Дзен буддизм

Философия буддизма и ее основные направления

10 Буддистских заповедей о морали

Настоящие буддистские заповеди это все те же:

  1. Не убивать;
  2. Не красть;
  3. Не прелюбодействовать;
  4. Не врать и не клеветать на невинных;
  5. Не употреблять дурманящие вещества;
  6. Не сплетничать;
  7. Не превозносить себя и не унижать других;
  8. Не скупиться если перед нуждающимися;
  9. Не держать зла и не провоцировать его;

Но как вы понимаете, настоящему буддисту, знающему все вышеперечисленное в нюансах, а также как это на самом деле работает, даже и в голову не придет совершать плохие поступки. Так как он знает, что за плохие дела его ждет негативная карма, которая максимально усложнит его счастливую жизнь, а также привяжет его к тем людям, которым он сделал плохо.

Именно поэтому я в начале и сказал, что человек понимающий философию и истинную суть буддизма знает в чем проблема его собственных неудач и страданий и проблем окружающих его людей, поэтому он может прожить жизнь гораздо более правильно и, соответственно, счастливо, не нарушая законы Вселенной и Божественные принципы, а возможно и получив это такое желаемое «просветление».

Основная идея буддизма

Ну а на этом сегодняшний рассказ о философии и основных идеях буддизма я закончу, возможно получилось немного сумбурно, но на самом деле дочитав до конца этот текст вы станете понимать основные принципы и идеи буддизма в разы лучше, чем большинство тех, кто считает себя буддистом.

И закончу я высказыванием шестого патриарха Дзен буддизма Хуэнэна о сущности и сути буддистского учения: я говорю тебе: «Ищи прибежище в себе самом». Будда — внутри тебя, ибо Будда — значит пробуж­денный, а пробуждение может происходить лишь из­нутри. Дхарма — внутри тебя, ибо Дхарма — значит праведность, а праведность ты можешь найти только в себе самом. И Сангха — внутри тебя, ибо Сангха есть чистота, а чистоту ты можешь найти только в себе са­мом.

Именно поэтому я призываю вас, скорее не к большому книжному знанию, а больше к его конкретному применению на практике, поэтому сегодня я дал вам максимальное количество живых примеров и вариантов применения основных идей буддизма в реальной бытовой жизни для обретения счастья.

Ну и, естественно, Основные идеи, суть и философские принципы буддизма как религии и учения — это очень обширная тема, поэтому в рамках данной статьи не получилось рассказать все что надо, но на нашем Портале Обучения и Саморазвития вы сможете найти еще большое количество статей об этой замечательной и мудрой религии.

А также, если вы заметили, я в основном писал сегодня о том, что не надо делать, а вот что необходимо делать буддисту читайте отдельно. Еще советую прочесть о сути и истории учения Будды и ее одну попытку объяснить главные идеи, суть, принципы и философию буддизма и об укладе жизни в буддистских монастырях и отличие их от монастырей других религий. Ну и конечно также будет неплохо узнать о сути настоящего христианства, йоги, и почему существует так много религий.

Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен?

Состояние дзен, внутренний дзен

Среди людей можно услышать: «Познал Дзен». Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен? Это означает: «состояние постоянной медитации» и «абсолютный невозмутимый ум». Но если человек об этом говорит и даже утверждает, что он знает что такое Дзэн, то он живет обманутым. Узнать суть Дзена дано только избранным людям и учения этой философии построены так, что человек не будет о себе говорить в таком ключе.

Состояние Дзен — это спокойствие изнутри, светлый ум и душа. Дзен внутри человека — это невозмутимость. Человека, который познал Дзен, невозможно вывести из равновесия. Кроме этого он может самостоятельно помочь своему оппоненту обрести внутреннее спокойствие.

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, отличие, особенности

Касательно понимания Дзен-буддизма стоит отметить, что если пытаться понять, то это будет не Дзен-буддизм. Человек должен постигнуть действительность в том как она есть. Если говорить об отличиях Дзен-буддизм от буддизма, то разницы нет никакой, так как такая практика и есть буддизм. Все практики буддизма делятся на:

  • Саматхи  — успокоение ума и тела, понимание покоя и умиротворенности.
  • Випассану — позволяет наблюдать за появлением феноменов ума. Человек открывает что-то новое для себя в чувствах, мыслях, эмоциях.

Все практики буддизма помогают уму избавиться от страданий, освободиться от неправильных взглядов, взрастить правильное мировоззрение. Просто Дзен помогает приобрести важные элементы правильного мышления и образа жизни, устранив разрушение ума

Не нужно следовать правилам, важно понять мироустройство. В буддийской практике нет правил, предположений, гипотез

Если человек научится постигать Дзен, то он избавится от заблуждений и будет жить в спокойствии и умиротворении.

Философия буддизма

И это еще я не упоминал про депрессии, болезни, несчастные случаи, войну, смерти близких людей и подобное. Да что говорить, в принципе, все мы знаем отчего в этом мире страдают люди.

Но вот как избежать этих страданий мы как раз и не знаем, а в этом нам поможет разобраться именно философия буддизма, как религиозного и философского учения.

Итак, практическая философия буддизма настаивает, что все несчастья и страдания человека возникают от его неправильного и не морального поведения. От его слишком большой привязанности к материальным объектам этого мира, от его излишних и зачастую неверных оценочных суждений, а также от через чур сильного желания добиться чего-либо.

Причины человеческих страданий в Буддизме

Соответственно главными и самыми тяжелыми привязанностями, и причинами страданий для человека, а можно даже сказать 10тью заповедями Буддизма (существуют и настоящие 10 заповедей этого учения, но они все имеют отношение к правильному поведению, а не всему буддизму в целом), которые из них можно вывести, лично я бы мог назвать:

Девять моих заповедей буддизма

Привязанность к плодам своего труда и ожидание отдачи.

Привязанность к материальным объектам и деньгам.

Привязанность к своему телу и своим качествам.

Привязанность к наслаждениям и еде.

Привязанность к другим людям.

Далее идет большая проблема оценочных суждений и желание кого-то судить.

Сильное желание чего-то добиваться и получить.

Нежелание идти по срединному пути.

И конечно плохое и неправильное поведение человека.

Некоторые противоречивые высказывания о Дзэн

Когда тема Дзэн-буддизма затрагивается в беседах людей, не посвященных, можно услышать сравнение медитации Дзэн-буддизма с абстрагированием от проблемы. При внешней схожести данных моделей поведения, однако, существует одно существенное отличие.

Когда мы абстрагируемся от ситуации — мы делаем вид, что ее нет. Мы прячемся от переживаний, не хотим их видеть. И, таким образом, поддаемся влиянию болезненных чувств (меняем свое поведение ради иллюзии избавления от проблемы).

Когда мы используем медитацию Не — думанья, мы остается с открытыми глазами. Мы видим проблему! Но не думаем о ней! — Это гораздо сложнее, чем сделать вид, что проблемы нет. Однако, именно способность стать сильнее своих чувств позволяет человеку самому управлять своими чувствами. — И это еще один из многих механизмов действия Дзэн.

Литература

  • Лепехов С. Ю., Донец А. М., Нестеркин С. П. 3.2. Чаньские гунъань: «живое слово» для просветленного сознания // Герменевтика буддизма / отв. ред. Б. В. Базаров. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. — С. 202—224. — 264 с. — ISBN 5-7925-0175-0.
  • Майданов А. С. Коаны: стиль и смысл // Противоположности и парадоксы. М., 2008.
  • Майданов А. С. Коаны чань-буддизма как парадоксы // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 318—353.
  • Нестеркин С. П. Некоторые философско-психологические аспекты чаньских гун-ань // Философские вопросы буддизма / отв. ред. В. В. Мантатов. — Новосибирск: Наука, 1984. — С. 72—80. — 128 с.
  • Судзуки Д. Т. Очерк первый. Практика коанов как путь к реализации сатори, или достижению просветления // Очерки о дзэн-буддизме. Часть вторая / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 12—240. — 396 с. — .
  • «Антология Дзэн», Изд. «Аркаим», 2004

Эта страница в последний раз была отредактирована 10 июня 2018 в 09:44.

Четыре принципа дзен-буддизма

Бодхидхарма сформировал четыре принципа дзен-буддизма:

[mk_custom_list style=»e26a» icon_color=»#0bb697″ margin_bottom=»30″ width=»1/1″ el_position=»first last»]

  • особая передача вне Учения
  • не опираться на слова и тексты
  • прямое указание на сознание человека
  • созерцая свою природу, становиться Буддой.

Что это значит? Передача вне учения означает, что в присутствии Мастера обучение происходит особым образом, он передаёт частичку своего осознания, бытия напрямую ученику, минуя ум и понимание.

Не опираться на слова и тексты – не привязываться к традиционным формам обучения через разговоры. Буддизм предполагает изучение и заучивание сутр, молитвы Будде и поклонение. Дзен-буддизм против этого: не разговоры приведут к просветлению, а действия, только практика.

Прямое указание на сознание человека подразумевает, что нужно ориентироваться на наблюдение самого себя, развивая самосознание. Направленность внимания должна быть не на внешние объекты, коими также можно назвать и мысли, а на то, что лежит за ними – на свою истинную природу.

Созерцая свою природу, становиться Буддой. По мере практики, развивается способность к осознанию, сознание очищается от иллюзорного восприятия, ум становится тихим, гладким, как поверхность воды и непоколебимым, как гора. В этом состоянии человек созерцает себя и осознаёт свою природу Будды.

Практика дзен не учит человека чему-то новому и не воспитывает в нём каких-то навыков, а только лишь освобождает его от хаоса и ненужных вещей, от двойственности сознания. Это звучит как-то легко и не эффектно, так что можно сказать и по-другому.

[mk_blockquote style=»line-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Человек полностью меняется, он становится свободным от страхов, комплексов, условностей,  становится сильным и свободным, находясь в гармонии с собой и с окружающим миром. На него невозможно никак воздействовать, ибо он не привязан ни к чему.

Как религиозное течение

Как направление буддизма Дзен-учение оформилось в Китае и широко распространилось на близлежащие страны. Но именно термин в отношении религиозного течения употребляется только в Японии и (как это ни странно) в Европе. Эта философия не является теистичной или атеистичной, а потому хорошо адаптируется к любым другим религиям.

В Китае она смешалось с даосизмом, в Японии – «легла» на синтаизм, в Корее и Вьетнаме впитала местные шаманские верования, а на Западе активно переплетается с христианскими традициями.

Особенность любого религиозного Дзен-направления в непризнании возможности передачи знания письменным способом. Научить понимать мир способен только гуру, просветленный или пробужденный. Причем сделать он способен самыми разными способами – вплоть до ударов палкой. Также в религиозном понимании отсутствует четкое определение самого понятия.

Дзен Буддизм | Дзен Буддизм | Искусство Дзен

Название: Дзэн (созерцание)Время возникновения: V—VI векаОснователь: Будда, Бодхидхарма

Дзен — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее.
Духовная передача традиции дзэн восходит к Будде Шакьямуни, поэтому в традиции он считается первым индийским патриархом. Вторым патриархом считается Махакашьяпа, которому Будда передал состояние пробуждения в цветке лотоса без каких-либо слов и текстов, тем самым основав традицию дзэн в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».
От слияния ведического и даосского духовных потоков родилось уникальное течение, отличающееся необычайной живостью, естественностью, красотой и парадоксальностью —дзэн (чань)-буддизм.

Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзэн, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики.

Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. В историческом отношении дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. Дзэн  — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь). Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я, к Источнику Бытия, к источнику насыщения.

Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки,  дзен ни теистичен, ни атеистичен. Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления. Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды, цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.
Дзэн родственен даосизму, веданте и йоге. Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу.
Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация (дзадзен) и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются. Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу. Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей «сидение просто так».
Считается,что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё. Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации. Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно.

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация). Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары)

В дзэне есть такое выражение: «Сансара есть нирвана», которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении.
Четыре ключевых отличия дзэн:

  • Особое учение без священных  текстов.
  • Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
  • Передача с помощью прямого  указания на реальность — особым образом от сердца  к сердцу.
  • Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Коаны уловка для ума

Некоторые коаны дзен-буддизма перешагнули монастырские стены и вошли в мир. Мы знакомы с наиболее расхожими коанами, однако сама традиция хра­нит неизмеримо большее число коанов, так и не достигших западных берегов. Мумонкан, сборник из 48 коанов, составлен наставником дзэн Мумоном (1182—1260). Этот труд включает коммента­рий, чтобы помочь учащемуся: помощь дается для поддержания учащегося в его внутренней борьбе. Вошло в обычай, что наставник дзэн дает свой комментарий относительно коана. Но по­скольку здесь преобладает парадокс, то и коммен­тарий оказывается не-комментарием. Тэйсё — проповедование буддизма путем устных наставле­ний — является не выступлением или пропове­дью, а подношением Будде, которое совершается с обрядовой торжественностью. Послушник вно­сит сборник коанов дзен-буддизма, и все присутствующие скло­няют свою голову в знак почтения, когда роси приближается к алтарю. Затем все присутствую­щие вместе с роси простираются три раза перед алтарем, показывая свою благодарность, почтение и покорность Будде и патриархам учения. Тэйсё совершается ежедневно, иногда два раза в день. Роси обращается лицом к алтарю, но не собрав­шимся. Ни на чем не следует останавливать вни­мание, существует лишь сосредоточенное созна­ние. Обрядовое действо отклоняет ум от любой попытки сохранить рассудочный способ восприя­тия. Не задается никаких вопросов, отсутствует какая-либо попытка объяснить смысл коана; есть только схватка с коаном. Комментарий к «Му» помогает взглянуть на существо традиционного стиля.

«Сосредоточьтесь на этом «Му» всеми своими тремястами шестьюдесятью костями и восемью­десятью четырьмя тысячами пор и преобразите все свое тело в один огромный поиск. Усердно работайте над ним день и ночь. Не прибегайте ни к каким отрицательным или двойственным толкованиям. Это должно походить на то, как если бы вы проглотили красный от жара шар и не можете его теперь выплюнуть. Полностью от­риньте свое обманчивое, различающее знание и прежние склонности и продолжайте трудиться все настойчивей. Через некоторое время ваши усилия принесут свои плоды, различия (напри­мер, внутреннее и внешнее) станут чем-то од­ним. Вы поразитесь — подобно человеку, кото­рому приснился чудный сон: это непередавае­мое ощущение. Вдруг вы прорываетесь через преграду. Вы потрясаете небо и землю. Как, человек может помышлять об этом? Всеми сво­ими силами трудитесь над этим «Му» и сами становитесь «Му».

Это слова из классического комментария, кото­рые оживают в повседневных тэйсё. Мы слышим слова, но чего мы не слышим, так это саму подачу заряженных слов, жестов и разлитых в воздухе идей, что делает каждый комментарий неповтори­мым и электризующим. Роси не восхваляет и не поучает, единственно «бьет» по коану из центра хара () который тесно связан с чакрой Манипура. Ученик равным образом учится сосредоточивать весь свой ум в этом цент­ре, размещенном между пупком и почечной лохан­кой. Посредством головоломки наставник может ускорить момент решающего прорыва в сознании ученика, когда ум и не-ум оказываются не в голо­ве, а в животе!

Эти утонченные практики дзэн могут показать­ся неизмеримо далекими от сутолоки будней. У рядового человека мало времени на такого рода эзотерическое общение. Требования работы и до­суга все более ожесточаются. Обыденная жизнь кажется достаточно сложной. И тем не менее то, что стоит за дзэн и всеми духовными традиция­ми, напрямую оказывается приложимым к по­вседневности. Жизнь, которой мы обычно живем, является местом великой иллюзии. Это представ­ление само по себе достойно глубокого размышле­ния и созерцания. Вот она, потенциально взрыв­ная мысль. Проведите некоторое время в раз­мышлениях над данной идеей. Что она значит для вас?

Просмотры 7 579

Каков механизм работы Дзэн?

Человеческое познание идет посредством его восприятия, на которое действуют все ложные установки, что лежат внутри него. Такая суть человеческой природы образует некий замкнутый круг в понимании любой проблемы: «Я хочу понять, что за проблема, но все мое понимание подвержено действию восприятия этой проблемы на меня». Таким образом, получается, что осознание проблемы невозможно!

Пробиться через закостенелое восприятие проблемы разумом — задача психологов и медитации Дзэн-буддизма.

Как уже упоминалось ранее, медитация Дзэн — это некое отключение потока мыслей ума. Можно даже сказать, что Дзэн — это еще и снижение силы переживаний. Срабатывает простой механизм: «Если я об этом переживании не думаю, то оно на меня не действует». Отсюда разрывается цепочка: «Я хочу понять, что за переживание у меня, и я это понимаю вне влияния переживания на меня». В Дзэне человек наблюдает за миром вне своего восприятия этого мира!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector