Аутизм у детей

Причины аутизма: факторы, вызывающие заболевание у детей | food and health

Диагностика

Как диагностировать аутизм у ребенка? Проблемами расстройства аутического спектра занимается врач психиатр. Он выслушивает родителей, их беспокойства. Затем начинается осмотр.

При аутизме можно заметить отсутствие зрительного контакта, недоразвитие речи или ее уменьшение, например: говорил, а потом вдруг перестал.

Врача интересует, как протекала беременность матери, были ли проблемы при рождении. Выясняется наследственность.

На приеме дети, страдающие аутизмом, могут вести себя определенным образом:

  • при входе в кабинет сразу идут за мебель, бегут к окну;

могут прятаться;

плачут, кричат;

доктор задает вопросы, но вместо ответов ребенок повторяет слова за врачом.

Далее начинают проводить тесты на выявление РДА. Какие методики для диагностики детей с аутизмом используются?

Вначале наблюдают за ребенком: как он реагирует на прикосновения мамы или папы, можно ли его заинтересовать игрушкой, как общается с детьми, владеет жестами (показывает ли пальцем на предмет, который хочет взять).

Второй тест на аутизм у детей более сложен:

Малышу рукой показывают игрушку

В норме он должен обратить внимание на объект, а не продолжать смотреть на кисть.. Также при диагностике используется шкала оценочного детского аутизма

В ней несколько блоков вопросов. И если ребенок набирает минимальное количество баллов, то он считается здоровым. Чем выше набранные баллы, тем вероятнее диагноз.

Как часто при совместной деятельности малыш смотрит на того, с кем играет.

Также при диагностике используется шкала оценочного детского аутизма. В ней несколько блоков вопросов. И если ребенок набирает минимальное количество баллов, то он считается здоровым. Чем выше набранные баллы, тем вероятнее диагноз.

Шкалу CARS можно найти в интернете и провести исследование самостоятельно. Однако интерпретировать результаты (ввиду мнительности родителей) должен все же психиатр.

Аденома гипофиза что это такое, причины, признаки, диагностика

Барокамеры

Тест для самостоятельного выявления аутизма

Для этого разработан Модифицированный контрольный список для аутизма у детей (M-CHAT-R). Это скрининг, который содержит 20 вопросов касательно поведения ребенка. Его проводят в возрасте от 16 до 30 месяцев. По результатам принимают решение о необходимости консультации специалиста и дальнейшего дообследования.

Родители должны отвечать на вопросы «да» или «нет». Если некоторые особенности встречаются редко (возникали один или два раза), то отвечают отрицательно.

  • Если вы указываете на предмет в другой части комнаты, ваш ребенок смотрит на это, например, на игрушку, животное?
  • Возникали ли подозрения, что у ребенка проблемы со слухом?
  • Играет ли в ролевые игры, например, делает вид, что пьет из пустой чашки, говорит по телефону, кормит куклу или зверей?
  • Нравится ли ему лазить по вещам — мебели, игровом оборудовании или лестнице?
  • Ваш ребенок делает необычные движения пальцами (шевелит) возле глаз?
  • Показывает одним пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь, например, указывая на закуску или игрушку, которая находится вне досягаемости?
  • Указывает пальцем, чтобы показать вам что-то интересное — самолет в небе, большой грузовик на дороге и пр.?
  • Ребенок интересуется другими детьми — наблюдает, улыбается, идет к ним?
  • Показывает что-то, принося предметы (цветок, игрушку), протягивая и показывая их — не для того, чтобы получить помощь, а просто пытается поделиться?
  • Отвечает, когда вы называете его или ее имя — смотрит вверх и отвечает, прекращает играть?
  • Если взрослый улыбается, он или она радуется в ответ?
  • Ваш ребенок расстраивается из-за повседневного шума — кричит, плачет от звука пылесоса или громкой музыки?
  • Любит ли гулять на улице?
  • Смотрит в глаза, когда вы разговариваете с сыном или дочерью, играете или одеваете?
  • Ребенок пытается копировать то, что вы делаете — например, хлопает в ладоши или прыгает?
  • Если вы поворачиваете голову, чтобы посмотреть на что-то, смотрит ли ребенок вокруг, пытаясь увидеть тот же предмет?
  • Есть ли попытки заставить вас наблюдать за ребенком, например, он говорит «смотри» или «смотри на меня» и ждет похвалы?
  • Понимает ли, когда вы говорите ему или ей что-то сделать — «положи книгу на стул» или «принеси мне одеяло»?
  • Если происходит что-то новое, смотрит ли ребенок на ваше лицо, чтобы увидеть реакцию по этому поводу — слышит странный или смешной шум, видит новую игрушку?
  • Нравятся ли ему активные игры?

По результатам может быть определен низкий, средний и высокий риск аутизма. Если есть основания подозревать патологию, то нужно обратиться к врачу для уточнения выявленных расстройств.

Про Артема

— Расскажите, когда впервые вы узнали, что у вашего сына аутизм? Как диагностировали расстройство?

— Проблемы в развитии появились, когда Артему исполнилось 10 месяцев. Заметили, что ребенок перестал идти на контакт, избегал смотреть в глаза. Пропали те первые слова, которые он к тому моменту уже умел говорить, а им на смену пришли истерики и бессмысленный лепет. Выработанные за первые месяцы жизни навыки утратились. Артем стал «залипать» на длинные мультфильмы, прекратил как-то общаться с нами, кроме визгов и криков.

Через полгода мы отправились на консультацию к неврологу, где нам ставили ЗПРР (задержка психоречевого развития), прописывали ноотропы, но слова «аутизм» мы не слышали. Это дало нам время на год успокоиться — вдруг рассосется. Не рассосалось.

В итоге через год, когда мы снова пошли в больницу, уже в выписках были слова, указывающие на аутизм («аутичное поведение», «аутистическое расстройство»). Но к этому моменту нам было уже понятно про аутизм у сына. В сети есть хороший скрининговый тест, его результаты явно указывали на проблемы.

При диагностике аутизма невролог сразу отправляет проверять слух. Также мы сделали МРТ, и там были видны органические изменения, которые мешали проводить сигналы по нейронным связям. И уже с этими выписками мы пошли вставать на учет в психоневрологический диспансер.

— То есть симптомы появились почти в год, а диагноз поставили, только когда ребенку было 2,5?

— Эта история не уникальна, и мы совершили ровно ту же ошибку, что и родители большинства других детей с аутизмом: мы упустили время, когда можно было уже формировать поведение ребенка.

Наше общество попросту не готово принимать детей с психическими расстройствами. В итоге многие родители готовы скрывать своих детей ото всех, включая официальную медицину, чтобы не прослыть родителями ненормального ребенка.

— А как вы и жена отреагировали на диагноз ребенка?

— Ушло много времени на принятие, были надежды, что перерастет. Сначала с моей стороны были попытки игнорировать проблемы. Но когда мы шли на обследование, мы уже знали, что у сына аутизм, и хотели помощи. Нельзя сказать, что это разом произошло: было всё нормально, а потом бах, у тебя ребенок с особенностями. Поэтому вся реакция, весь процесс принятия сильно растянут во времени.

Лечение детского аутизма

Лечить детский аутизм можно самостоятельно в домашних условиях, а также медикаментозным методом. В идеале нужно применять и тот, и другой метод терапии комплексно. Мы опишем для вас подробно оба способа лечения аутизма у ребенка, чтобы вы могли знать, что делать и в каких случаях срочно обращаться к квалифицированному специалисту.

  1. Что можно делать самостоятельно без врачебного вмешательства:
  • Часто повторяйте одни и те же действия, чтобы привить ребенку какой-то навык или умение. Например, даже если малыш научился чистить зубы, все равно ходите с ним делать эту процедуру, чтобы он о ней не забыл.
  • Составьте ребенку строгий распорядок дня и четко ему следуйте. Если хотя бы раз вы собьетесь с режима, малышу будет сложнее перестраиваться.
  • Ни в коем случае не допускайте того, чтобы у ребенка резко сменялась обстановка, к которой он привык. Это может его сильно испугать.
  • Проводите с малышом как можно больше времени, общайтесь с ним, даже если в ответ он просто отмалчивается. Кроху нужно уметь разговорить. Эта рекомендация подробно описана в книге Мэри Барбери «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход».
  • Нельзя ребенка-аутиста ругать и наказывать. В его присутствии лучше вообще разговаривать тихим спокойным голосом.

Чаще берите малыша на руки, обнимайте его, целуйте

Ему очень важно чувствовать любовь близких. Подробнее об этом можно прочитать в книгах О.Никольской о раннем детском аутизме

Автор издала очень много работ, посвященных данной проблеме.
Если малышу очень трудно разговаривать, то попробуйте наладить с ним общение с помощью карточек с картинками. О важности игрового подхода в развитии деток с аутизмом написано в книге Роберта Шрамма «Детский аутизм и АВА. ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения».
Малыш-аутист не должен переутомляться, поэтому между занятиями обязательно делайте перерыв, в который кроха сможет полноценно отдохнуть.
Каждый день делайте с крохой физические упражнения. Они могут быть элементарными. Такая нагрузка очень полезна для развития ребенка с ранним детским аутизмом.
Если ваш малыш проявляет в чем-то инициативу, нельзя ее пресекать
Желательно проявить внимание к ребенку и выполнить его предложение. Этой теме посвящен целый раздел в книге К.Лебединской «Ранний детский аутизм».

  1. Медикаментозное лечение аутизма требуется в том случае, если у малыша есть какие-то нарушения в психической системе ребенка или неправильно работают внутренние органы:

Врач может назначить пробиотики, если у малыша на фоне аутизма развился дисбактериоз.
Обязательно прописывается прием поливитаминных комплексов для укрепления иммунной системы ребенка

Отдельное внимание стоит уделить регулярному приему Омега-3.
Могут назначить гормональную терапию. Ребенку будут вводить секретин, который способствует улучшению работы поджелудочной железы.
Могут назначаться препараты неврологического характера для улучшения психо-речевого развития.

  • В редких случаях назначаются антибиотики и противопаразитарные средства.
  • Обязательно следует придерживаться ребенку специальной диеты. Нельзя есть хлеб, молочные продукты, консерванты, дрожжи, сахар и углеводы. Желательно употреблять больше жидкости, белковых продуктов и еды, которая содержит клетчатку.

В завершение хотелось бы отметить, что дети-аутисты – это не приговор. К этому недугу родителям нужно относиться с пониманием. Его нужно просто принять и сделать все возможное, чтобы малыш смог жить полноценно. Некоторые мамы, узнав о таком диагнозе, замыкаются в себе, отчаиваются. Делать этого нельзя

Окружите малыша заботой, любовью, вниманием. Именно материнские объятия порой являются самым эффективным лекарством

Психологическое состояние и образ жизни матери

Образ жизни матери ребенка и ее психологическое состояние при беременности также может повлиять на развитие такой болезни.

Перенесенные заболевания

Одной из причин возникновения аутизма принято считать перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания во время вынашивания плода. К таким инфекциям относятся корь, герпес и ветряная оспа. Даже обычный грипп и острые вирусные инфекции в такой период увеличивают риски рождения ребенка аутиста практически в два раза.

Пренатальный стресс

Эмоциональное состояние женщины во время беременности тоже может быть причиной появления у ребенка расстройств аутистического цикла. Частые стрессы, перенесенные женщиной в такой период увеличивают в крови концентрацию глюкокортикоидов, которые при избыточном количестве не нейтрализуются, а поступают в организм плода. Гормоны способны проникать в головной мозг ребенка, вызывая в нем различные нарушения, которые проявляются сразу после рождения малыша или по мере его развития. Обычно это период первого года жизни, или семи-девяти лет. Глюкокортикоиды, циркулируя по организму ребенка, становятся причиной повышенной тревожности, выраженных страхов, способствуют развитию расстройств нервной системы, а также психосоматических заболеваний, в том числе и раннего детского аутизма.

Вредные привычки

Не последнюю роль в развитии детского аутизма играют вредные привычки, которые имеются у матери во время беременности. Особенно вредно курение. Хотя ученые пока и не заявили открыто о связи аутизма у детей и курения будущей матери, но результаты исследований, проводимых в этой области свидетельствуют о том, что она существует. Таким образом, курение беременной женщины может спровоцировать развитие специфических форм аутизма у ребенка.

Алкоголь, кофеин, лекарственные препараты и наркотические вещества, употребляемые будущей матерью, также не несут ничего хорошего для здоровья малыша. Хотя прямой связи между их употреблением и развитием у детей аутизма не установлено, такие вредные привычки в целом плохо воздействуют на здоровье плода и вызывают патологические процессы в его организме.

Возраст родителей

В таком вопросе большую значимость имеет именно возраст отца. Мужчины старше пятидесяти лет на шестьдесят шесть процентов увеличивают риск возникновения аутизма. Если на момент зачатия возраст будущего отца от сорока до пятидесяти лет, то цифра снижалась до двадцати восьми процентов.

Поздний возраст матери также накладывает свой отпечаток. Женщины, ставшие матерями после сорока лет на пятнадцать процентов больше подвержены риску родить ребенка аутиста, чем тридцатилетние. А если оба родителя перешагнули рубеж сорокалетнего возраста то риски возрастали еще больше.

Лучшие материалы месяца

  • Почему нельзя самостоятельно садиться на диету
  • Как сохранить свежесть овощей и фруктов: простые уловки
  • Чем перебить тягу к сладкому: 7 неожиданных продуктов
  • Ученые заявили, что молодость можно продлить

При этом следует отметить, что большая разница в возрасте между родителями играет свою роль. Наиболее подвержены аутизму дети, чьи отцы находятся в возрасте тридцати пяти-сорока лет, а мамы на десять лет старше. И наоборот, если мужчина младше женщины на десять лет, а она, в свою очередь, находится в возрасте от тридцати до сорока лет, риск возникновения заболевания также достаточно высок.

Совокупность факторов

Говорить о какой-либо одной причине возникновения патологии нужно с осторожностью. В последнее время, ученые все чаще отмечают тот факт, что на возникновение и развитие расстройств аутистического спектра влияет совокупность различных факторов, среди которых и наследственная предрасположенность, и экология, и возраст родителей и различные психологические причины

Аутизм у детей: признаки, симптомы

У малышей отмечаются трудности взаимодействия в коллективе. Они с трудом идут на контакт, не умеют его поддерживать длительное время. Дети холодны в общении, отличаются низким уровнем эмпатии, не понимают чувств и желаний других людей, не стремятся к дружбе.

Речь ребенка с аутизмом специфична. Малыш использует ее для описания своих нужд, испытывает трудности с пониманием истинного смысла сказанного, интерпретирует речь буквально. Дети редко пользуются жестикуляцией и не умеют ее интерпретировать в разговоре с другими.

Мышление аутиста отличается вязкостью и бедностью, что находит выражение в ритуальности поведения

Для детей важно соблюдать последовательность действий. На малейшие изменения в режиме дня ребенок реагирует возбужденно, начинает кричать, может впасть в панику

Детки с аутизмом отличаются высокой тревожностью, ранимостью, неумением адаптировать навыки к новой ситуации. Они испытывают трудности с самообслуживанием, организацией и планированием деятельности.


Однообразные игры много часов

Особенности сенсорного восприятия

Дети испытывают трудности в восприятии ощущений. Некоторые гиперчувствительны. Их может раздражать громкая музыка, запахи. Они стараются блокировать раздражающий фактор. Другие детки испытывают трудности в сенсорном восприятии. Для них нужно сильное воздействие фактора.

Особенности сенсорного восприятия находят выражение в поведении и движении малышей:

  • хождении на носочках;
  • закрывании ладошками ушей;
  • кружении, раскачивании;
  • избегании телесного контакта;
  • негативной реакции на соприкосновение с определенной текстурой материалов;
  • нежелании оставаться в темноте;
  • стремлении облизать или пожевать незнакомые предметы;
  • недостаточной или избыточной реакции на раздражение (тепло, холод, боль);
  • желании облачиться в тесную, обтягивающую одежду.

Спектр проявлений аутизма настолько многообразен, что его сложно классифицировать. Тяжелое течение болезни выражается в стремлении уйти от контактов, изолироваться. Ребенок тяжело переносит зрительный и телесный контакт, гиперчувствителен. У многих деток отмечается очень тесная эмоциональная связь с мамой. При легкой степени аутизма у малыша проявляются специфические черты: эмоциональная холодность, черствость, отсутствие сопереживания, затруднение взаимодействия со сверстниками. В широком смысле аутизм можно воспринимать как отрыв от действительности, нарушение связи с реальностью.


Закрывание ушей – особенность

Нарушение адаптации

Полярность и парадоксальность в поведении выражается в сочетании бесстрашия и сверхосторожности. В одной ситуации малыш боится подняться по ступенькам, в другой – спокойно свешивает ноги из окна на большой высоте

У детей отмечаются странности в пищевом поведении: одновременная брезгливость и избирательность, желание пробовать несъедобные продукты, стремление к перееданию или голоданию.

? ? ? Ребенок с аутизмом плохо овладевает навыками самообслуживания, бытового поведения.

Он не умеет пользоваться приборами, но одновременно с этим крайне аккуратен и педантичен в быту. Болезненно воспринимает перестановку мебели, отсутствие вещей на привычных местах.

Исследования показали, что лишь 5 % взрослых людей с аутизмом благополучно адаптируются к жизни в обществе. Три четверти испытуемых нуждаются в опеке и ежедневной помощи. Даже у хорошо адаптированных людей отмечаются трудности: они периодически испытывают тревогу и чувство опасности по отношению к ситуациям, людям. Страхи «всплывают», когда аутист сталкивается с травмирующей ситуацией. У многих людей, страдающих аутизмом, проявляются странные интересы, фантазии, которые могут удивлять и пугать окружающих.


Ребенок не смотрит в глаза

Успокаивающие травы

Успокаивающие народные рецепты на основе применения трав пригодятся для понижения агрессии, раздражительности, тревожного состояния ребенка-аутиста. Еще они нормализуют сон. Терапия продолжается ежегодно курсами по 2 месяца. Пить успокаивающие отвары детям разрешено с двухлетнего возраста.

Рецепты:

  1. Чай с листьями мелиссы и мяты. Растения смешиваются в равных пропорциях, заливаются кипятком: стакан на 1 ст. л. трав. Можно добавить меда. Дозировка: 2-4 года – 50 мл 2 раза в сутки; 5-8 лет – 100 мл трижды в день; от шести лет – стакан 3 раза в сутки.
  2. Чай из душицы. Делается концентрированным – 0.5 л воды на 50 г травы. Душица заливается кипятком в какой-нибудь посуде, накрывается крышкой, обматывается одеялом либо кофтой, настаивается 2-3 часа. Двухлетним малышам пить по 25 мл 3 раза в сутки. Дозировка увеличивается на 25 мл с каждым годом.
  3. Настой из мелиссы с валерьяной. Оказывает успокаивающий эффект и благоприятно влияет на ЦНС, избавляет от страха, повышает умственную производительность. Корни валерьяны измельчаются и смешиваются с листьями мелиссы, пропорции 2:1. Ст. л. смеси варится 5 м в 300 мл воды, затем процеживается. Дозировка, как в первом рецепте.
  4. Успокаивающий сбор, повышающий активность головного мозга, устраняющий страх. В равных пропорциях смешиваются плоды шиповника, красной рябины, боярышника, цветы календулы, корень солодки, листья дербенника иволистного. Сбор тщательно измельчается. На 20 г берется стакан кипятка, настаивать час. Малышу следует пить по четверти стакана до еды.

Возрастные признаки аутизма

С возрастом дети с аутизмом могут испытывать трудности в общении, социализации и поведении. Отчасти это связано с повышением социальных требований в школе и в обществе. Дети и подростки школьного возраста могут иметь некоторые признаки:

  • потребность в рутине;
  • предпочтение одиночества;
  • отсутствие дружеских отношений;
  • агрессия;
  • волнение или разочарование, когда нарушаются рутины;
  • тревога;
  • трудность ведения разговора;
  • повышенное или пониженное обоняние, вкус, осязание, зрение и слух;
  • зацикленность на конкретных темах или видах деятельности;
  • проблемы интерпретации невербальных и социальных сигналов;
  • не соблюдение правил в школе и спорте;
  • необычная поза или движения, такие как покусывание или щелканье пальцами;
  • необычные речевые образцы и тон.

Аутизм в 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Исследования показывают, что аутичные девочки имеют более легкие симптомы. Это может привести к гиподиагностике или постановке неправильного диагноза и трудностям с лечением. Авторы исследования с участием более 800 детей с аутизмом сообщили, что девочки и мальчики имели различия в структуре мозга и поведения. У девочек, как правило, меньше встречается повторяющееся поведение.

Что это такое

Аутизм у детей — что это за болезнь и как ее выявить? Диагноз встречается редко, примерно 5-11 аутистов на 11 000 младенцев. Однако из-за сложности диагностики многие случаи так и остаются незамеченными. В результате их намного больше.

Понятие и примеры

Аутизм, как патология, характеризуется замкнутостью, невозможностью нормально общаться со сверстниками, склонностью к повторениям в виде монотонных движений предположительно из-за нарушений в головном мозге.

Точной причины, от чего бывает аутизм у детей, до сих пор не определено. Одно время ее относили к психиатрическим нарушениям.

Их называют «призраки», «дети дождя» и еще многими эпитетами. Многие люди плохо представляют себе, кто такой аутист. Покажем на примерах, как проявляется аутизм у ребенка:

  • Володе 6 лет. Его мама рассказывает: «Когда я его звала, он даже не смотрел в мою сторону. Я думала, что он глухой.

    Единственное, что сын любил делать – это садился на стул или на пол и качался из стороны в сторону. Постоянно, бывало, по 20 минут без перерыва. Но любит плавать, умеет немного считать;

Стеше 5 лет. Она не знает, как играть с ровесниками. Мама берет ее за руку и объясняет, как надо правильно играть в простые догонялки;

Артем, 8 лет. Всегда был замкнутым, почти ни с кем не разговаривал. В какой-то момент его стали раздражать посторонние звуки: шум машин, мяуканье кота, даже шарканье ботинок. Стал пугаться новых вещей.

Вокруг заболевания ходит много домыслов, самые популярные из них:

  • Это не заболевание, просто эти дети – гении. — Нет, можно назвать способными лишь их малый процент.

Прививки – зло. Это и есть причина. — Неправда. Никто не знает точно, почему появляется болезнь.

Прочитали в интернете: мое чадо — аутист. Так думает каждый второй родитель, найдя «все признаки» в обсуждениях на форумах и сайтах. В действительности, хотя количество таких деток растет, общее число ничтожно мало.

Эгоцентризм — определение, признаки и отличия от эгоизма

Причины аутизма

Каждому потенциальному родителю, хотелось бы знать, что провоцирует рождение ребенка с отклонениями. Зная об этом, можно попытаться снизить риски. Специалисты считают, что имеет смысл говорить не о каком-то одном факторе, а о целом комплексе. К тому же точных причин возникновения аутизма у детей пока не выявлено. Среди возможных называют:

  • мутации на генном уровне;
  • поражения центральной нервной системы органического типа;
  • нарушение обмена веществ;
  • гормональные сбои;
  • инфекции вирусного или бактериального характера;
  • отравление ртутью другими химическими веществами;
  • злоупотребление антибиотиками.

Примерно в 9 из 10 случаев дети-аутисты появляются на свет таковыми в результате генетических сбоев. Причем оба родителя могут быть абсолютно здоровы. То есть, речь идет о совершенно спонтанной мутации, которую, могут спровоцировать негативные внешние факторы, перечисленные выше.

Проблемы семьи, воспитывающей аутичного ребенка

Ключевая проблема, как правило, заключается в том, что понимание наличия аутизма у родного ребенка происходит очень внезапно. С малышом трудно идти на контакт и взаимодействовать, но родители успокаивают себя тем, что ребенку интересно наедине с самим собой и он проявляет хорошие навыки в чем-либо. Поэтому подтверждение диагноза обычно становится очень большим стрессом.

Еще бы: кажущаяся гениальность и одаренность малыша на практике оказывается отсутствием способности к обучаемости.

Специалист может предложить отправить ребенка на обучение в специальный интернат. Делать ли это – каждая семья решает самостоятельно.

С наибольшими трудностями обычно сталкиваются мамы детей-аутистов, т.к. с рождения малыша они не получают ожидаемой радости и положительных эмоций взамен на постоянные тревоги и хлопоты, как в нормальных семьях.

Ребенок отказывается смотреть людям в глаза, не идет на руки, не смеется и даже не проявляет любви и привязанности к родной маме.

В результате у женщины может сформироваться состояние эмоционального угнетения, раздражительности и сильной депрессии.

Наряду с этим, у аутичного ребенка может отмечаться сильная привязанность к кому-либо из близких. Отличать такую привязанность от обычной будет разве что невозможность подолгу смотреть в глаза собеседника и нежелание контактировать с другими людьми, не вошедшими в круг «избранных».

Отцы в большинстве своем проводят основную часть времени на службе, поэтому не настолько сильно поддаются воздействию стресса, характерного для воспитания больного ребенка. Наряду с этим, папы также чувствуют себя разочарованными и виноватыми, хотя и стараются скрывать эмоции.

Ситуация усугубляется тем фактом, что за «сложным» ребенком зачастую приходится ухаживать в течение всей жизни. В особой обстановке взрослеют сестры и братья аутистов: в быту им приходится испытывать некоторые сложности, т.к. родителям нередко приходится жертвовать их потребностями и интересами в пользу больного ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: