Кризис 7 лет у ребенка

Кризис 7 лет: как проявляется, сколько длится, советы родителям.

Основные признаки кризиса

Симптомы кризиса семилетнего возраста схожи с переломным моментом в подростковом периоде.

Это только с первого взгляда кажется, что малыш достигает определенного психического развития. Например, самостоятельно принимает пищу, убирает за собой, ходит сам в туалет. Кроме того, у него имеется определенный круг обязанностей, установленных семейными традициями. Однако по достижении этого возраста на него накладывается ряд дополнительных задач, таких как — прилежно учиться, выполнять домашнее задание, обретать те или иные практические навыки.

Некогда послушное чадо начинает вести себя абсолютно противоположным образом. Чаще всего кризису присущи следующие признаки:

  • несуразное поведение;
  • кривляние;
  • игнорирование просьб;
  • грубость, резкость;
  • резкая смена настроения;
  • агрессивность;
  • неестественное поведение, выражающееся в надменности, пафосе.

Все это относится больше к поведенческому проявлению, но существуют еще эмоциональные и физические признаки кризиса 7 лет, которые внимательный родитель обязательно заметит:

  • чадо быстро устает;
  • становится вялым либо гиперактивным;
  • нередко бывает рассеянным.

Всему этому есть объективные причины.

Проявления

Негативизм — это отказ от всего, о чем ребенка просит родитель. Следует отличать этот признак от обычного непослушания, свойственного всем детям. В случае негативизма, малыш отказывает практически всегда. Не рекомендуется наказывать ребенка в такие моменты. Даже разговор по душам, или требование объяснений не помогут в данном случае. Но если чадо в момент отказа занимается чем-то, что полностью увлекло его, то непослушание в этом случае естественно.

Упрямство — когда дитя требует что-либо от родителей. Это может быть игрушка, конфетка и любая другая вещь. Но ребенку она не нужна. Главное, чего хочет чадо, это самоутверждения, а не обладания вещью.

Строптивость — ребенок всячески пытается нарушать дисциплину, распорядок дня, который ему пытаются навязать. Это может быть нежелание рано утром вставать, ходить в школу, кушать, делать домашнее задание.

Своеволие — дитя хочет быть независимым, поэтому пытается делать все самостоятельно, преодолевать трудности, не спрашивая разрешения или совета у родителей. Ему не важны желания и указания взрослых. На первом месте потребности самого ребенка.

Протест — когда малыш адаптируется к новому укладу жизни и условиям общества, у него накапливается внутреннее отрицание, протест, который он выплескивает практически на каждого человека. Ссоры в семье и в школе становятся обыденным делом. Это происходит от того, что ребенок испытывает внутренний конфликт по адаптации к социуму.

Обесценивание — у малыша формируются новые идеалы. То, что он раньше считал интересным, теперь для него не имеет никакого значения. Дитя ломает любимые игрушки, говорит плохие слова, которые под запретом в обществе. Хулиганит и всячески пакостит всем окружающим его детям, иногда относясь к ним с жестокостью.

В семьях, где дети под сильной опекой, наступает деспотизм: ребенок меняет уклад жизни семьи под свои потребности.

Причины и основные симптомы кризиса шести-семи лет

Итак, познавательные потребности вступают в силу только в 6-7 лет. В этом же возрасте происходит также перестройка и «перекройка» отношений с окружающими людьми. Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники и «опекуны», позволяющие им спокойно и доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники, которые поведут их дальше, — причем такие помощники, которые способны дать то, чего не хватает детям: новых знаний.

Основная причина кризиса шести-семи лет в том, что раньше ребенок узнавал этот мир «снаружи» — глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил, а теперь ему приходится узнавать его еще и «изнутри» — чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности. Все это необходимо для обретения равновесия и гармонии с миром.

Даже при удачном возрастном старте маленькие первоклассники испытывают нешуточные нагрузки. Смена основных поведенческих мотивов неизбежно ведет к возрастному кризису. Кроме психологической трансформации происходят серьезные перестройки в организме: ребенок резко прибавляет в росте и весе, изменяется работа сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Поэтому перепады настроения, утомляемость, раздражительность — это не проявления зловредного характера, а сигналы о перенапряжении и бурном росте. Данный кризис в среде психологов и педагогов значится под названием «кризис 6-7 лет».

Одними из основных симптомов кризиса 6-7 лет являются кривлянье и манерность. Если раньше умиление вызывали детская спонтанность и искренность, то теперь шутовство и обезьянничание ребенка вызывают скорее недоумение. Причин здесь несколько. Одна из них — ребенок хочет быть взрослым, но каким образом быть этим взрослым, ребенок пока не знает, поэтому использует то, что ему удобно и знакомо, — игру во взрослого. Неудивительно, что это получается несколько нелепо.

Еще одна причина кривлянья — это начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. У него появляется внутреннее понятие и ощущение двух сторон личности: «какой я есть» и «каким бы я хотел быть». В этой связи в период кризиса 6-7 лет у ребенка неизбежно возникают конфликты мотивов и интересов, что в свою очередь дает новые, непростые импульсы поведению. Теперь школьнику необходимо выбирать, определять приоритеты, соотносить свои потребности с окружающим миром. У ребенка меняется самооценка. Если раньше он чаще воспринимал себя как «хорошего», сейчас он соотносит свое ощущение с мнением окружающих и склонен к более объективной самооценке.

Этапы становления школьника

Психологи выделяют несколько важных этапов в позиции шести-семилеток:

  1. Малыш в подготовительной группе детского сада мечтает о школе, хочет побыстрее туда попасть, не совсем понимая, что его ждет. Когда он идет в первый класс, положительное отношение к школе остается, при этом учебный процесс его мало интересует. Школьная жизнь нравится первокласснику своим антуражем, она дает возможность почувствовать себя взрослым. При этом то, что нужно слушать учителей, выполнять домашнее задание, проявлять усидчивость и быть прилежным, остается на заднем плане.
  2. Второй этап – это понимание социальной жизни в стенах школы. Учебный аспект по-прежнему не интересует школьника.
  3. Третий этап подразумевает сочетание социальной жизни и учебной активности, но он, как правило, приходится на 8-й год жизни.

Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов

Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.

Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:

  • Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
  • Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
  • Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).

Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.

Советы психолога:

  • Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
  • Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.

Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.

Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.

В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности

Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка

Алкогольный абстинентный синдром

Признаки

Родителям помогут знания о проявлениях возрастного кризиса, чтобы они могли убедиться, что он настал, и не приняли за признаки кризиса другие, контекстные личные трудности.

Симптомы:

  1. не хочет слушаться и не реагирует на просьбы, допускает своеволие;
    желает, чтобы его считали взрослым (не играет с младшими, пытается подражать старшим);
  2. проявляет упрямство и строптивость, демонстрирует капризы;
  3. обнаруживает болезненную реакцию при любой критике;
  4. демонстрирует негативное восприятие всего;
  5. резко меняет настроение;
  6. обнаруживает свои действия и слова (обзывает осознанно), открыто может выражать свой протест;
  7. позволяет себе обесценивание прежних идеалов: может сломать дорогую для себя игрушку, использует запрещенную лексику, проявляет жестокость и деспотичность.

Набор должен включать не меньше трех-четырех симптомов кризиса семилетнего возраста. Иначе они будут иллюстрировать не возрастной кризис, а лишь контекстный случай. К примеру, после тяжелого дня, переутомления и усталости ребенок может к вечеру стать капризным, отказываться ложиться спать в привычное время. Но это не признак того, что настал кризис семилетнего возраста.

Зачастую в 7 лет, когда родители неправильно относятся к этому жизненному этапу ребенка или ребенок не подготовлен к школьному этапу, у последнего может развиваться определенный симптомокомплекс. Если его своевременно не обнаружить, он впоследствии обернется многочисленными хлопотами.

В условиях наступившего кризиса поначалу появляется протест (против того, что изменились социальные роли, стало другим поведение родителей, пришли в жизнь новый режим, школа, учитель). Для страданий нужен выход, и они проявляются в протесте (ребенок не делает уроки, отказывается идти на занятия, не выполняет то, что требует учитель)

Это выражается и в соматических проявлениях (подскакивает давление, появляется холодный пот, учащенно бьется сердце, снижается способность к работе, ослабляется внимание). Невротизация — конечный пункт в этой цепочке, с нею требуется посещение специалиста

Когда необходимо обратиться к врачу?

К врачу лучше вообще не обращаться. Этот период временный и он скоро пройдет. Нужно просто смириться, что у ребенка формируется своя новая внутренняя жизнь, в которую он пока еще пускает своих родителей. Но им уже нужно спрашивать у него разрешения войти в нее. Поэтому естественное течение психического развития малыша не стоит лечить с доктором.

Разновидности склерита

Склерит глаза классифицируют по глубине поражения оболочки и степени распространения воспаления. Различают такие его виды:

  1. Эписклерит – наблюдается поражение верхнего рыхлого слоя склеры.
  2. Склерит – воспаление охватывает все слои оболочки.
  3. Диффузный склерит – заболевание распространяется на обширные участки глазного яблока.
  4. Узелковый – очаг воспаления ограничен, располагается между экватором и лимбом глаза, выглядит как покрасневшее отечное пятно.

От разновидности болезни зависят применяемые методы терапии и длительность лечения.

Краткие рекомендации психолога по поведению родителей в период кризиса 7 лет

Итак, время кризиса 7 лет настало, и как с этим быть? Однозначно ситуация не должна быть пущена на самотек с ожиданиями, что всё пройдет. Специалисты дают конкретные советы, как должны вести себя родители и педагоги, чтобы пережить кризис 7 лет вместе с ребенком без психологических травм и проявления конфликтов.

Что следует делать:

Замена требований просьбами.
Совместное следование новым правилам.
Постепенная замена игр на учебную деятельность. Должно оставаться время для игр.
Уважение выбора ребенка. Выслушивание его мнения. Аргументирование своих отказов

Предоставление хоть незначительной свободы.
Обучение на своих ошибках (позвольте лечь позже, а утром, когда он почувствует себя нехорошо по причине недосыпания, обратите на это внимание).
Достаточное время на помощь по выполнению домашних заданий.
Совместное следование режиму дня.
Обсуждение событий прошедшего дня, испытанных им эмоций, оценка поступков.
Поддержание связи с учителем, совместное решение проблем.

10 запретов для родителей. Не допускайте:

  1. Повышения голоса;
  2. Критики учителя и других взрослых при ребенке;
  3. Нарушений правил, установленных для соблюдения;
  4. Обращений по любому поводу в поликлинику или на консультацию к психотерапевту;
  5. Отношения как к малышу. Поймите и примите самый первый этап взросления;
  6. Паники, самообвинений в том, что неправильно воспитываете;
  7. Физических наказаний;
  8. Ограничений общения с ровесниками;
  9. Сравнений с другими, критики — только мягкие (исключительно, когда рядом нет посторонних!) указания на ошибки;
  10. Игнорирования школьных проблем (идет ли речь об успеваемости или конфликтах в классе);

Если кризис 7 лет превращается в настоящую катастрофу, у родителей может возникнуть необходимость в помощи педагогов

Важно поставить их в известность о существовании проблемы. Они окажут ребенку помощь в адаптации, организуют индивидуальную работу с ним

Педагог задумается о необходимости большего внимания для ребенка, изменении требований.

Комментировать

Что делать, если у ребенка появились страхи?

Детская психика в таком возрасте очень уязвима, особенно под влиянием внешних факторов

Родителям в этот сложный момент важно быть максимально внимательными и терпеливыми по отношению к своему чаду. Наблюдайте за ним, смотрите, как он проводит досуг, и как меняются его предпочтения

Очень важно психологически не давить на ребенка, не кричать и не реагировать на капризы и частые смены настроения. Дайте своему малышу почувствовать себя взрослым, и научите самостоятельно принимать решения. Это придаст ему больше уверенности в своих силах.

Если негативное эмоциональное состояние ребенка усугубилось появлением страхов, то наилучшим вариантом будет обратиться к психологу. В настоящий момент в каждой школе есть штатный психолог, который может прийти вам на помощь.

При этом вы можете самостоятельно пообщаться с вашим малышом, постараться выяснить что именно его беспокоит. Для анализа страхов и внутриличностных проблем детей зачастую используют проективные методики. 

Проективная техника работы со страхами у детей

Попросите ребенка нарисовать свой страх

Обращаю ваше внимание, что в это время одному из родителей обязательно присутствовать рядом. Чтобы ребенок не испытывал сильное нервное напряжение

Не стоит подшучивать или высмеивать его рисунок. Для ребенка его страх реален и вызывает бурю переживаний. Отнеситесь к этому серьезно! Проявите любовь и поддержку.

После того как ребенок закончит, попросите его рассказать, что он нарисовал. Что именно его пугает? Как он считает, что можно сделать, чтобы победить этот страх (это чудище)? Варианты вопросов зависят во многом от рисунка и состояния ребенка. То, что ребенок нарисует может раскрыть дополнительную информацию о проблеме.

После того, как вы провели анализ. Необходимо уничтожить данный рисунок. Можно провести это как некий ритуал. Например, мы рвем твой рисунок и страх уходит вместе с ним из твоей жизни! Или под присмотром взрослых, сжечь рисунок. Во время уничтожения сделайте акцент на том, что страх можно победить. Приободрите своего малыша, поддержите его. Ведь он проделал огромную работу над собой!

Это краткое описание одной из техник работы со страхами у детей. Однако если вы чувствуете, что не способны дать поддержку своему ребенку во время проведения, то лучше обратитесь к специалисту. 

Как справиться с детским кризисом?

Кризис семи лет имеет и свои особенности. Ребенок начинает отказываться от детских игр и развлечений. Ранее любимые игрушки перестают быть интересными. Начинается осознанное непослушание и желание высказать свою позицию, появляется упрямство и начинаются капризы, споры со взрослыми и копирование их поведения

Тут важно не упустить момент и вовремя обратить внимание на смену поведения и новые повадки

Более ярко кризис 7-8 лет проявляется у девочек. В этом возрасте становится более заметна разница в поведении мальчиков и девочек. Юные леди начинают манерничать и копировать повадки мамы. Речь становится более эмоциональной, а предложения строятся с помощью прилагательных. На фоне этого появляется первая конкуренция между малышами младшего школьного возраста, зависть и возможные конфликты. В этом возрасте девочки начинают больше уделять внимания своему внешнему виду. Постарайтесь дать дочери больше свободы в выборе вещей и школьных принадлежностей, следите за тем, что сейчас актуально и пользуется популярностью у девочек.

Кризис 7 — 8 лет у детей: советы психолога

Если вы видите, что поведение ребенка выходит из-под вашего контроля постарайтесь вовремя предпринять меры.

Поддерживайте своего ребенка, и тогда с кризисом будет легче справиться и ему, и вам.

Причины

Выготский кризис 7 лет определял как этап становления социального самовосприятия личности. Основными причинами кризисных переживаний являются внутренние (психофизиологические изменения) и внешние (социальные и общественные нормы) факторы.

Среди психологических факторов появляется потребность активного усвоения собственной новой социальной роли, а также ориентации в иерархической структуре общества. Дети, привыкшие общаться со всеми взрослыми, как с равными себе, долго привыкают к тому, что с учителями необходимо другое поведение. Происходит деление на друзей и отшельников в группе сверстников, появляется потребность не только самопрезентации, но и умения отличать подходящую компанию. Все это очень напоминает взрослую жизнь, поэтому получая обязанности, ребенок начинает активно отстаивать свою самостоятельность и право выбора, причем касается это всех сфер, а не только учебы. Родители часто оказываются не готовы к восприятию своего малыша более взрослым и продолжают применять детсадовский стиль воспитания, на фоне чего возникает множество конфликтов.

Получив официально признанную новую социальную роль, ребенок не имеет достаточного адаптационного опыта для быстрой перестройки или способности поддерживать две модели поведения – маленького и школьника.

Отсюда возникает либо стремление к отвержению прошлой роли (отказываясь ложиться рано спать или играть с младшими детьми) или же регрессия (попытки вернуться в садик, жалобы, возвращение к поведению лет пяти). Окончательное осознание себя отдельной личностью формирует два локуса оценки – внешний и внутренний, что формирует более зрелую личность. Ребенок отличает свою оценку собственных поступков и чужую, понимая, что они не всегда идентичны. Это усиливает независимость суждений и поступков, ведь теперь чтобы воспринимать свою личность в позитивных красках, а поступки, как правильные – нет необходимости полного подчинения кому-то. Это может повышать уровень непослушания, ведь расстроенное лицо матери больше не означает, что он поступил действительно плохо – это становится просто ее оценкой ситуации.

Система социальных отношений становится более ранжированной, в ней появляются близкие и формальные взрослые, приятные и незнакомые сверстники. На первых порах наличие такого разнообразия подкатегорий и потребность постоянного тестирования реальности является энергозатратной для детской психики. Ведущей деятельностью остается учебная, в связи с чем уровень напряжения растет во всех направлениях, включая как когнитивные процессы, так и эмоциональную сферу.

Школьные правила и запреты являются внешними факторами, изменяющими психику. Для изучения пределов дозволенного, поиска обходных путей и манипуляций, для улучшения собственной жизни ребенок использует не диалоговую модель (присущую на более зрелых этапах развития), а поведенческую. Выглядит это в провокационном поведении, игнорировании, непослушании, саботировании. Цель у подобного поведения одна – проверить насколько действительно крепки и нерушимы правила, насколько родители и учителя поддаются влиянию.

Физиологические изменения (смена зубов, быстрый рост, увеличение силы и мышечной массы, улучшение навыков концентрации и выносливости) предоставляют множество новых возможностей. Вместе с тем именно физические (хоть и позитивные) изменения даются детям тяжело. Они не осознаются, но требуют адаптации, привычная способность контролирования своего тела меняется, что в итоге вызывает состояние постоянной фоновой неосознаваемой тревожности. Довольно трудно понять свою раздражительность, связанную с выработкой привычки аккуратного приложения силы или адаптацией к новым параметрам собственного тела и его пропорций.

Советы по устранению кризисного поведения

Важно понять основную мысль – кризис семилеток – это временный этап, он проходит и его просто нужно пережить, как любые другие проблемы детского возраста. Основные причины обострения отношений в этом периоде – это несоответствие отношения родителей и тех желаний, требований и возможностей ребенка, которыми он обладает на данное время

Необходимо задуматься над тем, все ли запреты четко обоснованы и можно ли предоставить ребенку больше самостоятельности и свободы действий. Важно поменять свое отношение к малышу, понимая, что он подрос, нужно ценить и уважать его мнение, суждения, стараться понимать его.

Стоит изменить тон общения с приказного и назидательного на рассуждения и убеждения, анализ вместе с ребенком возможных последствий от его действий

Если же отношения родителей с ребенком похожи на военные действия и череду скандалов, важно на время взять паузу, дать малышу возможность погостить у бабушки на несколько дней, к возвращению ребенка приняв решение общаться без криков и скандалов на оставшееся время. Важно подходить ко всему с юмором и оптимистической нотой

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

3,799 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Новые статьи

Сроки

Многие, ошибаясь, думают, что кризис 7 лет наступает, когда ребенку исполнилось 7 лет. Или когда он в первый раз отправляется учиться и начинает видеть суровую реальную действительность.

Проявления кризиса происходят у шести-семилетних детей. Это обусловлено стремлением родителей позаботиться об их подготовленности к учебе загодя. В детсаду требования становятся более серьезными. Ребенок начинает посещать «школу будущего первоклассника» и не может не почувствовать, что предстоят изменения, и, если все это происходит неожиданно в его жизни, формирование психических новообразований может начаться еще до того, как дитя отправится в первый класс. Случается и так, что сложности осознаются детьми через промежуток времени. Кризис наступает тогда, когда детская психика к нему не подготовлена.

Кризис не может случиться в одночасье. Постепенно происходит нарастание трудностей, сходное с комом снега. Вначале сформируется одно новообразование и появится симптоматика, им обусловленная. Позже обнаружит себя второе и так далее.

По утверждениям специалистов-психологов длительность кризиса 7 лет равна шести-семи месяцам и обусловлена особенностями психики ребенка.

Профилактика

Во избежание патологии нужно оберегать глаза от воздействия химии, ультрафиолета. При обострении хронических болезней надо сразу же обращаться к врачу и начинать лечение. Во избежание эписклерита, а также других офтальмологических патологий, следует посещать офтальмолога, соблюдать правила гигиены и укреплять иммунную систему. Что такое скотома можно узнать здесь.

Если наблюдаются дискомфортные симптомы, стоит обратиться к врачу! Лечение в каждом случае разное, оно зависит от формы и тяжести болезни. Самостоятельная терапия запрещена, народные средства используются в дополнение к назначенным медикаментам.

Почему появляется кризис семи лет

При переходе к школьной жизни у ребёнка резко возрастают способности к познанию, быстро развивается его операционно-техническая сфера. Одновременно с этим он начинает ориентироваться в социально-предметных отношениях.

Изменяется и социальная ситуация развития. Когда ребёнок приходит в школу, он в первый раз становится объектом учебной деятельности. Эта деятельность имеет особый характер, поскольку является весьма социальной.

Д. Б. Эльконин указывал, что обучение имеет тройную социальную значимость:

  • По форме – учебная деятельность регулируется с помощью социальных правил и норм.
  • По содержанию – ребёнок усваивает социальный и культурный опыт.
  • По смыслу – учебная деятельность имеет значимость для общества и им оценивается.

Если раньше для ребёнка все взрослые были как бы на одно лицо, то теперь они начинают различаться по своему статусу: для него теперь существуют «близкие взрослые» и «социальные взрослые». Вторыми становятся в первую очередь учителя: они обладают большими полномочиями, являются носителями социальных норм и оценочных критериев.

Общественные правила и требования имеют обязательный характер и подлежат непременному выполнению, и это ребёнок начинает осознавать. Ведущая деятельность в этот период – уже не игровая, а учебная; ребёнок приобщается к системе научных знаний и овладевает обобщёнными навыками действий.

Как ведет себя ребенок в период кризиса

К 6-7 годам происходит быстрое созревание детского организма. Ребенок уже сам может планировать какие-то действия, принимать собственные решения. Дети в этом возрасте, как правило, непоседливы, много и активно двигаются, часто в поведении проявляются нервность и раздраженность. Нередко возникают проявления агрессии, нервного перевозбуждения. Детская непосредственность, которая так умиляет взрослых, осталась позади.

Важные моменты в период кризиса у человека 6-7 лет:

  1. Он уже хорошо понимает свои чувства: расстройство, гнев, раздраженность, радость, удовольствие и т.д.
  2. Формируется отношение к себе, как к личности, понимание собственных успехов и разочарований.
  3. Школьник осознает трудности выбора, что может усугубить психологические переживания.
  4. Иногда проблемы в поведении могут быть вызваны проблемами в семье или сложными жизненными обстоятельствами, с которыми ребенку пришлось столкнуться.

Как складываются взаимоотношения с противоположным полом?

Данный возраст порой приносит сюрпризы первой любви, которая может застать где угодно. Перемены, происходящие с ребенком может заметить внимательный родитель: блеск глаз, улыбка полная тайны, а взгляд – загадки. Как же быть в такой непростой ситуации?


В 6-7 лет многих детей посещает первая любовь

Детские психологи дают довольно действенные рекомендации:

Будьте тактичны, любое неосторожное высказывание типа: «этот мальчик тебе не пара», «у тебя этих Лен еще знаешь сколько будет», «не смеши меня, какая любовь в вашем возрасте» может оказать негативное влияние на взрослую жизнь ребенка. Главная задача родителей заключается в том, чтобы ребенок не боялся делиться своими переживаниями, чтобы он чувствовал поддержку.
Будьте начеку, разговаривайте с малышом, объясняйте, что такое хорошо, что такое плохо.
Задача отцов правильно научить действовать своего мальчика с малых лет, прежде всего примером

Иначе мальчик не понимает, как вести себя, боится насмешек друзей, в итоге он дергает свой «объект любви» за косички, говорит обидные слова. Необходимо вмешаться и объяснить ему, что подобное поведение немного отличается от мужского. Тоже самое касается и девочек, им следует понять, что ухаживания нужно принимать достойно, а не лупить мальчика книгой по голове.
Необходимо использовать свое чувство юмора, настроиться на одну волну с чадом. Можно рассказать забавную историю на подобную тему из своего детства, про одного забавного мальчика, тем самым добавив ему уверенности.


Первая влюбленность может проявляться в бесконечных конфликтах

Сущность кризиса шести-семи лет: характеристика и особенности поведения ребенка

Сущность кризиса шести-семи лет заключается в том, что в этом возрасте поведение ребенка в большей степени подвергается внутреннему конфликту «хочу — надо». Таким образом, между желанием и непосредственным его проявлением вклинивается интеллектуальный момент, и ребенок может выглядеть неискренним. Так зарождается произвольность: навыки постановки целей и осуществления своих намерений с учетом правил морали и социальных норм — один из важнейших факторов готовности к школе.

Начало школьной учебы является естественным выходом из кризиса 6-7 лет, так как предоставляет ребенку естественную площадку для проявления своей взрослости. Что же касается взаимоотношений с взрослыми, то в период кризиса они претерпевают серьезную перестройку, которая способна вывести и детей, и родителей на более взрослый уровень общения, но при неправильном поведении родителей может привести к агрессии, тревоге и стрессам.

Говоря о характеристике и особенностях кризиса 6-7 лет, стоит отметить, что переломный период всегда начинается одинаково – у ребенка меняется поведение, причем не в лучшую сторону. Еще вчера ваш малыш обнимал вас при встрече и вовсю напрашивался в помощники, а сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается

Забавно, что при этом ребенок больше протестует не против чего-то принципиально важного, а против повседневных требований. Это происходит потому, что он пробует на вкус и цвет все атрибуты взрослой жизни

Самое важное и основное для него — это серьезная социальная деятельность вне дома, а другими словами, школа. Ребенок объективно наблюдает рост своих способностей и расширение возможностей. Неизбежно рождается желание посягнуть и на родительский каравай: привилегию раздавать поручения и указания.

Основная характеристика и особенности кризиса шести-семи лет – это появление у ребенка упрямства, непослушания, капризов и многих других «милых» проявлений. Очень приятно узнавать поведение своего ребенка, включенное в классификацию типичных проявлений возрастного кризиса. Это снимает родительскую тревожность и позволяет почувствовать единение со всем родительским сообществом.

Другие новости раздела

Профилактика формирования детских страхов

Вопрос – ответ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: