Фрейдизм и неофрейдизм. основные идеи и представители

Психоанализ - классический и современный, его теория и методы

Значение

Любая обмолвка человека проявляется совершенно внезапно и неожиданно, даже для самого говорящего. Иногда он путает всего лишь одну букву в слове, а бывает, что случайно вставляет в речь целое словосочетание, совершенно не связанное с темой высказывания.

Мы очень часто слышим в таких случаях, что это «оговорка по Фрейду», что это значит на самом деле? Предположительно, это высказывания наших бессознательных переживаний.

По мнению знаменитого психолога, любое неосознанное желание человека со временем может стать причиной психологических проблем. Но рассказать о них врачу или другу индивид не может, поскольку сам не осознает, что проблема существует.

Подобные обмолвки лишь выход этих желаний на поверхность. Часто человек сам не понимает своих внутренних желаний, либо же он не хочет их признавать сознательно, поскольку они противоречат общепринятым стереотипам.

Поэтому на вопрос о том, что это значит по Фрейду, можно смело говорить о крике подсознания, попытке выявить скрытое наружу, чтобы человек или его окружения поняли, что на самом деле требуется индивидууму, что он скрывает от самого себя.

Таким образом бессознательный человек просит помощи в решении его психологического внутреннего конфликта. Но, к сожалению, очень часто не так просто понять, что именно человек имел ввиду и почему именно это слово или фраза проявилась наружу.

Где в таком случае нужно искать проблему? При подробном рассмотрении, всегда можно найти ответ на этот вопрос. Главное — желание человека понять, чего же ему не хватает на самом деле.

Теории неофрейдизма

Общество предъявляет человеку много различных требований. Способность личности вписаться в рамки социума, соответствовать его ожиданиям будет говорить о степени адаптивности индивидуума.

Характер формируется с детства на основе культурных, исторических, религиозных и т. д. факторов. Столкновение интересов общества с желаниями личности, их не совпадения, могут привести к внутриличностному конфликту. Страхи, живущие в подсознании, непринятие своих отрицательных качеств, заниженная самооценка приводят к повышенной тревожности и возникновению психологических проблем.

Что такое неофрейдизм, в общем смысле понятно, но каждый последователь данного направления привнес свое понимание. Например, К. Хорни, не отрицая идею бессознательного, пришла к выводу, что причины психологических проблем личности будут отличаться в зависимости от национальных, исторических и культурных составляющих. А

Адлер акцентировал внимание на бессознательном стремлении человека к власти. К

Юнг сосредоточился на изучении коллективного бессознательного и архетипов.

Определение понятия «фрейдизм»

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм – это теория психоанализа, которая объясняет некоторые психические процессы, происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» — носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться защитные механизмы.

Основы фрейдизма

Основы фрейдизма сводятся к тому, чтобы максимально усилить эго человека, как переходящей и связующей структуры. Именно оно способно предотвратить развитие неврозов, осуществить достижение желаемого, сохранить социальность. Напряжение, нарастающее у личности под давлением внешних сил (требования и запреты общества, осуждение и стыд) и внутренних побуждений (интимные желания, биологические стремления, мортидные тенденции) приводят либо к нарушению психического гомеостаза либо к выработке психологических защит. Когда психика не справилась, то личность попадает в клинику патологий, если же ещё имелись ресурсы, то строятся защиты, немного искажающие реальность и делающие её доступной для выживания.

Защитные механизмы являются основой описания поведения человека во фрейдизме. Так вытеснение говорит о травматичном опыте и невозможности на данном жизненном этапе его принять и интериоризировать. Сублимация показывает и наличие энергии, и скрытые настоящие потребности – если смотреть на среднестатистического человека можно понять, сколько все могут заниматься спортом (или другим делом), когда эти показатели завышены, значит в другой сфере пустота, требующая реализации.

Регрессия появляется, когда личность попадает в экстремальные для неё условия или травматичные и тогда происходит соскальзывание на предыдущие уровни. Это могут быть примитивные реакции успокоения (взрослые начинают сосать палец как дети) или принятия решений (выбрать самое яркое, как в подростковом возрасте).

Цель всей психоаналитической терапии сводится к тому, чтобы гармонизировать конфликты, возникшие в личности на ранних этапах развития. Вся система развития, прохождения возрастных кризисов, любые достижения и способы построения активности рассматриваются через призму первых лет жизни, где были заложены проблемы, успехи, компенсаторные механизмы и стили защит.

История психоанализа

История психоанализа берет свое начало в 1880 году, в дни, когда венский врач Й. Брейер поделился с товарищем З. Фрейдом примечательной историей о пациентке, излечившейся от симптомов истерии после сеанса гипноза. На приеме она смогла озвучить глубоко травмирующее событие, произошедшее с ней. Итогом стала сильнейшая эмоциональная реакция. Катарсис привел к значительному смягчению симптомов. Когда пациентка вышла из состояния гипноза, она не помнила о своих признаниях.

Фрейд решил применить методику со своими пациентами – результаты Брейера подтвердились. Партнеры поделились выводами в общей публикации «Исследования истерии», утверждая, что симптомы истерии вызваны подавленными воспоминаниями о неких травмирующих событиях. Тяжелая ситуация вытесняется из сознания, но продолжает оказывать на пациента влияние.

Личные причины побудили Брейера отойти от исследований и Фрейд приступил к независимой работе. Ему удалось обнаружить, что похожий результат достигается не только при истерии, но и при навязчивых состояниях сексуальной природы, зачастую возникающих еще в детские годы.

Психоаналитик изначально считал ключевой причиной неврозов Эдипов комплекс. Симптом начинает формирование в моменты, когда бессознательные влечения ребенка грозят прорвать барьер, поставленный вытеснением, что оказывается неприемлемым для прочих частей психики из-за страха наказания и по соображениям морали.

Неофрейдизм Э. Фромма

В отличие от своих коллег, Эрих Фромм не имел медицинского образования. В университете он изучал философию, социологию и психологию. Это наложило определенный отпечаток. В своих работах Фромм рассматривает развитие личности больше с позиций философии и социологии. Здесь его взгляды совпадают с идеями неофрейдизма. Фромм считает, что объяснить все многообразие поведения человека только лишь биологическими инстинктами невозможно.

Человека можно понять через его отношение к миру, к себе, к другим. Становление личности происходит во взаимодействии внутренних побуждений и социальными нормами. Эрих Фромм, как и другие представители неофрейдизма, считал, что психоанализ должен включать в себя:

  1. Не только понимание биологической природы личности, но и оперировать такими понятиями, как свобода, вера, справедливость, истина и т. д.
  2. Наряду с методом самонаблюдения, предоставлять возможность человеку выговорится, исповедоваться. Проговаривание болезненных ситуаций позволяют по-другому взглянуть на них, тем самым, снизив их психотравмирующее действие.
  3. Применять методы психоанализа для оценки исторических и культурных событий.

Сущность понятия «фрейдизм»

Определение 1

Фрейдизм или психоанализ – это общее обозначение различных школ, которые возникли на базе психологического учения З. Фрейда, выводящего проблемы взрослого человека из полового инстинкта.

Психоанализ получил большую известность за пределами психологии и его идеи оказывали влияние на области деятельности, связанные с человеком. Концепция носит имя её основателя З. Фрейда. Постепенно, опираясь на идеи Фрейда, формировалось психологическое направление «психоанализ».

Данный термин имеет три значения:

  1. теория личности и психопатологии;
  2. метод терапии личностных расстройств;
  3. метод изучения чувств и неосознанных мыслей человека.

Используя топографическую модель, Фрейд в психической жизни выделял три уровня – сознание, предсознание, бессознательное.

Сознание состоит из ощущений и переживаний, осознаваемых человеком в данный момент. Сознание может охватить небольшой процент хранящейся в мозге человека информации.

Часть информации осознается в течение малого периода времени и погружается на уровень бессознательного. Иногда бессознательное называют «доступной памятью», которая включает весь опыт, не осознаваемый в данный момент. В результате небольшого усилия, она может вернуться в сознание спонтанно.

Бессознательное является глубокой и значимой областью психики человека. В бессознательном хранятся инстинктивные побуждения, эмоции и воспоминания. В свое время они угрожали сознанию, поэтому были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Сознанию человека бессознательные переживания полностью недоступны, но они определяют действия человека в значительной степени.

Клинические наблюдения Фрейда в течение длительного времени помогли ему сформулировать психологическую концепцию, состоящую из трех уровней – «Оно», «Я», «Сверх-Я».

В точном значении слова психоанализ отличается от фрейдизма.

Замечание 1

Фрейдизм – это разновидность психодинамического подхода, который значительно шире фрейдизма и не сводится к нему.

Фрейдизм можно узнать по его основным тезисам:

  • природа человека эгоистична, основу поступков которого составляют подавленные сексуальные желания;
  • дети в обязательном порядке проходят через Эдипов комплекс – это означает, что мальчики ненавидят отца как соперника, когда начинают желать свою мать, девочки – аналогично;
  • в психосексуальном развитии существует пять фаз – оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Фрейд выделяет пять фундаментальных принципов психоаналитического подхода – динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. Эти принципы лежат в основе психоаналитического наследия.

Фрейдизм имеет свои недостатки и достоинства

Достоинством является внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности, а также и то, что психоанализ получил распространение в психотерапии, психиатрии, в консультировании.Среди недостатков – преувеличенная в жизни и психике человека роль сексуальной сферы

Психоанализ кратко

В рамках психоанализа внимание уделяется бессознательным процессам психики и мотивам человека. При этом, в основе лежит конфликт между сознанием и ситуациями, вытесненными в бессознательное

Главной причиной этого процесса является влияние социума. Человек, как биологический объект, желает получать удовольствие и избегает боли. Но на него действуют правила, установленные в обществе. Они фиксируются в сознании. При этом, желания подвергаются цензуре и, как неугодные, вытесняются в бессознательное. Это происходит со всеми желаниями человека, о которых он не позволяет думать в силу установок или запретов, сформулированных внешней средой.

Краткая биография Ричарда Вебстера

Будущий британский писатель родился в 1950 в семье методистов. В 1973 окончил Университет Восточной Англии и стал бакалавром лингвистики. Через год принимает решение продолжить образование на факультете клинической психологии. Из-за болезни отца вынужден бросить учебу и приступить к управлению семейным почтовым офисом в Кембридже .

  • В 1977 женится, спустя 7 лет вместе с женой открывает книжный магазин The Orwell Bookshop в Сауфволде. Успешный бизнес был продан из-за развода Ричарда с женой Бод .
  • 1990 год – выпуск работы «Краткая история богохульства», где рассматривает влияние романа С. Рушди «Сатанинские стихи». Публикация книги вызвала широкий резонанс. По утверждению самого автора:

«Сатанинские стихи нанесли вред мусульманской культуре, человечество не должно в произвольном порядке защищать свободу слова и свободу публикации книг, которые причиняют страдания меньшинствам или усилить расовую напряженность» .

1995 – выпуск труда «Почему Фрейд был неправ?», который считается лучшим и наиболее известным среди работ Вебстера. В книге Фрейд рассматривается как личность с комплексом Мессии, также автор приводит аргументы в подтверждение тезиса о психоанализе как лженауке и завуалированном продолжении Иудейско-Христианской традиции.

«Помимо перевода старой доктрины первородного греха на язык современных биологических терминов внутри своей системы, Фрейд также нашел место для одного из наиболее мощных религиозных институтов – института исповеди» .

В дальнейшем Ричарда Вебстера глубоко волновал вопрос ложных утверждений (ложное обвинение, лжесвидетельствование и проч.). В книге «Тайна Брин Эстин» сравниваются обвинения в жестоком обращении с детьми и охота на ведьм в Средние века. Автор предполагает, что изучаемые им обвинения были сфабрикованы и стали явлением массовой истерии.

Ричард Вебстер умер в 2011 году по естественным причинам. Последний год жизни он посвятил работе над скандалом в Casa Pia, учебном заведении в Португалии. Сотрудники учреждения были обвинены в сексуальном насилии над детьми. Вебстер сотрудничал с португальскими властями для выявления «истерии и преувеличения масштабов инцидента» .

Как проводится психоанализ?

Если гипноз не годится для самопознания посредством исследования своего бессознательного, т.к. оставляет пациента в бессознательном состоянии – как же человеку познать свое бессознательное?

Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, а также рассказывать о своих проблемах, опасениях и страхах. Запретных тем нет

Можно говорить без опаски,  потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика – а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик в реальной жизни пациента – это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика). Поэтому можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ, а психоаналитик – только психоаналитик

И, естественно, если пациент может говорить все, что ему приходит в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике (в психоанализе это называется переносом).

Психоанализ – это анализ чувств пациента, связанных с его прошлым, настоящим и будущим, а также чувств, которые он испытывает здесь-и-сейчас в кабинете психоаналитика, в том числе и в адрес самого психоаналитика. Это оказывается возможным благодаря нейтральной позиции психоаналитика, который не осудит пациента, что бы он ему ни сказал. Это создает особую атмосферу безопасности и доверия, которая называется психоаналитической ситуацией.

Свободные ассоциации

Метод свободных ассоциаций – основное открытие Фрейда, сделанное совместно с его учителем . Это открытие естественной потребности любого человека говорить то, что приходит в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности – небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).

Маленький ребенок, который только научился говорить, всегда говорит все, что приходит ему в голову… До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли.

В конце концов, сама жизнь учит нас, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову ().

Наша вынужденная неискренность принуждает нас, в конце концов, быть неискренними с самим собой: скрывать от себя самого собственные желания, мнения, обиды – культура социума вынуждает нас репрессировать самого себя. От этого – неудовлетворенность жизнью и, в конце концов, неудовлетворенность самим собой, что составляет синдром, называемый депрессией.

Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь, не думая. Легче это делать лежа на кушетке. Психоаналитик сидит вне поля видимости пациента, слышен только его голос. А если Вы не видите психоаналитика, значит его, как бы, и нет – поэтому легче говорить все, что приходит в голову.

Психоаналитик, также как случайный попутчик, внимательно Вас слушает (психоаналитик и есть, в каком-то смысле случайный попутчик, если пациент случайно забрел на его сайт в интернете). Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдет с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжелыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, так и не успев ничего сказать. Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своем кабинете – и если Вы с ним договорились, что он будет Вас ждать по вторникам и пятницам в 19:30 – Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет. , что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего в самый важный момент.

Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить подавленную в далеком детстве способность говорить все, что приходит в голову. Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как происходило в детстве, и как происходит во взрослой жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову – могут иметь и другие причины. Это значит можно  – проанализировать причины .

::

Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение – эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик – это еще не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают – это еще не психоанализ.

Представители психоанализа

Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.

Зигмунд Фрейд — основоположник психоанализа.

Карл Густав Юнг некоторое время был учеником и поклонником работ Фрейда. Основной причиной, послужившей для разлада между учеными, стало расхождение взглядов на действие сексуальных побуждений. Юнг утверждал, что их роль неважная, как об этом говорил его учитель.

После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества. В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное. Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.

Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.

  • Альфред Адлер, изучая неврозы, выделил идею, что недостатки становятся для человека причиной развития и тревожности. Человек, осознавая свои недостатки, чувствует свою неполноценность. Это формирует в нем постоянное ощущение тревожности за свои умения, способности и возможности. При этом, острая потребность их преодоления позволяет развиваться через поиск новых решений. Из этого возникают социальные интересы и стремления.
  • Эрик Берн изучал Я человека. Он определил, что Я может находиться в трех состояниях.
    • В состоянии «родитель» определяющая тенденция к необходимым действиям. Слово «надо» становится ведущим и указательным.
    • В состоянии «ребенок» главными являются желания. Это состояние беззаботности, хорошего настроения и позитивного взгляда на жизнь.
    • «Взрослый» регулирует два предыдущих состояния, своевременно и в зависимости от ситуации.

Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас «взрослого», «ребенка» и «родителя» вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться «ребенок» с нежеланием это делать.

Основателем неофредизма, получившего развитие в Америке, считается Эрик Фромм. Он полагал, что психоанализу не хватает гуманистической тенденции. По его мнению, на человека влияют тенденции экономики, политики, религии

Поэтому, в рамках неофрейдизма, сначала уделяется внимание пониманию, в какой среде живет клиент и от чего зависят его интересы

Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.

  • Карен Хорни в рамках психоанализа разработала основные стратегии, которые человек использует в поведении. По ее мнению, они способствуют решению конфликта между человеческими желаниями и границами дозволенного.
    • Направленность на социум. Это стратегия взаимодействия людей. Она применяется людьми с уступчивым типом личности. Таким люди настроены на общение и готовы идти на компромисс.
    • Направленность против социума. Стратегия враждебного типа личности. Для них внешний мир выглядит ареной, где идет борьба за лучшее место. Сами они тоже настроены на завоевание лучших позиций.
    • Отказ от взаимодействия с социумом. Такая стратегия важна для обособленного типа личности. В их понимании избегание проблем один из вариантов, который помогает избавиться от любых тревожных стимулов.

Современный психоанализ

Развитие классического психоанализа привело к тому, что многие идеи Зигмунда Фрейда подверглись жесткой критике. Даже те сторонники, которые изначально разделяли его постулаты, со временем переосмыслили взаимосвязи и культуру человека, выдвинув собственные учения.

Дополнительная информация! Австрийский врач Альфред Адлер, пересмотрев парадигмы Фрейда о бессознательном и сознании, влечениях индивида, причинах конфликтов, создал учение, которое получило название «индивидуальная психология».

Среди основных работ медика можно выделить:

  • практику и теорию индивидуальной психологии;
  • исследования органической неполноценности.

Адлер поддерживал мысль о том, что бессознательное и сознание – не антагонистические части личности. А индивида можно охарактеризовать не при помощи анализа внутренних противоречий, а руководствуясь жизненным стилем человека, который сформировался в процессе преодоления трудностей в детском возрасте.

Современный психоанализ

Справка! Адлер считал, что каждый человек обладает чувством неполноценности, компенсация которого выражается в стремлении личности получить власть и превосходство над остальными.

Эрик Фромм считал, что при помощи классического психоанализа можно улучшить знания о человеке, но невозможно понять, как индивиду жить и действовать. Немецко-американский психоаналитик критиковал Фрейда за его поверхностное понимание сексуальности, сведенное к биологическим основам.

Дополнительная информация! Фромм старался углубить фрейдовские представления о личности и направить их в экзистенциальную плоскость.

Психоаналитик считал, что человек – единственное в мире существо, которое представляет проблему для самого себя. Главной задачей любой личности является разрешение этой ситуации.

Современный психоанализ до сих пор провоцирует множество дискуссий и споров, которые ведутся вокруг парадигм Фрейда. Благодаря философским размышлениям психоаналитиков, а также комбинациям структурализма, герменевтики, персонализма, экзистенциализма, в психологии появились новые направления, такие как:

  1. Структурный психоанализ. Направлен на изучение желаний клиента посредством анализа трех уровней психики человека, а также структуры языка и речи.
  2. Психоаналитическая герменевтика. Согласно этому направлению, действие психоанализа начинается в момент выхода клиента и аналитика за рамки терапевтических отношений.
  3. Экзистенциальный психоанализ представители помогают человеку не только осмыслить сновидения, но и исследовать мысли в период бодрствования.

Современный психоанализ это настоящий микс различных направлений в психологии. Его развитие продолжается до сих пор, так как человеческая психика уникальна и интересна. Различные подходы помогают посмотреть на нее под разным углом.

Определение неофрейдизма

Неофрейдизм – это новая психологическая школа, ориентированная на рассмотрение личности человека через призму социокультурных факторов.

Основателями данного направления в психологии стали Г. Салливан, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм

Они обратили внимание на то, что не все проблемы с психикой можно объяснить стремлением либидо. Не устраивал и тот факт, что Фрейд основывал свою теорию, изучая отклонения психики у пациентов психиатрических клиник, не принимая во внимание такое явление, как здоровое развитие индивидуума

Однако фундаментом рассмотрения личности остается психоанализ Фрейда. Неофрейдизм переносит акцент на выявление причин личностных отклонений в сферу конфликта между человеком и обществом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: