристик, ассоциирующихся с возрастом, развитием. Эта сфера подразделяется на психологию детскую, пубертатную, юношескую, взрослую, геронтопсихологию.
  6. Медицинская. Исследование пограничных расстройств, характеристик психического формирования нездорового индивида.
  7. Патопсихология. Исследование умственных отклонений деятельности, причин, способов лечения врожденных или приобретенных мозговых нарушений, зрительных, слуховых, речевых дефектов.

Кроме указанных областей, выделяются также прикладные сферы, связанные с определенным видом человеческой деятельности. Сюда относятся психологические отрасли, как:

  • военная;
  • политическая;
  • генетическая;
  • юридическая;
  • спортивная;
  • космическая.

Основа всех психологических наук — базовое направление. Но они дифференцируются в соответствии со специализацией, приемами, применяемыми в рамках решения определенных задач.

Практическая психология — это наука, характеризующаяся активным развитием в современном мире, акцентирующая внимание на объективной характеристике, предоставлении интегральных качеств индивида. Хотя «наука жизни» психология объединяет множество отраслей, над ее принципами работают известные личности, теоретики, эта дисциплина признана относительно молодой, но активно развивающейся

Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям

Хотя «наука жизни» психология объединяет множество отраслей, над ее принципами работают известные личности, теоретики, эта дисциплина признана относительно молодой, но активно развивающейся. Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям.

Критика психологии. Критика гештальт — психологии

Критика гештальт — психологии

Критики гештальт — психологии утверждали, что у ее основателей суть изучения восприятия — к примеру, при наблюдении фи — феномена — сводилась скорее не к научному исследованию явления, а просто к признанию его существования. Такой подход был похож на полное отрицание проблемы как таковой! Экспериментаторы — психологи заявляли, что позиция гештальтистов выражена неотчетливо и что базовые принципы и границы применения их теории определены недостаточно строго, чтобы возыметь научное значение. Гештальтисты отвергали эти обвинения, настаивая на том, что незаконченность объяснений и определений нового научного направления — это отнюдь не то же самое, что неопределенность.

Другие ученые заявляли, что приверженцы гештальт — психологии слишком много занимаются теоретическими выкладками и получают слишком мало опытных данных в поддержку своих идей. Хотя научная школа гештальтизма с самого начала действительно приобрела теоретическую ориентацию, со временем ее основатели стали уделять больше внимания экспериментальным исследованиям и смогли получить множество интересных практических результатов.

Относительно этого пункта обвинений существует такое предположение, что экспериментальные работы гештальтистов оказались менее значимыми, чем работы бихевиористов, потому что им не хватало строгого контроля, а полученные с их помощью данные не имели достаточно точного количественного определения, а значит, и не подходили для статистической обработки. Гештальт — психологи оказались в такой ситуации, потому что в полученных результатах их действительно больше интересовали качественные, а не количественные стороны. У гештальтистов были просто иные цели исследования, не вписывающиеся в привычные рамки психологии.

Введенное Келером понятие инсайта также подвергалось серьезной критике. Попытки повторить эксперимент Келера, в котором шимпанзе давались две короткие палки, из коих надо было составить одну длинную, оказали слабую поддержку взглядам на роль инсайта в процессе научения. На основании повторно проведенных подобных опытов высказывались предположения, что так как решение у обезьян возникает не мгновенно, оно может зависеть от их предыдущих навыков (Windholz & Lamal. 1985).

Помимо этого, звучала критика в адрес нечетко сформулированных положений гештальт — психологии. Гештальтисты признавали, что их теоретизирования в этой области носят пробный характер, но при этом были убеждены в том, что эти предположения станут полезным дополнением к их системе.

Понятие психологии как науки

Благодаря психологии человек получает широчайшие возможности к познанию окружающих людей и себя. А способность к пониманию других субъектов ведет к признанию со стороны общественности и значительно упрощает жизнь. Современная психология изучает различные теории и практические методы, комбинируя наиболее эффективные из них. Дисциплину в наши дни принято подразделять на научную и прикладную. Первая занимается исследованием личностных качеств, социального поведения и развития человека. Вторая использует ряд психологических принципов для разрешения насущных вопросов и актуальных проблем.

Объектом исследования современных психологов считается личность человека, его мысли, особенности формирования характера и привязанностей. Субъект, не обладающий базовыми познаниями в психологии, имеет меньше преимуществ в сравнении с подкованным в данной дисциплине индивидом. К примеру, ему намного легче впасть в состояние паники и стресса после плохих или хороших известий. Человек, знакомый с психологией не понаслышке, не допустит, чтобы такая непредсказуемая мелочь отрицательным образом повлияла на его восприятие окружающей действительности.

Одним из выдающихся практикующих психологов и гипнотерапевтов является Никита Валерьевич Батурин, автор собственного канала на YouTube, посвященного психологии и гипнозу. Избавиться от фобий, навязчивых страхов или пройти обучение искусству гипноза можно, обратившись к Никите Валерьевичу.

Практическая психология — что это?

Сразу отметим, что практическая психология — это, прежде всего, отрасль науки. Поэтому заблуждаются те, кто путает ее с психологией житейской, бытовой и т. д

Она занимает важное место в социальной сфере и применяется в работе с людьми

Практическая психология раньше, до 19 века, носила название опытной и сосредотачивалась исключительно в области, собственно, психологии. Поэтому нельзя ее путать с таким понятием, как прикладная психология, концентрирующаяся на других, пусть и близких областях, и используемая в сферах более конкретных, например, в образовательной, рекламной, спортивной и т. д. Иными словами, практическая психология практикует саму психологию, а прикладная — другие области. При этом, если практические психологи говорят с людьми простым доступным языком, то прикладная психология полна сухой информации и специальных терминов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector