Как избавиться от компьютерной зависимости у подростков и детей: советы психолога

Причины компьютерной зависимости у подростков

Выделяют несколько причин возникновения компьютерного пристрастия. Компьютер является мощнейшим инструментом для обработки и хранения информации и поэтому эта особенность приобретает привлекательное для многих личностей значение. Но компьютерная зависимость у взрослых людей не способна сравниться с той катастрофой, которая возникает у подростков, нуждающихся в специфическом лечении от данного состояния. Для подростка, как для мыслящей личности, большое значение приобретает доступ к информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.

Исследователи обнаружили тревожащий факт: все больше снижается возраст активного пользования компьютером и сегодня мало уже кого можно удивить, что 6-летние дети обращаются с техникой лучше многих взрослых.

Родители, дав неограниченный доступ к компьютеру, в первое время радуются, когда ребенок всегда находится дома, спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами и отдыхать. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем будет лучше, но имеется тревожащая статистика, свидетельствующая о новом заболевании — компьютерной зависимости. Это связывают с тем, что подростковая психика еще не сформировалась и является очень уязвимой, ведь неспроста подростки мгновенно пристращаются к вредным привычкам.

Проблема компьютерной зависимости у подростков наиболее остро возникла в период бурного развития информационных технологий и современные дети вообще не представляют свою жизнь, досуг и учебу без компьютера. Психологи бьют тревогу о том, что компьютерные игры вызывают зависимость, являющуюся аналогом наркотической. В настоящее время компьютер в жизни подростка занимает первое место по значимости.

Как подростка отучить от компьютера или хотя бы отвлечь? Это интересует многих родителей. Взрослым необходимо рассказывать детям о своих переживаниях, но, не используя запреты, читая морали и устраивая скандалы. Такие методы действенны относительно десятилетних детей, но не шестнадцатилетних подростков.

Признаки зависимости

К признакам патологического использования компьютера у взрослых относится:

  • хорошее самочувствие или эйфория во время, проведенное за компьютером;
  • невозможность или нежелание остановить работу или общение в интернете (в реальном мире нет ничего интереснее, ценнее или важнее);
  • систематическое увеличение времени, проводимого за компьютером (рост толерантности), невозможность планирования сеанса за компьютером, соответственно, и других элементов жизни;
  • неудачные попытки или нереализованное желание контролировать времяпрепровождение за компьютером;
  • много времени уходит не только на саму работу или игру, но и на деятельность, связанную с компьютером (поиск программ и браузеров в интернете, увеличение мощности компьютера, распределение информации по папкам, общение на тематических форумах);
  • пренебрежение семьей, друзьями и работой;
  • раздражение, чувство опустошенности и признаки депрессии вне работы за компьютером;
  • ложь или утаивание реальной деятельности (активности за компьютером);
  • игнорирование физиологических потребностей, пропуск пищи или нерегулярное питание;
  • нарушения сна;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • пользование компьютером, несмотря на выраженное ухудшение здоровья, проблемы в семье или профессиональной сфере, уход близких людей.

Кроме того, об интернет-зависимости намекнут:

  • тяга ежеминутно проверять электронную почту или страницу в сети, профиль в игре;
  • тревожное ожидание нового выхода в интернет, который случается, например, сразу после работы и на фоне игнорирования бытовых обязанностей личности и физических потребностей;
  • жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернете;
  • жалобы окружающих (членов семьи) на то, что человек тратит много финансов на интернет (многие современные игры требуют вложений).

Среди физиологических симптомов отмечается сухость и покраснение глаз, ухудшение зрения, спазмы и боли в мышцах, проблемы с суставами, головные боли, боли в спине.

Диагностическими критериями выступают два признака: использование компьютера вызывает дистресс; причиняет ущерб физическому, психологическому, семейному, экономическому, социальному и межличностному статусу личности.

О том, что речь идет именно о проблеме зависимости, свидетельствует также синдром отмены, который наблюдается от пары дней до месяца после того, как индивид прекратил «общение» с компьютером. К проявлениям синдрома отмены относится:

  • психомоторное возбуждение и тревога;
  • навязчивые мысли о том, что произошло за это время в интернете;
  • имитирующие активность за компьютером движения пальцев (произвольные или непроизвольные);
  • фантазии на тему того, что происходит в интернете или что ждет человека, когда он вернется.

Симптомы пропадают, как только человек возвращается к прежней компьютерной деятельности.

Ребенок и компьютер — допустимые нормы

Безусловно, современные гаджеты значительно облегчают нам жизнь. Компьютер, это окно в мир знаний, увлечений и просто полезного времяпровождения. Однако, все значительно меняется, если ребенок не знает, для чего создавалась эта машина. Прежде всего, ЭВМ предназначены для работы, облегчения человеческого труда, а в качестве «развлекательного» средства, их начали использовать после резкого подъема сети Интернет.

Появились первые игры, затем, сайты для школьников и студентов. Сейчас там можно найти много полезной и не очень информации. В этом и заключаются проблема — «перебор» данных, создает риск зависимости, ребенок не отходит от компьютера, так как там много интересных сведений. Что же является нормой для школьников 7 — 12 лет? Рекомендуемое время, потраченное на компьютер — не больше двух часов в день, с учетом подготовки докладов к школе или поиска необходимого материала. Превышение этих часов, может привести к обесцениванию энциклопедий и живого общения

Школьник теряет навыки самоконтроля, ухудшается память и внимание

Причины

Причины, почему у детей и подростков формируется компьютерная зависимость, — могут быть самыми разными. Но специалисты называют четыре основных, наиболее распространённых.

Семейные проблемы

Во-первых, компьютерной зависимостью страдают чаще всего те дети, чьи родители постоянно заняты и не уделяют им должного внимания по причине своего вечного цейтнота. Причём он может быть продиктован не только работой, но и какими-то сугубо личными интересами. Например, мама развелась с папой и пытается снова выйти замуж. Или оба родителя любят путешествовать, но не берут с собой ребёнка, избегая лишних хлопот и оставляя его на бабушку. Или они слишком общительны и всё свободное время уходит на друзей, совместные праздники и вечерники.

Во-вторых, такое случается, если нарушается эмоциональная близость с родителями. Последние настолько устают после работы и домашних дел, что даже не интересуются, как дела у ребёнка, чем был занят его день, какие эмоции он испытывает. Так что ему больше ничего не остаётся, как искать поддержки в играх и у виртуальных собеседников.

Отсутствие увлечений

Если жизнь с детства ничем не наполнена (нет хобби, увлечений, привязанностей), всё равно потенциальная энергия, имеющаяся в каждом, будет искать выхода. Не зря психологи советуют с начальной школы задумываться о секциях и кружках. Спорт, театральное искусство, рисование, бисероплетение, научные интересы — всё это направляет в нужное, здоровое русло. В такой ситуации компьютерные игры носят не более чем развлекательный характер, а общение в соцсетях не выходит за рамки нормы. Когда жизнь ничем не наполнена, ребёнок начинает забивать её тем, что находится в зоне видимости, — компьютерами и гаджетами.

Проблемы в общении

Одной из самых частых причин детской компьютерной зависимости является социальная дезадаптация. Если у ребёнка не складываются отношения со сверстниками и взрослыми, он заменяет потребность в коммуникации возможностью виртуального общения. Причин, почему он не уживается в реальном обществе, может быть огромное количество: внутренние комплексы, физические недостатки, сложный характер, плохое воспитание и т. д. Например, изгои и аутисты в 75% случаев страдают от компьютерной зависимости. В классе их постоянно унижают, они аутсайдеры и неудачники, а в игре — крутые герои, спасающие Вселенную.

Неудачи общего характера

Есть люди, которым патологически всегда и во всём везёт. Они оказываются в нужном месте и в нужный час. И есть совершенно противоположная группа: несмотря на все усилия, на каждом шагу терпят крах, проигрывают, переживают неудачи. Среди детей тоже есть такая тенденция. Учитель невзлюбил, кого-то другого взяли в команду по футболу или на олимпиаду, попадаются самые сложные варианты на контрольной, друзья предают и т. д. Каждый раз спотыкаясь на таких трудностях, ребёнок опускает руки, перестаёт бороться и мирится со своим клеймом неудачника в реальной жизни. Зато он компенсирует его в играх и сетевом общении. Оскорбили его — он тут же так же жестоко потроллил кого-то в Сети, написав неприятный комментарий.

Помимо этих основных причин детской компьютерной зависимости, есть и другие:

  • любопытство, склонность детского возраста впитывать в себя, как в губку, всё новое и интересное;
  • желание быть как все: все играют в World of Tanks или World of Warcraft — и я буду; у всех есть аккаунты в Instagram и Facebook — и мне надо завести;
  • копирование поведения родителей, которые сами постоянно «зависают» в гаджетах и оспаривают друг у друга место за компьютером.

В группы риска попадают:

  • чьи родители постоянно заняты;
  • подростки от 12 до 15 лет;
  • мальчики: во-первых, у них вырабатывается большая зависимость от компьютерных игр, чем у девочек; во-вторых, они труднее переживают возрастной кризис.

На самом деле причины компьютерной зависимости могут быть более разнообразными. Здесь может сыграть свою роль как случайность (пришёл к другу в гости, увидел, как тот «зависает» за игрой, — и тоже увлёкся), так и психические особенности (склонность к фантазированию, аутизму, социальным фобиям).

https://youtube.com/watch?v=M9Y9L4Cu_U0

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу.

Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный.

Проблема виртуального общения проявляет себя также в том, что детская личность сильно разочаровывается в реальной жизни, в которой не все так просто, а общаясь с компьютером, у ребенка рано или поздно все начинает получаться.

Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр.

Виды зависимостей у подростков бывают разные: интернет-зависимость и игромания. Зависимость от компьютерных игр различается по типам игр. Выделяют ролевые, стратегические, неролевые игры (аркады, флеш-игрушки, головоломки) и азартные игры.

Причины компьютерной зависимости

Любое действие человека, которое нравится мозгу, поощряется выработкой эндорфинов (гормона радости). Таким образом, мозг сообщает, что это действие нужно повторять снова и снова.

Человек – социальное существо и информация представляет для него наиболее высокую ценность. Сегодня человек за день в среднем получает столько же информации, сколько человек, родившийся в 1800 году получал за всю жизнь. И объем получаемой информации увеличивается на 6% в год.

Основную часть информации современный человек потребляет из Интернета. Если раньше люди получали информацию из разговоров, книг, газет, телевизионных передач, то сейчас намного проще взять эту информацию из Интернета. Соцсети и сайты обеспечивают нас все большим потоком информации, который стимулирует мозг вырабатывать все больше эндорфинов.

Причины игромании

Мозг поощряет также достижение целей. Например, получение нобелевской премии, хорошей работы, создание семьи. Этим эффектом пользуются разработчики игр

Мозгу не важно, получили ли вы какую-то высокую награду в реальной жизни или достигли результата в виртуальном мире. Он приравнивает эти достижения, вырабатывая гормон радости и в том, и в другом случае

Человек стремится быть счастливым и старается быть в этом состоянии как можно дольше. Но достичь результата в виртуальном мире куда проще, чем в реальном. Поэтому он тратит свое время на игры, которые помогают ему достичь этой цели и быть счастливым. Этим и опасна компьютерная зависимость, она развивается практически у любого человека.

В итоге приходим к выводу, что причиной развития компьютерной зависимости является жажда к получению новой информации, которую человек утоляет постоянным обходом сайтов (серфингом сайтов). Но бывают исключения. Причиной зависимости также могут быть неуверенность в себе, комплексы по поводу внешности, боязнь общества.

У детей и подростков есть еще один провоцирующий фактор – недостаток внимания со стороны родителей, родственников, сверстников. Подросток получает необходимые эмоции, общаясь в соцсетях, играя в компьютерные игры или просматривая видео.

Наиболее подвержены развитию зависимости:

  • дети 13-16 лет;
  • зависимость у мальчиков развивается в 10 раз чаще, чем у девочек того же возраста;
  • дети, чьи родители мало бывают дома;
  • безработные люди.

muzmo.ru Рокки – золотые слова muzmo.ru

MOLLY – Косатка

Мнение Дмитрия Карпачева о компьютерной зависимости

В своем видео популярный психолог дает действующие рекомендации о том, как помочь ребенку с 6-7 лет победить проявления компьютерной зависимости.

  1. Разговаривайте с ребенком. Донесите до него мысль, что кроме удовольствий, которые есть в Интернете, в мире есть и другие важные аспекты, например здоровье и польза. Введите правило каждый день анализировать то время, которое ребенок посвящает каждому из этих аспектов. Обдумывая ответ на поставленный вопрос, он понимает, что большее количество времени им посвящается именно удовольствию. При этом детка позабыл о том, что может быть для него полезно и вовсе не позаботился о собственном здоровье. Такая модель воздействия помогает увидеть в своей жизни нечто большее, чем «зависание» в сети.
  2. Задавайте вопросы. Если с аспектом «развлечение» ребенок может разобраться самостоятельно, то осознание аспекта «польза» и «здоровье» требует помощи со стороны родителей. Взрослые должны задавать наводящие вопросы, например: «Как повлияет на твое будущее то, чем ты сейчас занимаешься?». Если эти действия не приносят никакой пользы, то это — скорее всего «удовольствие». Однако кроме удовольствий ребенку стоит уделить время остальным двум аспектам.
  3. Визуализируйте. Для наглядности ваших утверждений используйте рисунки. Изобразите круг и поделите его на части, которые и будут отображать три главных аспекта. Потом попросите на схеме показать, сколько времени он уделил каждому из них. Такая форма представления помогает ребенку увидеть его реальные проблемы. Таким образом, он наглядно осознает, что в жизни, кроме игры есть и другие вещи, которые непосредственно влияют на его будущее.
  4. Если ребенок слишком мал. Если ваш малыш недостаточно взрослый, чтобы понимать то, что вы пытаетесь до него донести, не опускайте руки. Постоянно используйте аргументы о том, что после развлечений за компьютером следует уделить время собственному здоровью и другим полезным вещам. Со временем такой распорядок дня станет привычным.
  5. Используйте подходящий момент. Тема здоровья бывает очень актуальной после болезни. Если ребенок переболел, и во время болезни ему приходилось принимать малоприятные процедуры и пить горькое лекарство, то в первые дни он будет бережно относиться к своему здоровью, чтобы снова не заболеть.
  6. Выделите главные аспекты. Не забывайте, что удовольствия должны присутствовать в жизни ребенка обязательно. Кроме удовольствий определите то, что вы еще считаете важным в жизни вашего ребенка. Постарайтесь, чтобы этих аспектов было не более 5. Пригласите ребенка к разговору и выясните его мнение по этому поводу.

Подобная методика не гарантирует моментальный результат

Однако она является отличной профилактикой компьютерной зависимости. Благодаря ей вы сможете доносить до ребенка здравые аргументы. Из роли требовательного родителя вы перейдете в роль педагога, который разъясняет, почему так необходимо поступать. Это поможет вашему взаимопониманию, и ребенок станет внимательнее относиться к словам и просьбам родителей. Она поможет без лишних конфликтов уменьшить количество времени, которое ребенок проводит за компьютером и перенаправить его энергию на собственное здоровье, принесет ощутимую пользу.

Если у ребенка проблемы с компьютерной зависимостью, то важно не терять время и помочь ему справиться с привычкой убегать в виртуальный мир. Бездействие родителей может привести к печальным последствиям

Как собрать растение

Интересные факты о компьютерной зависимости

Хоть проблема и возникла относительно недавно, уже появилось несколько шокирующих случаев, которые наглядно показывают ее важность. Факты о компьютерной зависимости свидетельствуют, что подростки и взрослые могут пойти из-за этой болезни даже на убийство

Известно что:

  1. В Китае запрещены игры, где происходит нанесение телесных повреждений виртуальным героям, по мнению специалистов это провоцирует рост преступлений среди подростков.
  2. Американский подросток, расстрелявший учителей и одноклассников, был зависим от компьютера. Он не осознавал, что совершает убийство в реальности.

Компьютерная зависимость опасна, поэтому важно отслеживать, не страдают ли он нее близкие и друзья, да и самоконтроль при использовании интернета не станет лишним. При возникновении подозрения о наличие подобной проблемы, незамедлительно обращайтесь к психотерапевту

Положительный эффект начинает проявляться сразу после первого сеанса, лечение помогает, но нужно своевременно начать его.

Советы для тех, что хочет жить лучше

Если разобраться в каких-то глубинных причинах неудачной жизни Вам сложно, Elgreloo.com предлагает несколько простых подсказок о том, как улучшить свою жизнь:

Смотрите на вещи проще, не слишком переживайте о мнении окружающих;
Для того чтобы уметь хорошо сохранять равновесие даже в самых сложных ситуациях, а также при восстановлении душевного баланса, прекрасно помогут знания медитации.
Живите своей жизнью и не сравнивайте себя ни с кем;
Избавьтесь от ненужных вещей: стопки старых журналов, дисков, изношенной одежды. Зачем они лежат и пылятся в Вашем доме

Выбросьте их или подарите нуждающимся, Вы ощутите облегчение;
Прислушивайтесь к голосу интуиции;
Делайте то, что важно для Вас сейчас;
Знайте всему порядок: взяли с полки сахар, положите назад;
Путешествуйте больше. Смотрите, как живут в других городах и странах, знакомьтесь с новыми людьми, делайте свой мир больше – и вам никогда не будет скучно.
Старайтесь смеяться от чего-то хотя-бы раз в день;
Обнимайтесь минимум три раза в день;
Каждый день узнавайте что-то новое

Не ложитесь спать без нового факта;
Окружайте себя теми людьми, которые разделяет ваше мировоззрение и ценности – иначе отношения превратятся в череду ссор и разногласий. 
Ведите учет потраченных денег. Если Вы не можете на что-то накопить, такой учет поможет понять, где надо сэкономить;
Помните о том, что ваши дети – это отдельные люди с собственными взглядами на жизнь. Уважайте их право на выбор – и они отплатят вам благодарностью. Тираны всегда остаются в одиночестве, а гибкость взглядов замечательно поможет вам улучшить свою жизнь.
Начните делать добрые дела и помогать людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию.
Думайте позитивно. Негативные мысли реально ухудшают и настроение, и состояние здоровья.

И самое главное – будьте свободны. Избавьтесь от того, что тянет вас назад, будь то скучная работа или ненужные люди. Не позволяйте страху взять над собой верх. Улучшить свою жизнь можно только тогда, когда не боишься сделать первый шаг на пути к собственному счастью.

Чтобы жить хорошо, нужно не так много. Самое главное для каждого – знать, чего он хочет от этой жизни. Прожить много лет можно и по схеме, которую нарисовали родители. Но будете ли Вы действительно счастливы, проживая жизнь по чьим-либо советам? Будьте собой и действуйте, как хочется Вам. Тогда будет ощутима и гармония, и успех, и любовь близких. Надеемся, что приведенные нами способы улучшить жизнь будут для Вас полезными. Удачи!

Журнал

Профилактика компьютерной и других видов «экранной» зависимости

Истинное же наполнение происходит только в состоянии лёгкости, радости и осознания всего этого. Лишь понимание себя как ценности, могут что-то поменять. Поэтому необходимо возведение себя в приоритет. Ни драконовский рабочий график. Ни условия жизни. Все это не являются препятствием. Преграды исключительно в голове.

Уверенность в своём праве создает реальность таким образом, что обстоятельства меняются. При этом возможности расширяются. Нужно подкреплять конечно и действиями

Внимание и любовь к себе. Для начала хотя бы десять-пятнадцать минут нужно научиться находить для себя в течении каждого дня

Теперь отдельно скажем пару слов тем людям, кто считает, что у их подростка компьютерная зависимость, и он порабощён ей. Кто уже перепробовал все попытки «воззвать к совести и здравому смыслу». Кто с высокой долей вероятности набил оскомину «компьютерному посидельцу».

Уясните себе одно. Плохо – вам. Тому, кто в компе, как правило, хорошо, ну или вполне себе приемлемо. Ваша задача разобраться в своём «плохо» и сделать из него «хорошо». Ведь это вы сливаете свой жизненный и без того небогатый ресурс, находясь в состоянии упадка по этому поводу.

Загляните внутрь себя!

Это вас не радует то, что делает другой человек, и это вы обнуляетесь в стремлениях преобразовать свою реальность тщетными попытками его изменить.

Ключ к освобождению – поменять свою реакцию на этот вопрос. Задумайтесь, какие конкретно эмоции вызывает у вас ваш близкий человек, львиную долю своего времени сидящий за компьютером? Что вы чувствуете? Злость? Ощущение брошенности? То, что вам одиноко? Что он отдыхает, а вы в пахоте аки пчела? Список можно продолжать и варьировать.

Закон отражения работает

Так вот это всё вы испытываете по отношению к себе. Это вы по закону Отражения сами себе через этого человека телеграфируете послание:

«Я злюсь, потому что хочу изменить этого человека и через его перемены улучшить свою реальность, но ничего не получается». «Мне одиноко, потому, что я считаю, что меня должен кто-то занимать, развлекать, делать мою жизнь интересной».

«Я злюсь от того, что я стремлюсь быть хорошей, поэтому не позволяю себе отдыхать, выдумывая всё новые и новые дела, а он своим компьютерным сидением каждый раз напоминает мне о том, что я тоже хочу сидеть и ничего не делать». И так далее.

Лечение зависимости от компьютерных игр у детей

Другой очень важный момент – это спокойствие родителя в отношении вопроса компьютеров в принципе. Взвешенное здоровое к ним отношение. Мы живём отнюдь не в условиях непролазного леса.

Наша реальность – компьютеризированный социум. И далее ежедневное общение с высокими технологиями на самых разных, даже базовых уровнях, будет только неуклонно расти. Но при этом зависимости от компьютерных игр у детей можно избежать.

Если в ваших планах нет намерений переезжать в лесную чащу, то разумнее спокойное выстраивание собственного отношения к компьютерным технологиям в принципе. Обучение прежде всего себя основам взаимодействия с ними. И обретение баланса в этом всём, чем необходимо и нужно озадачиться.

А уж дальше своим примером передать ребёнку. Он своё будущее будет строить в условиях развитых информационных технологий однозначно. Согласие с самим собой в этом вопросе приоритетна. По меньшей мере странной видится ситуация, когда мать истерит и кричит на малыша за его жажду смотреть мультики круглосуточно. А сама при этом не выпускает из рук телефон.

Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости

Очень часто речь даже не идёт о зависимости как таковой. Ситуацию порождает простое отсутствие выставленных приоритетов и границ. Компьютер, будь то игры, мультики или интернет, должен быть дозирован, причём для всех.

Ребёнок должен видеть, что к устройствам родитель прибегает только в определённое время, которое не является достаточно продолжительным.Только в этом случае обоснован запрет на ограничение пользования ПК ребёнком.

Доводы «ты ещё маленький» не привнесут ни понимания, ни гармонии в ваши отношения. Зато посеют обиду и ощущение несправедливости, ведь дети сейчас рождаются уже со взрослым уровнем самооценки и просто не принимают такие «закидоны» родителей, как дискриминация по возрасту. Так что исключительно личный взрослый пример.

Действуют ли запреты?

Обязательно должен присутствовать родительский авторитет. «Нет» именно в отношении компьютера, это всегда «нет», причём обоснованное ребёнку с конкретным объяснением причин, а не потому, что родителю взбрело и он сила вообще-то, а у тебя нос не дорос.

Лучше, если именно в отношении ПК в доме будут установлены определённые правила, так малышу будет проще осознаватьграницы и не расстраиваться из-за того, что желаемое отнимают не понять по каким причинам.

Таймер – очень удобная штука. Присутствует практически во всех гаджетах  и прекрасно срабатывает и с малышами и с детьми постарше. Договоритесь с ребёнком о том, сколько времени он оптимально может провести за компьютером.

Четко формулируйте условия

При этом он должен понимать, что за гаджетом он только при условии, если по окончании отведённого времени он безоговорочно «сдаёт оружие». Ну, пять минут до конца мультика уж можно досмотреть, не зверствуйте. 

Все истерики малышей на тему гаджетов порождает отсутствие твёрдых границ в общении с ними и твёрдого стержня внутри родителя, выставляющего с любовью эти границы.

Постулат «лишить хорошего лучше, чем привнести плохое» очень важен в отношении особенно малышей. В случае истерики из-за того, что отведённое время закончилось, «а я буду ещё и отдай вообще, это моё», планшет изымается на денёк-другой.

Применяйте санкции

При этом ребёнку обязательно говорится на сколько дней агрегат изъяли, это уважение к личности. Мотив объясняется ребёнку наличием благой цели, мол, чтоб планшет не влиял так плохо на нашего малыша, который вообще-то отличный ребёнок, молодец и умница, а вот когда пересмотрит в планшет, такое вот начинается.

Выдержав обозначенный срок, планшет может быть отдан в пользование на прежних оговорённых условиях. При повторных односторонних нарушениях договорённости и пересечении дозволенных границ, схема действия та же.

Причины появления

Причины, по которым возникает и существует зависимость от компьютера, идентичные. Но у людей разного возраста они отличаются в связи с неодинаковой стадией развития, состояния здоровья и потребностей.

У детей

Главная причина развития компьютерной зависимости – несформированная личность. Подросток пребывает в активном поиске предназначения и пытается реализовать свой творческий потенциал в различных сферах. У него еще отсутствует ощущение самоконтроля, но уже есть неудовлетворенность жизнью. С помощью компьютерных игр он пытается в виртуальном мире воспроизвести то, чего не хватает в реальности. Часто игры имеют красивую графику, интересный сюжет, который не может не заинтересовать ребенка.

Еще одна причина такой болезни – психические нарушения. Из-за нехватки родительского внимания, похвалы, любви, ребенок впадает в депрессию и ищет эти ощущения в чем-то другом. Такие дети играют в компьютерные игры ради похвалы в результате успешного прохождения задания или уровня. Виртуальный мир дает возможность почувствовать себя значимым и важным.

Другая психологическая причина – фобические расстройства. Они приводят к тому, что подросток становится социально не адаптированным, не умеет налаживать контакты со сверстниками или людьми разного возраста. У него есть комплекс неполноценности, что также может дополнять низкая успеваемость в школе. Ребенок долго и часто:

  • пребывает в тревожном состоянии;
  • постоянно чего-то боится, нервничает;
  • испытывает страх даже при общении с людьми.

Из-за этого таких детей окружающие могут плохо воспринимать, чем провоцируют формирование стресса, который может перерасти в затяжную депрессию. В итоге ребенок начинает избегать живого общения и отдает предпочтение онлайн-перепискам в чатах.

Там не видят его истинных эмоций. Если скрыть фотографию, то виртуальный друг не знает, как выглядит его товарищ по переписке.

Последняя популярная причина – плохое воспитание и низкий уровень участия родителей в развитии ребенка как личности. Они разрешают играть малышу за компьютером, чтобы закончить свои рабочие задачи или домашние дела. Обычно они не следят за временем, и ребенок может сидеть перед монитором часами.

У взрослых людей

Есть те, кто усердно и хорошо учатся или работают, посещают различные творческие кружки, спортивные секции, обучающие курсы или просто устают за весь день, а просиживание за компьютером для них является отдышкой. Так они снимают стресс и возобновляют энергетический и эмоциональный баланс.

Для взрослых, которые испытывают стресс на работе или при общении с определенными людьми, игры на компьютере – способ на время забыться и отвлечься. У них формируются депрессия и напряжение, которые нужно срочно устранить, и компьютер в этом отлично помогает.

Еще одна причина – заниженная самооценка и потребность в признании. Испытывают люди, которых редко хвалят и поощряют. Они ощущают нужду в признании. Получить его помогают ролевые игры, основанные на системе вознаграждений. За каждый успешно пройденный уровень игрок получает какой-то приз, что побуждает его поиграть еще.

Ожидание такой награды вызывает гормон удовольствия – дофамин. Организм привыкает к этому ощущению и желает испытывать его все чаще.
Другая причина – отсутствие каких-либо хобби.

Когда человек имеет увлечения, интересы, ему некогда долго сидеть за компьютером. Поэтому в компьютерные игры обычно играют те люди, которым просто нечем заняться. А у близких нет времени для родного человека, который ищет способы реализоваться.

Рокки Бальбоа – Слова из жизни-Рокки…

Что делать родителям

Действовать нужно разумно, планомерно и методично. Если что-то пойдет не так, подросток может не дать вам второго шанса. Его доверие – хрупкая субстанция. Противодействие симптомам дает лишь временное облегчение. Проблема может вернуться, когда снова возникнут благоприятные условия. Поэтому выбирайте путь спасения через устранение исходных причин зависимости.

Ответ всего на три вопроса откроет перед вами целый ворох информации о ребенке, которого вы воспитываете. Постарайтесь разобраться в собственных мотивах и поступках, убедитесь, что не подаете дурной пример и не создаете психологический дискомфорт в семье.

  1. Что заставило юношу погрузиться в виртуальный мир?
  2. Что ему известно об альтернативах в реальном мире?
  3. Что делаете вы лично как родители, чтобы поддерживать интерес к реальности?

Если ребенок одинок, найдите утраченный путь к его сердцу. Если он не уверен в себе, приложите усилия, чтобы нормализовать его самооценку. Для каждой стадии зависимости существует оптимальный путь преодоления проблемы.

Воспитательные беседы

И долгие разговоры по душам. Именно доверительный диалог поможет разобраться, откуда берутся проявления зависимости

Что такое важное и ценное спрятано там, по другую сторону монитора, чего ребенок не может найти рядом с семьей и друзьями?

Ведите разговор в спокойном ровном тоне, искренне интересуйтесь ответами, но не переходите в назидание. Используйте правильные речевые конструкции:

  • Меньше закрытых вопросов, предполагающих однозначный ответ «да» или «нет».
  • «Я» вместо «ты»: «Мне бы хотелось узнать об этой игре» вместо «В какую игру ты играешь?»
  • Задавайте конкретные вопросы: «Зачем нужна эта команда в чате?», «Почему этот герой лучше?», «Какое оружие будет на следующем уровне?»
  • Подключайтесь к интересу ребенка: сыграйте вместе с ним, попробуйте разработать алгоритм программы, посмотрите вместе хорошее мудрое аниме.
  • Не высказывайте оценок и категоричных суждений, даже если заметите явную глупость или ошибку. Лучше отшутитесь.

Как только контакт будет достигнут, вы сможете манипулировать им. Для ребенка важнее сам контакт, а не ситуация в которую он включен. Поэтому постепенно удастся увести диалог от компьютерной тематики и от самого компьютера.

Детский психолог

У подростков есть общая ошибка: они не разделяют профессиональные обязанности психолога, психотерапевта и психиатра. К «мозгоправам», по мнению подростка, ходить стыдно!

Поэтому сначала вдвоем с супругом посетите детского специалиста без ребенка, поведайте «историю болезни», обсудите пути дальнейшего сотрудничества. Профессионал обязательно даст вам подробные инструкции. Только индивидуальный подход поможет привести ребенка к психологу.

Психотерапия и гипноз

Попасть к психотерапевту зависимый подросток может двумя путями: добровольно (через осознание проблемы в кабинете психолога и осознанный выбор) и принудительно (когда у родителей не остается иного выхода).

Психотерапия требует внушительных материальных затрат и заинтересованности пациента, а гипноз действует далеко не на всех. В порядке рекомендации рассмотрите возможность мягко переключить ребенка на «нестыдные» методы терапии:

  • арт–терапия (лечение через творчество, подмена увлечений);
  • игротерапия;
  • зоотерапия (канистерапия, дельфинотерапия требуют смены обстановки, а общение с животными может стать новым увлечением);
  • символдрама с подростками (психоаналитический метод, основанный на переживании образов);
  • редкий, но все же существующий тип психологов – киберпсихологи. Эти люди помогают ребенку сделать компьютер инструментом, а не смыслом жизни. Вариации на эту же тему – школа программирования, кружок робототехники.

Медикаменты и процедуры

Последнее средство. Не прибегайте к нему без необходимости. Любые медицинские препараты может назначать только врач (психиатр или медицинский психолог). К числу препаратов при зависимостях относятся довольно «тяжелые» лекарства: ноотропы, антидепрессанты, седативные средства, иногда гормоны. В качестве дополнительных мер врачи применяют витаминно-минеральные комплексы и физиопроцедуры.

Rocky Balboa(Мудрые Слова) – Rocky Balboa(Мудрые Слова)

Слова жизни ( Рокки Бальбоа – Слова жизни ( Рокки…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: