Коммуникативная компетентность

Формирование социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста материал на тему

Введение

Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду является формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.

В настоящее время коммуникативному развитию детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Чаще всего отношения сверстников строятся спонтанно

В современном обществе детям не достаточно доступно свободное общение со сверстниками. При этом детей редко специально обучают эффективным приемам взаимодействия со сверстниками. Практика показывает, что наибольшее трудности ребенок старшего дошкольного возраста испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками. Это проявляется в повышенной тревожности, агрессии, неумении договориться, видеть особенности сверстника, невозможность осуществлять совместную деятельность. Тревожным сигналом является и тот факт, что большое количество дошкольников реальному общению и совместной игре со сверстниками предпочитают общение с компьютером. Наши исследования показывают, что 40 % современных дошкольников на вопрос «В какие игры ты любишь больше всего играть?» отвечают, что предпочитают компьютерные игры. Что же лежит в основе формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, каковы средства диагностики и развития? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей книге. Безусловно, это только один из вариантов понимания данной проблемы. Вопросы коммуникативного развития современных дошкольников требуют пристального внимания и дальнейшей разработки.

Критерии сформированности коммуникативной компетентности

Рассмотрим три критерия, которые также являются частью коммуникационной компетентности:

  1. Знания в сфере коммуникации – это те знания, которые касаются методов и средств выстраивания коммуникативных отношений.
  2. Умения в сфере коммуникации – это такие умения, как способность понимать чужую речь, понятно излагать собственные мысли, выражать грамотно свои чувства, рассказывать другим о своих планах и желаниях, уметь задавать вопросы.
  3. Способности в сфере коммуникации – это возможности дошкольников воспринимать речь и эмоции людей, с которыми в данный момент происходит акт общения, способность высказывать свое отношение.

Деятельность коммуникации взаимосвязана с коммуникативной культурой – представлениями индивидуума о речевом этикете и нормах общения.

См. также

Компетенция

  • Ключевая компетенция
  • Навык
  • Профессиональная компетентность
  • Способность к благосостоянию

Общение

  • Взаимоотношения и общение
  • Генезис общения в онтогенезе
  • Деловое общение
  • Дефицит общения
  • Интимно-личностное общение
  • Категоричность
  • Коммуникабельность
  • Коммуникант
  • Общение это…
  •     … и другое

Психические свойства

  • А-тип личности
  • Абсорбция
  • Авторитарность
  • Агрессивность
  • Актерские способности
  • Активность
  • Активный словарный запас
  • Алкоголизм
  • Аналитические способности
  • Артистизм
  •     … и другое

Психологический словарь

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

   RSS  
  [email protected] 

Типы коммуникативных компетенций

1- Грамматическая или лингвистическая компетенция

Это собственно владение языком. Включает в себя интеграцию формы и значения языка, поддерживая их двустороннюю связь. Имеет следующие уровни: фонологический (интонация, ритм и т.д.), лексико-семантический (словарный запас) и грамматический (структура слов, способы их сочетаемости и т.д.). Этот тип компетенции является основой общения, без него мы бы не смогли понять ни друг друга, ни самих себя.

2- Социолингвистическая компетенция

Соответствие языка существующему контекстному фону. Наш язык неотделим от времени, в котором он используется. Для того, чтобы правильно использовать этот тип компетенции, необходимо умение понимать различные выражения в зависимости от ситуации, в которой мы находимся. Например, мы можем определить разницу, когда в паре один называет другого «глупый» в переносном смысле, выражая любовь и нежность, и когда один человек, критикуя другого, говорит это слово в прямом смысле.

3- Дискурсивная компетенция

Включает в себя навыки, связанные с интерпретацией сообщений и передачей множества типов коммуникаций в различных обстоятельствах. Содержание повествования должно быть целостным и связным. Мы применяем этот тип компетенции на практике, когда (в устной или письменной форме) рассказываем друзьям, как провели выходные, придавая сообщению упорядоченную и логическую структуру.

Что такое коммуникативная компетентность?

Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех ресурсов речевой деятельности, чтобы установить успешный контакт с другой личностью. Здесь человек должен обладать не только знаниями языка и умениями произносить слова, но и другими вербальными и невербальными средствами коммуникации, которые дополняют все сказанное человеком.

Порой под коммуникативной компетентностью понимается еще и умение создавать определенные отношения с собеседником:

  1. Умение высказать свою мысль.
  2. Умение выслушать человека и понять его.
  3. Способность находить аргументы своей позиции.
  4. Способность вести диалог, каким бы он ни был.

Следует понимать, что процесс коммуникации не является статичным процессом. По мере общения человек постоянно должен включать сознательный подход, чтобы контролировать свои эмоции, понимать поступающую информацию, выбирать, как на нее реагировать, а также подбирать слова, которые наиболее ярко и точно позволят выразить свое мнение. Общение в течение определенного времени постоянно меняется, что также зависит от настроения самих оппонентов.

Коммуникативная компетентность на высшем уровне требуется от родителей и прочих учителей, которые занимаются развитием навыков общения у детей. В первую очередь они показывают, как нужно общаться с окружающими, что зависит от того, как они сами общаются с другими людьми.

Невозможно одним словом передать, что является коммуникативной компетентностью. Однако в ней выделяют три большие составляющие:

  1. Мотивационный компонент. Здесь понимается потребность любого человека контактировать с другими людьми, что осуществляется на всех доступных уровнях. Также человека мотивирует то, что он через контакты с другими людьми выражает самого себя.
  2. Поведение. Это выбор определенной модели поведения во время коммуникации. В зависимости от темы общения, отношения к собеседнику и прочих мотивационных компонентов, человек начинает совершать те или иные действия.
  3. Когнитивный компонент. Здесь понимаются знания не только из области языка (слова и их значения), но и о том, как выразить свое отношение, как люди общаются в той или иной ситуации, какие нормы и этикет следует соблюдать в определенном случае и т. д.

Чтобы развить коммуникативную компетентность, человек должен развить в себе конкретные:

  1. Знания – это то, как устроена речь, какими средствами можно воспользоваться для передачи информации.
  2. Умения – выражать свои мысли, понимать речь окружающих, правильно подбирать слова, невербальные способы выражения своего отношения.
  3. Способности – склонность ребенка понимать все способы передачи информации, которые исходят от другого человека, и умение самим ими воспользоваться.

Процесс общения рассматривается не только как выражение слов и обмен информацией, но и как деятельность между субъектами, которые начинают что-то узнавать, воздействовать друг на друга, менять свое мнение, планировать и выстраивать какие-то мысли. Другими словами, люди не действуют, однако в своей голове они уже организовывают деятельность, которую теперь остается реализовать на практике.

Следует понимать, что процесс коммуникации в целом влияет на то, в каком настроении человек из него выйдет и какие поступки начнет совершать

Вот почему так важно не только обучать детей навыкам общения, но и показывать влияние слов на происходящие в дальнейшем события

Ты что такая дерзкая, а?

Но бывает и обратная реакция, когда пацану отказали или не восприняли его всерьез. Тогда закипает кровь и хочется емко и сжато обидеть предмет своего недавнего воздыхания, помогут разные пацанские статусы про девушек:

  1. Берега не стоит путать, мадам.
  2. На каких помойках образовывалась?
  3. Да, жизнь тебя побила и, видимо, исключительно по голове.
  4. С головой с детства не дружишь или недавно?
  5. С каких себе тачку подняла?
  6. Есть девушки круче навозной кучи.
  7. Не кичись своим умом, нечем просто.
  8. Высшее образование не дает тебе право вести себя, как мадмуазель ку-ку.
  9. Я понял, ты – синий чулок, или феминистка…
  10. Все больше женщин, которые вообще не разбираются в мужиках – им что пустомеля, что реальный мужик – все хорошо.
  11. Неразборчивость девиц приводит в уныние – а с кем мутить?
  12. Давно не встречал ту, от которой не хотелось бы сбежать после третьего ею произнесенного слова.
  13. Когда я слышу «вау», хочется сказать «херау».
  14. Экзальтированная девушка, хлопающая в ладошки и веселящаяся без ума, – повод задуматься о том, куда мы вообще идем.
  15. Так надоели гламурные дуры – тут не просто хочется сказать: «Закрой рот , дура, я все сказал», но и подопнуть в добрый путь.
  16. Почему все гламурщицы на поверхности, а умных не видно? Кстати, сам ответил на свой вопрос.
  17. Светская львица – синоним гламурной дуре.
  18. Интересно, есть ли у красоток иные мысли, кроме: «Вау, он богатый, можно что-то отжать!»?
  19. Прежде чем искать принца, стань сама хотя бы придворной дамой.
  20. У современных чик амбиции ни на чем не основаны.
  21. Мыслительный процесс чик затруднен и направлен только в сторону бабла, видимо, все из неблагополучных семей.
  22. Колхоз колхозом, а задор, как у принцессы.
  23. Девоньки, почаще смотрите в зеркало и в паспорт, реалистичность отрезвляет.
  24. Особенно бесит, когда начинают кокетничать старушки – отстаньте, старушки, я в печали!
  25. Я не альфонс, на б/у и антиквар не ведусь.
  26. Гоп-стоп, уже уйди из-за угла.
  27. Ты деланная-переделанная, но все же недоделанная.
  28. Устал от силикона, хочется в глушь, в Саратов.
  29. У кого-то еще остались несделанные сиськи? Отзовитесь!
  30. Губошлепки, просьба шлепать восвояси.
  31. Вот зачем тебя такую мама родила?
  32. Я понимаю отшельников, ведь именно бабы заставили их сбежать от цивилизации.
  33. Есть три категории представительниц слабого пола: дам, не дам, а ты мне что?
  34. Все женщины делятся на красивый и только красивых.
  35. Говорят, надо раскопать все красоты женщины. Копать – не мой профиль.
  36. Сколько за модницей не бегай, она все равно на шопинг смотрит.
  37. Есть два сорта женщин – первый и последний.
  38. У всех женщин или близорукость, или дальнозоркость: первые – дальше носа не видят, а вторым – только мечтать о светлом будущем.
  39. Да, все бабы с другой планеты, причем там создатель что-то не продумал.
  40. Мне не нужно украшение стола, хотелось бы человека.

Коммуникативная компетентность педагога

Понятие коммуникативной компетентности педагога определяется, как способность выслушать ученика, понять его точку зрения, грамотно и тактично отстоять свое мнение, не навредить ученику, и построить с помощью коммуникации теплые и доверительные отношения.

Структура коммуникативной компетентности педагога имеет несколько составляющих компонентов:

— мотивационно-ценностный –  это готовность учителя профессионально совершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться;

— когнитивный – это информация, познания педагога;

— операциональный – применение знаний практическим образом;

— позиционно-ценностный – отношения педагога к своей профессиональной деятельности. Эти компоненты тесно связаны между собой и отсутствия одного означало бы неполноту системы. При интенсивном развитии всех элементов повышается коммуникативная компетентность педагога.

Наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации.

Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах.

Развитие коммуникативной компетентности учителя начинается еще во время обучения в вузе, где он приобретает все необходимые теоретические знания, проходит практику, и вместе с этим происходит нечто более важное – человек становится личностью. Еще недавно он был учеником, а теперь становится педагогом и будет иметь влияние на таких же учеников

Поэтому с первых же дней знакомства с учениками, он должен построить доверительные отношения с ними, а это достигается за счет умения грамотного, коммуникационного взаимодействия. Базовые позиции коммуникативного стиля будущего педагога формируется во время общения с одногруппниками, преподавателями, и во время производственной практики – с учениками. Таким образом, формируется педагогический стиль, позиция, она определяется через систему ценностей личности.

Существуют определенные условия, приоритеты, которые обусловливают развитие коммуникативной компетентности учителя. Через приоритет эмпатии формируется эмпатийное поведение, ценностное отношение к людям, эмпатийное слушание, навыки общения на равных и общая эмпатийная направленность личности.

Компонент развития коммуникабельности определяется погружением в общение, формированием коммуникационных техник, установки на открытое эмоциональное общение, ориентация на собеседника. Формирование специфических коммуникационных умений – построение высказываний, определение эмоционального фона разговора, корректировка грамматической стороны речи, наблюдение за интонацией и тоном голоса, умение их подстраивать и следить за мимикой, и другие особенности невербального общения.

С помощью приоритета в развитии эмоциональной стабильности и организаторского потенциала происходит формирование позитивного самовосприятия, уверенности в себе, самоуважения. Также происходит развитие организаторских умений во взаимодействии, в ситуации конфликта, для этого существуют тренинги развития навыков и стратегий поведения в конфликтной проблемной ситуации, умении увидеть причину конфликта, формирование опыта взаимодействия с собеседником.

Приоритет развития рефлексии помогает развить навыки рефлексивного поведения, с помощью самоанализа, установки на самосовершенствование, опыта квазипрофессионального воздействия, развитие потребности воспитать, сделать кого-то лучше, помочь ему усовершенствоваться. Актуализируется умение оценивать свое поведение, понимать свое влияние и соответственно к воспитательным целям осознанно выбрать интонацию, темп речи, тон.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности педагога обозначает обеспечение условий для расширения коммуникативной позиции, это вызывает потребность в общении, направленность на приобретение коммуникативных знаний и практических умений.

Способы развития коммуникативной компетенции

Навыки общениядолжны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Чтобы сложные слова остались в памяти, можно рисовать изображения, символизирующие новое, или печатать готовые картинки. Многие запоминают новое визуально лучше. Также нужно развивать грамотность. Необходимо научить ребенка не только правильно писать, но и излагать устно, анализировать.

Для формирования коммуникативной компетенции школьника необходимо привить ему любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность только увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что сделает его более уверенным в себе и собранным. С такими детьми сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.

Коммуникативная компетенция улучшается в разы, когда школьники проходят курсы актерского мастерства, участвуют в постановке спектаклей, концертов. В творческой атмосфере дети будут более раскованными и общительными, нежели за школьной партой.

Источники

  • https://podrastu.ru/deyatelnost/kommunikativnaja-kompetentnost-doshkolnikov.html
  • https://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie
  • https://PsyMedCare.ru/kommunikativnaya-kompetentnost-detey-doshkolnogo-vozrasta

Компетенция и компетентность

систему требованийкоммуникативную компетентность

И тут очень уместен лингвистический экскурс. Competentia происходит от латинского глагола competo (сходиться, сочетаться, соответствовать). Словом competentia обозначали сочетание чего-то между собой (например сочетание небесных светил). Другим словом, тоже происходящим от competo, было competens — подходящий, соответствующий, компетентный, законный. Этим эпитетом могли охарактеризовать человека как соответствующего каким-то требованиям. Однако существительным, связанным с competens, будет все та же competentia.

Поэтому, конечно, возможна некоторая двусмысленность. Есть, предположим, некоторая система требований к человеку. Отдельные требования находятся друг с другом в системе. Отсюда их можно называть компетенцией (сочетанием). Если есть человек, который удовлетворяет этой системе требований, то про него можно сказать, что он competens (соответствующий), и это отношение тоже можно назвать компетенцией (уже в смысле соответствия).

Понятно желание многих авторов разграничить первый и второй смысл. Однако стоит признать, что употребление в обоих случаях «компетенции» является совершенно грамотным. К тому же нет большого практического смысла разделять «коммуникативную компетенцию» и «коммуникативную компетентность». При использовании в устной и письменной речи не стоит забывать, что «коммуникативная компетенция» может пониматься как «коммуникативное соответствие» (то есть соответствие коммуникативным требованиям). Поэтому не совсем грамотным будет говорить:

— «Анализ коммуникативных компетенций сотрудника» (соответствие обычно одно, однако можно сказать: «Анализ коммуникативных компетенций сотрудников»),

— «Нуждающаяся в коррекции коммуникативная компетенция» (соответствие можно повышать, можно понижать, но не корректировать).

Критерии сформированности коммуникативной компетентности

Рассмотрим три критерия, которые также являются частью коммуникационной компетентности:

  1. Знания в сфере коммуникации – это те знания, которые касаются методов и средств выстраивания коммуникативных отношений.
  2. Умения в сфере коммуникации – это такие умения, как способность понимать чужую речь, понятно излагать собственные мысли, выражать грамотно свои чувства, рассказывать другим о своих планах и желаниях, уметь задавать вопросы.
  3. Способности в сфере коммуникации – это возможности дошкольников воспринимать речь и эмоции людей, с которыми в данный момент происходит акт общения, способность высказывать свое отношение.

Деятельность коммуникации взаимосвязана с коммуникативной культурой – представлениями индивидуума о речевом этикете и нормах общения.

Коммуникативные компетенции: их применение

Мы не можем перестать общаться с другими людьми, даже если мы попытаемся. Даже всего один жест уже выдает нас. На самом деле, даже когда мы остаемся одни, мы говорим сами с собой

Находить подходящие слова и последовательно формулировать мысли важно во всех сферах жизни. Рассмотрим три наиболее важные их них

1- Коммуникативные компетенции в рабочей среде

Не всегда получает заслуженное тот, кто работал больше или лучше. Иногда важнее умение продавать идеи и использовать силу убеждения. Коммуникативные компетенции позволяют нам развивать наши техники влияния и лучше воздействовать на публику.

На профессиональном уровне необходимо уметь адекватно взаимодействовать с коллегами, принимать правильные решения даже в стрессовых ситуациях и преодолевать трудности различного характера. Это одна из причин того, почему коммуникативные компетенции с каждым разом все больше ценятся в резюме.

Они имеют почти такое же значение, как знание иностранных языков или навыки использования компьютерных программ. Кандидат с развитыми коммуникативными способностями превосходит других сразу в нескольких областях и является наиболее успешным на собеседовании.

2- Коммуникативные компетенции в сфере образования

Мы можем развивать эти способности с детства. На самом деле, идеальным вариантом является естественное развитие этих навыков и оптимальная адаптация к окружающей среде. Умение общаться улучшает наши социальные отношения и качество жизни. Это помогает нам чувствовать себя более компетентными и уверенными.

Важно уделить внимание развитию этих навыков в процессе преподавания. Если мы попытаемся научить детей устанавливать контакт и общаться друг с другом без проблем, из них вырастут самостоятельные, способные решать проблемы и довольные собой взрослые. Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли

Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли.

Компоненты коммуникативной компетенции

Не бывает, по определению, «коммуникативной компетенции вообще». В одной среде, по отношению к одной социальной группе человек может проявлять высокую коммуникативную компетенцию. В другой среде, по отношению к другой социальной группе это может быть не так.

Рассмотрим пример. Предположим, есть абстрактный строитель-прораб. Будучи в своем коллективе, с помощью обсценной лексики и хорошо зная коллег он может весьма эффективно управлять подчиненными. Попав в другую среду, например в среду ученых, он может заметить, что его коммуникативная компетенция близка к нулю.

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов. Одни компоненты в одной ситуации могут повышать компетенцию конкретного человека, в другом отношении — понижать (как в примере с обсценной лексикой). При разработке коммуникативной компетенции (системы требований) можно включать такие компоненты как:

— владение той или иной лексикой,

— развитость устной речи (в том числе четкость, правильность),

— развитость письменной речи,

— умение соблюдать этику и этикет общения,

— владение коммуникативными тактиками,

— владение коммуникативными стратегиями,

— знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться,

— умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации),

— способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность,

— ассертивность (уверенность),

— владение навыками активного слушания,

— владение ораторским искусством,

— актерские способности,

— умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи,

— эмпатия,

Теоретические аспекты коммуникативной компетентности

И.А. Гришанова описывает свое видение этого вопроса. Он считает, что коммуникативную компетентность стоит рассматривать в двух аспектах.

  1. Первый аспект: это способность человека ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания и чувственный опыт.
  2. Второй аспект: это способность человека адекватно взаимодействовать с окружающими людьми, которая приходит благодаря тому, что он понимает сам себя и других людей, несмотря на постоянно меняющимся психологическим состояниям, условиям и взаимоотношениям.

Коммуникативная компетентность – это не константа, которая остается неизменной на протяжении своей жизни. Она растет по мере того, как человек усваивает культурные, социальные и нравственные закономерности и эталоны, существующие в окружающей его социальной действительности.

Коммуникативная компетентность – это база любой деятельности личности. Очень сложно переоценить роль, которую оказывает владение речью на человека.

Межличностные контакты в современном обществе и в деловой активности выдвигают к современному человеку требования к способности продуцировать множество различных высказываний, излагаемых как устно, так и письменно.

Современное развитие общества напрямую зависит от того, насколько эффективно обучают школьников письменному и устному изложению мыслей.

Что такое коммуникативная компетентность?

Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех средств общения, которые позволяют воспроизводить речь. Здесь говорится не только о строении органов, участвующих в создании звуков, но и навыки, умения, знания, убеждения и прочие элементы.

Человек по мере своего развития овладевает не только вербальными навыками, которые непосредственно влияют на произношение звуков и формирование фраз, но и убеждениями, идеями, мыслями, взглядами. Все это влияет на то, как и что человек говорит.

Компетентность в речи постоянно развивается, начиная с раннего возраста. Происходит это различными способами:

  • При общении с другими людьми и решении сопутствующих возникающих проблем с ними.
  • При наблюдении за общением между другими людьми.
  • При идентификации себя с конкретными лицами.
  • При копировании моделей общения других людей.
  • При изучении культурного наследия и народного языка.
  • При просмотре фильмов, чтении книг и пр.
  • В процессе жизни, когда человек получает новые знания, жизненный опыт, меняет взгляды и пр.

Несомненно, в настоящем обществе возникает немало проблем в сфере коммуникации. Это в большей степени связано с пренебрежительным отношением людей к собственной речи и манерам взаимодействия. Вот почему нередко приходится говорить об элементарном уважении в интернет-журнале psytheater.com.

Современные люди не умеют общаться друг с другом. Данное выражение можно подтвердить множеством примеров, и, возможно, что в вашей жизни найдется немало таких. Например, супруги могут общаться друг с другом, но при этом даже не слыша слов, которые они произносят. Компаньоны ведут деловую беседу, но при этом каждый думает лишь о собственной выгоде, желая подставить партнера. Подруги или друзья изливают горечь своей души, но при этом те, кому не больно и не печально, не слушают собеседников.

Люди привыкли говорить, но при этом не слышать, что говорят друг другу. Вместе с бескультурьем слушания собеседника развивается такая черта, как неуважение

Подумайте, если вы уважаете человека, то находитесь всем своим вниманием в разговоре с ним. Но если не проявляете уважения, тогда не тратите драгоценное время на выслушивания «неценного» для вас собеседника, а занимаетесь своими делами или думаете о чем-то своем

Существует такое выражение: «Бог сначала говорит устами ваших родственников. Если вы не слышите, тогда Бог говорит с вами устами ваших врагов». Возможно, то, что вам говорят ваши родственники, друзья, а затем и враги, является тем качеством или состоянием, от которого вам следует избавиться? Не реагируйте отрицательно на любые выпады своих родственников. Скорее всего, ими руководит что-то высшее, чем просто собственный эгоизм.

Когда вы с кем-то общаетесь, мысленно кланяйтесь человеку, проявляйте уважение, независимо от настроения, состояния и того, как он к вам относится и что говорит! Даже если вас «поливают грязью», все равно относитесь к человеку с уважением. Рано или поздно человек изменится в лучшую сторону, убрав свою агрессию и злость. Это является созидающей любовью, когда вы положительно относитесь к человеку, несмотря на его выпады. Помните об этом, потому что ум всегда сам себя оправдает, а эгоизм всегда считает себя хорошим.

Правильное извинение: прямо смотрите в глаза человеку, твердым голосом говорите: «Ты можешь меня за это простить?». Если последует ответ «нет», то вы должны также спокойно, смотря в глаза человеку, сказать: «Я могу тебя простить. Но если ты не можешь меня простить, сможем ли мы с тобой общаться?». Вы должны говорить с чувством собственного достоинства – вера в то, что вы действуете правильно. Это не гордость, когда вам хочется сломать человека. Чувство собственного достоинства проявляется в том, что вы не хотите никого ломать, и верите в то, что действуете правильно.

перейти наверх

Особое значение имеет для выполнения управленческих функций.

В общении руководителю
необходимо умение найти правильное
слово, тон, верную пристройку к партнеру
в ситуации делового общения. Опыт общения
занимает особое место в структуре
коммуникативной компетентности личности.
Он социален с одной стороны и включает
интериоризированные нормы и ценности
культуры. С другой стороны, индивидуален
поскольку основывается на индивидуальных
коммуникативных способностях и
психологических особенностях, связанных
с общением в жизни личности.

В общении особую
роль играет овладение социальными
ролями организатора и участника общения.
Здесь важен опыт восприятия искусства,
так как искусство воспроизводит
разнообразные модели человеческого
общения. Знакомство с этими моделями
закладывает основу коммуникативной
эрудиции личности — система знаний,
историй и культуры человеческого
общения, предполагает интеграцию всех
источников коммуникативной компетентности.

Обладая определенным
уровнем коммуникативной компетентности
личность вступает в общение, имея
определенный уровень самосознания и
самоуважения. Личность становится
персонифицированным субъектом общения
— не только искусство адаптации к
ситуации, но и умение организовать
личностное коммуникативное пространство
и выбрать коммуникативную индивидуальную
дистанцию. Анализ составляющих компонентов
коммуникативной компетентности
рассматривается на трех уровнях: —
соционормативный; — сигнификационный
(система символов и нормативных
предписаний по их использованию в
общении); — акциональный.

При таком подходе
к характеристике коммуникативной
компетенции целесообразно рассмотреть
общение как системно-интегрирующий
процесс, который имеет следующие
составляющие:

а)
коммуникативно-диагностическую
(диагностика социопсихологической
ситуации и условий будущей коммуникативной
деятельности, выявление возможных
социальных, социально-психологических
и других противоречий, с которыми,
возможно, предстоит столкнуться личности
в общении);

б)
коммуникативно-прогностическую (оценка
положительных и отрицательных сторон
предстоящего общения);

в)
коммуникативно-программирующую
(подготовка программы общения, разработка
текстов для общения, выбор стиля, позиции
и дистанции общения);

г)
коммуникативно-организационную
(организация внимания партнеров по
общению, стимулирование их коммуникативной
активности, управление процессом общения
и т.д.);

д)
коммуникативно-исполнительскую (диагноз
коммуникативной ситуации, в которой
разворачивается общение личности,
прогноз развития этой ситуации,
осуществляемый по заранее осмысленной
индивидуальной программе общения).

Основными
источниками приобретения коммуникативной
компетенции являются
:

1) соционормативный
опыт народной культуры;

2) знание языков
общения, используемых народной культурой;

3) опыт межличностного
общения в непраздничной сфере;

4) опыт восприятия
искусства.

Соционормативный
опыт
— это
основа когнитивного компонента
коммуникативной компетентности личности
как субъекта общения. Вместе с тем
реальное бытование различных форм
общения, которые чаще всего опираются
на соционормативный конгломерат
(произвольная смесь норм общения,
заимствованных из разных национальных
культур), вводит личность в состояние
когнитивного диссонанса. А это рождает
противоречие между знание норм общения
в разных формах общения и тем способом,
который предлагает ситуация конкретного
взаимодействия. Диссонанс — источник
индивидуально-психологического
торможения активности личности в
общении. Личность «выключается»
из поля общения. Возникает поле внутреннего
психологического напряжения. А это
создает барьеры на пути человеческого
взаимопонимания.

Владение
соционормативной культурой общения
предполагает и овладение личностью
сигнификационной культурой общества.
Сигнификация — это система символов и
нормативных предписаний по их использованию
в общении. Согласно А.Ф. Лосеву, символ
есть сигнификация (обозначение)
действительности. Как своеобразный
знак символ используется в разных
качествах: и как способ организации
действий, и как способ выражения отношения
к партнеру общения, и, конечно, как
средство организации текста сообщений,
которыми обмениваются участники общения.

Коммуникативная
компетентность не возникает на пустом
месте, она формируется. Основой ее
формирования является опыт общения с
одной стороны, он социален (т.к. включает
интериоризированные нормы и ценности
культуры), с другой, индивидуален (т.к.
основан на индивидуальных коммуникативных
способностях и психологических событиях,
связанных с общением в жизни личности).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: