Менталитет

Менталитет - что это такое, факторы его формирования

Содержание курсов:

Менталитет — что это

Происходит термин от латинского слова «mens», что в переводе означает ум, образ мыслей, склад ума.

Поэтому ментальность обозначает целое мировоззрение какой-то определённой культуры. Она отражается во всех аспектах доступных человеку:

  1. интеллектуальном;
  2. эмоциональном;
  3. поведенческом;
  4. целостном восприятии мира.

Как можно описать отдельного человека, так и можно говорить об этнической группе в целом. То есть, это коллективная психика, которая была сформирована под воздействием общих факторов, например, государственной политики.

Менталитет отдельно взятого человека соткан из черт, которые перешли ему по наследству от родителей либо были обретены вследствие воспитания (что это такое?). Также изменения ментальности возможны за счет жизненных уроков либо нахождения в определённой узкой социальной группе (на работе, например).

Факторы формирования

  1. место рождения человека;
  2. воздействие социума;
  3. образование;
  4. вероисповедание.

Все эти причины играют важную роль в развитии личности (что это?), и нельзя выделить какую-то одну главную. Даже если какая-то из них отсутствует (например, образование или религия) – это тоже наложит значительный отпечаток на менталитет.

Если расписывать совокупность факторов, которые могут влиять на личность – это:

  1. унаследованные черты;
  2. целенаправленное воспитание родителей;
  3. мировоззрение родителей, в котором растёт ребёнок;
  4. выбор учебного учреждения;
  5. выбор социальных кругов общения: друзья, партнёры;
  6. работа;
  7. искусство (книги, фильмы, музыка, картины) – всё это тоже имеет больше влияние.

Особенности национального образа мысли

Стереотипы о национальном мировоззрении, пожалуй, относятся к числу самых популярных. Вспомните, сколько анекдотов придумано про эстонский, американский, русский или немецкий образ мысли. Давайте рассмотрим ментальные особенности некоторых наций.

Англичане

Особенности английского образа мысли:

  • самоирония;
  • самоуважение;
  • исполнительность;
  • активность;
  • строгость в воспитании детей;
  • решительность;
  • стойкость;
  • способность бросать вызовы судьбе и себе, держать удар, проигрывать;
  • сдержанность.

Французы

Особенности французского мышления:

  • остроумие;
  • красноречие;
  • неконфликтность;
  • повышенный контроль над эмоциями;
  • скрытность в отношении личной жизни;
  • утонченность.

Испанцы

Особенности мировосприятия испанцев:

  • индивидуализм;
  • гордость;
  • обостренное чувство справедливости;
  • чувство чести, патриотизм;
  • открытость;
  • жизнь по принципу «здесь и сейчас».

Торт «Лесной муравейник»

Индивидуальный менталитет

Понимание мира, восприятие реальности затрагивает систему жизненных ценностей отдельной личности в рамках убеждений, которые ей свойственны. Индивидуальный менталитет развивается с раннего детства, формируется в течение всей жизни. Он не статичен, тяжело поддается модификациям, а перемены порождают психологический дискомфорт у личности. Основное формирование заканчивается в подростковом возрасте.

На образование менталитета влияют:

  • Пример родителей
  • Психологические особенности
  • Школьное воспитание
  • Физические характеристики
  • Государственная политика
  • Искусство
  • СМИ

Литература

Например Приднестровье(ПМР)

Что такое менталитет

Менталитет — это исторически и генетически сложившаяся совокупность социально-психологических качеств народа. Этимологически происходит от греческого слова mentis — ум, мышление, душа, рассудок, способ мышления. То есть одно слово объединяет множество явлений и процессов, что порождает большое количество толкований. Если описать менталитет обычными словами — это отображенный в культуре исторический опыт, который впитывает воспитанный в этой культуре человек.

В научной литературе часто используют два понятия: менталитет и ментальность. Одни авторы считают слова синонимами, другие пытаются провести грань между этими понятиями. Согласно второй теории различий менталитет — это исторически и генетически выработанная духовная константа, отражающая глубинные ценности народа, этноса. А ментальность — динамичное, частное, конкретное проявление, рожденное эпохой. Типов ментальностей существует столько же, сколько есть социальных групп. А менталитет характеризует народ в целом.

С одной стороны менталитет отображает суммарную характеристику людей, живущих в конкретной культуре, с другой – характеризует психологические аспекты отличий одной нации от другой. Это позволяет отдельно рассматривать менталитет американцев, французов, немцев или англичан.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Анализ понятия «ментальный»

Значение слова в широком смысле нужно воспринимать как комплексное понятие, затрагивающее множество аспектов духовной жизни человека, сам термин носит довольно сложно определяемый характер. Это связано с тем, что термин не только относится к историческим и антропологическим наукам, но и неразрывно связан с философией. Что значит «ментально» — можно разбирать невероятно долго. Зависит многое от того, к каким источникам информации вы обращаетесь, но куда бы вы ни обратились, существуют общие для всех положения, характеризующие данный термин.

Представления о ментальности активно развивались в духовной сфере, и именно по этой причине ее характерной чертой является отказ и уход от централизации исторического развития на европейской культуре в целом

Вместо этого фиксируется внимание на устойчивости внутреннего «я» человека, которое приводит индивида к желанию сплотиться в исторические и социальные общности. Исходя из этого можно иначе толкавать понятие «ментальный»

Значение слова теперь можно воспринимать как средство, предназначенное для анализа и толкования знаний гуманитарного характера.

Программы профессиональной переподготовки:

Что влияет на формирование взглядов

Мировоззрение личности формируется под влиянием нескольких факторов:

  • СМИ;
  • социальные институты (семья, школа);
  • значимые близкие, окружение;
  • книги, ТВ, журналы, прочее;
  • культура, состояние общества;
  • наследственность, в том числе общественное наследие.

Проще говоря, менталитет формируется под влиянием воспитания и образования (специально организованных или стихийных), а также на генетическом уровне. Сама личность тоже участвует в создании, коррекции мировоззрения. Зависит это от силы воли, психологической устойчивости, способности к самообразованию (саморазвитию, самосовершенствованию).

Формирование менталитета начинается в три года и заканчивается к шестнадцати годам. Но в дальнейшем происходят постоянные изменения (как минимум под влиянием личного опыта человека). Изменить образ жизни и мысли можно в любом возрасте. Стоит лишь захотеть.

Что такое ментальное здоровье

Речь идет о духовном или душевном уровне здоровья, свидетельствующем о психологической зрелости. Что есть здоровье ментального плана:

  1. целостность ума и тела;
  2. присутствие здоровой самокритики (я знаю, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдаю закон и моральные принципы);
  3. постоянство собственной идентичности (я знаю, кто я, какой я, зачем я);
  4. отсутствие внутреннего напряжения (страхов, тревог, длительных психических страданий);
  5. гармония с собой и окружающим миром – удовлетворенность от отношений с людьми и внутри себя;
  6. способность планировать, ставить цели и идти к ним;
  7. хорошее настроение, оптимизм;
  8. контроль над своим поведением, способность осознанно менять его;
  9. спокойствие, уверенность.

Стереотипы общества

Большинство здоровых психических субъектов современного общества насторожено относятся к ментальным инвалидам. Зачастую их воспринимают как непредсказуемых и опасных или, наоборот, как «овощей» без чувств, разума и эмоций. Практически во всех интервью звучат фразы об отказе таким людям в уважении, то есть в элементарном праве – быть просто человеком. А ведь уважения обычно достаточно, чтобы обеспечить такому гражданину хотя бы минимум условий полноценной жизни.

Почти все психиатры и люди, работающие с ментальными инвалидами, сетуют, что толерантности к таким пациентам в народе нет. Для того чтобы привить хоть какое-то сострадание рекомендуют проводить лекции в публичных местах, рассказывать об уважении к окружающим людям. И оптимально если бы такая информация поступала еще в школе, позволяя впитывать с детства полезные качества, так необходимые в обществе.

И также сами опекуны рассказывают, что при посещении официальных учреждений, регулярно сталкиваются с подозрениями что, они в очередной раз пришли «выпрашивать» или требовать себе очередные преференции. Пренебрежительное отношение – чуть ли не одна из самых распространенных проблем как для опекунов, так и для больных.

Подобные стереотипы очень быстро разносятся в современном обществе, поскольку ментальные инвалиды практически исключены из нормальной жизни – не посещают учебные заведения и не работают с обычными гражданами. Общедоступной информации о них слишком мало, хотя и за последнее десятилетие в России ее количество увеличилось благодаря созданию и функционированию благотворительных и родительских организаций.

Типы менталитета

Людское мировосприятие является редким сплавом психических характеристик, особенностей и вариантов их проявлений. Менталитет можно классифицировать, беря за основу сферы жизнедеятельности социума, на политическое мировоззрение, культурное, экономическое, социальное, духовно-нравственное. Исходя из типов деятельности, миропонимание бывает техническим, производственным, научным, административным и литературным.

В соответствии с образом мыслительной деятельности мировосприятие бывает религиозным, городским, национальным, гражданским, сельским, военным. Согласно историческим этапам формирования социума существует 4 варианта менталитета общества: варварский, аристократический, интельский и буржуазный.

Первый – основывается на силе, стойкости, отсутствии боязни смерти и половой активности. Представитель описываемой разновидности ментальности абстрактные понятия не воспринимает, потому свободно меняет религиозные взгляды. В шкале значимости для варвара семья располагается на первой позиции, потому он покарает любого, посягнувшего на нее. При этом он в отношении к государству занимает гораздо более прохладную позицию.

Аристократический вариант менталитета появился одновременно с появлением феодализма. Отличительными особенностями его считаются верность долгу, половая избирательность, наличие изысканных манер. Опасение проявления слабости вынуждает представителей описываемого вида ментальности идти на смелые поступки ради удовлетворения собственных принципов, взглядов и убеждений.

Интельский вариант менталитета возник в пору Возрождения. Тогда уровень безопасности и жизни существенно возрос, поэтому необходимость выживать и умение противостоять трудностям потеряло актуальность. Главными характеристиками этого типа являются коллективные интересы, высокая работоспособность, отречение от богатых излишеств, опасение боли, боязнь смерти.

Буржуазный вариант руководствуется экономностью, расчетливостью, трудоголизмом. Устремленность на власть и желание сиюминутной наживы считаются определяющими в действиях представителей рассматриваемого типа менталитета

Здесь семья утратила свою важность, религиозные установки и моральные ценности модифицируются согласно обстоятельствам

Описанные разновидности менталитетов в «чистом» виде встретить можно редко. Чаще всего, при развитии личности перекрещиваются самые разнообразные влияния и формируются «композитные менталитеты».

При этом большинство смешанных вариаций менталитета являются менее стабильными, нежели чистые варианты. Это обусловлено невозможностью совмещения в границах одной личности целевых установок различных менталитетов. Соответственно, совмещенные менталитеты обладают меньшей жизнестойкостью, но большей динамичностью. Психическое развитие смешанных типов происходит быстрее, нежели у «чистых» вариантов. Наиболее шатким сочетанием считает сочетание буржуазного типа мировоззрения и аристократического, поскольку их ценности противоположны.

Взаимодействие различных вариаций менталитета всегда являются попыткой разрешить антагонистические противоречия. Так как мировоззрение непосредственно формируется путем индукции, оно неминуемо стремится индуцировать собственную структуру (ориентиры, приоритеты, ценности) в среду. Противостояние будет тем серьезнее, чем отчетливее будут отличаться ценностные ориентиры.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

История ментальностей (менталитета)

История ментальностей (менталитета) – область изучения прошлого, неотъемлемая часть «новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. «историко-антропологического поворота» – интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей именно в десятилетие «ниспровержения основ» и вызревания студенческой революции 1968 (движения «новых левых») связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе – «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).

Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Анналы», заставили потесниться «историю высказываний» философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительныхструктур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.

Помимо социальной психологии, сильный импульс рождению истории ментальностей дала структурная антропология, позволившая представить общество как всеобъемлющую систему отношений «от подвала до чердака» (М.Вовель). Увидев в реконструкции «ментального» элемент воссоздания истории в ее целостности, младший современник Л.Февра и М.Блока Ф.Бродель, предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф.Бродель, формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) – значит понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий, от первейших материальных интересов до аналитической работы человеческого ума.

Одновременно с появлением первых исследований по «истории ментальностей» во Франции, в России шло развитие т.наз. «школы семиотики» – науки о знаковых системах или тартусской школы (Ю.М.Лотман, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, В.Н.Топоров). Выросшая из лингвистики и начавшая экспансию в иные гуманитарные науки, в том числе и истории, эта школа позволила сформироваться новым подходам к исследованию прошлого, всех сфер человеческой деятельности, которые последователи этой школы предложили рассматривать как тексты и знаки, подлежащие расшифровке. Еще одно российское направление в исследовании ментальных процессов было намечено вышедшими в то же время (1960-е) работами М.М.Бахтина, показавшего перспективность изучения потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью людей (напр., «карнавальной смеховой культуры», характерной для сердневековья) и игнорировавшихся предшествующей наукой.

Идейное объединение Школы семиотики, направления М.М.Бахтина в литературоведении и наработок историков ментальностей (во Франции и, десятилетием позже, в Германии) могли бы стать прорывом в новом понимании исторической реальности. Однако «железный занавес» между СССР и Западом, жесткие идеологические и политические барьеры, отделившие российских гуманитариев от новых тенденций развития мировой науки, помешали объединению и обрекли историков в СССР на отставание, которое они пытаются преодолеть лишь в последнее десятилетие.

Менталитет общества и его типы

Что такое менталитет, мы выяснили. Теперь обратимся к истории происхождения этого термина. Понятие менталитета было введено в оборот этнологом Люсьеном Леви-Брюлем, изучавшим жизнь первобытных племен. Чтобы обобщить особенности их поведения и мышления, он употребил определение «менталитет», объединив латинские слова, обозначавшие «душу», «ум» и «другие».

В соответствии с историческими этапами развития общества выделяют 4 типа менталитета:

1. Варварский, в основе которого лежат сила, выносливость, отсутствие страха перед смертью и сексуальная активность. Представитель этого вида ментальности не воспринимает абстрактные понятия, а потому легко меняет религиозные убеждения. Семья в шкале ценностей варвара стоит на первом месте, а потому он накажет или убьет любого, кто на нее посягнет. Отношение к государству и сюзерену гораздо более прохладное.

2. Аристократический, возникший с зарождением феодализма. Его отличительными чертами являются верность слову и долгу, наличие утонченных манер и сексуальная избирательность. Страх перед проявлением слабости заставляет представителей этой ментальности совершать смелые поступки, защищая свои принципы и убеждения.

3. Интельский, зачатки которого появились в эпоху Возрождения. Поскольку в то время уровень жизни и безопасности значительно повысился, умение выживать и бороться с трудностями отошло на второй план. Основными характеристиками данного типа стали общественные приоритеты, высокая работоспособность, отказ от роскошных излишеств, а также боязнь боли и страх перед смертью.

4. Буржуазный, носителями которого являемся мы, во главу угла ставит экономность, трудоголизм, неискренность и расчетливость

Стремление к власти и жажда наживы стали определяющими в поведении представителей этого типа менталитета, семья и друзья потеряли свою важность, а религиозные убеждения и моральные ценности меняются в зависимости от обстоятельств

Конечно, перечисленные черты характерны не всем представителям каждой эпохи. Речь идет об основной массе людей, чье поведение определяется указанными выше типами менталитета.

10 странных манер из разных стран, о которых стоит знать

  • Дарить желтые тюльпаны в Болгарии. Если вы как самый настоящий воспитанный человек ходите в гости с маленькими презентами, то вам обязательно нужно знать, что в Болгарии ни в коем случае нельзя дарить хозяйке желтые тюльпаны. Они символизируют ненависть или отвращение. Не очень хорошее начало знакомства получится, правда?
  • Приходить заранее или вовремя в Мексике. Но только если вы находитесь в жаркой Мексике. Там опоздание считается нормой. Как правило, все начинают подтягиваться на обед или вечеринку с друзьями в бар спустя 30 минут после оговоренного срока. Вот вам и расслабленный ритм жизни.
  • Использовать нож, когда едите салат, во Франции. Этому правилу следует придерживаться, если вы отправились во Францию или другую страну Центральной Европы. Салаты с большим количеством зелени там очень любят. Зачастую зелень и является главным ингредиентом такого салата. Местные жители едят их с помощью вилки, так что не отставайте и не выдавайте в себе иностранца.
  • Есть банан без вилки и ножа в Англии. В Англии еще сохранилась традиция есть бананы с помощью столовых приборов. С чем это связано? Эта кулинарная традиция появилась еще в конце XIX века, когда банан считался экзотическим фруктом и не был так распространен.
  • Не оплачивать счет в начале трапезы в Японии и Корее. Это правило актуально для азиатских стран – Японии и Кореи. Жители этих государств привыкли получать счет сразу же, как начали трапезу. Возможно, это помогает им расслабиться и спокойно наслаждаться пищей, не думая о материальном. Однако с ростом туристических потоков из Запада в эти страны этот обычай все же ослабевает.
  • Выкинуть хлеб в России. А эта традиция должна быть знакома каждому русскому сердцу. Хлеб – это один из ключевых продуктов русской кухни. Недаром про него издавна существует много пословиц и поговорок. Самая красноречивая из них – «Хлеб всему голова». Выкинуть хлеб или как-то неуважительно к нему отнестись в нашей стране считается грехом.
  • Прятать руки во Франции. Эта традиция пришла прямиком из страны любви и вкусной еды, из Франции. Ваши руки за едой должны быть в поле зрения. Это, во-первых, в лучших традициях вежливости, а во-вторых, никто не подумает, что вы заигрываете со своим партнером под столом.
  • Не смотреть в глаза, когда произносите тост, в Австрии. Изначально этот обычай появился в Австрии. Когда у вас в руке бокал, а вокруг шумная компания, не обойтись без тостов. На родине Моцарта вы должны посмотреть в глаза каждому человеку, кто подносит вам свой бокал. В противном случае ожидайте поражений на сексуальном фронте в течение ближайших 7 лет. К слову, эта традиция пришлась многим народам Европы по душе, так что вы можете столкнуться с ней и за пределами Австрии, например, во Франции.
  • Забирать еду с собой во Франции. Еда навынос – это совсем другая история. Это работает. А вот если вы погорячились и на заказывали слишком много в ресторане и не справились, то у вас 2 варианта: либо доесть все, либо оставить. В какой стране действует это правило? Во Франции. Невольно вспоминаешь стереотип о французском снобизме.
  • Ждать кого-либо, чтобы съесть пасту, в Италии. Традиция для особо голодных? Нет. Это кулинарная традиция родом из Италии. Она не универсальна, а действует, только если речь идет о пасте. После подачи блюда на стол, можно сразу же приступать к процессу, не нужно никого ждать. На другие блюда это правило не распространяется – ждите компанию.

Менталитет в исторических, религиозных и научных источниках

Рассуждения о том, что у отдельных народов имеются свои специфические социально-психологические особенности, присутствуют ещё в трудах Плиния и Геродота. Дополняет картину также художественная литература того времени, в которой был очень популярен сюжет путешествий по далёким странам. В таких произведениях всегда очень подробно описывались культурные особенности разных народов (реальных и вымышленных) и недоразумения, возникающие из-за этих особенностей.

Немало информации современные исследователи черпают также из религиозных книг – Библии и Корана. Библия подробно описывает исторические сюжеты, по которым можно судить о бытовавших в разные времена обычаях, моральных и этических нормах

В Коране большое внимание уделяется ценностям, культурным и духовным принципам, которых должны придерживаться мусульмане

В 18 веке исследованием особенностей поведения, свойственных отдельным народам и нациям, занялся шведский естествоиспытатель Карл Линней (он больше известен как автор единой системы классификации животных и растений). Он стал первым, кто решил разобраться, что такое менталитет с научной точки зрения. Примерно тогда же появилась этнопсихология – новая наука, изучающая «душу народа» и «национальный характер».

Термин «менталитет» (mentality) ввёл в научный обиход французский философ, антрополог и этнолог Люсьен Леви-Брюль. Значительную часть своей научной карьеры он посвятил изучению австралийских аборигенов и папуасов, сохранявших на тот момент первобытно-общинный строй. Результаты данного исследования он изложил в книге «Первобытный менталитет», в которой описывал, какие специфические черты присущи представителям разных племён.

Но по-настоящему популярным термин стал с подачи «Школы Анналов» – французского исторического сообщества, основанного Марком Блоком и Люсьеном Февром. Они определяли менталитет как черту характера, которая есть и у рядового солдата, и у короля Франции. Это определение подчеркивало, что данная черта является коллективной, но проявляется у каждой личности.

В дальнейшем тема менталитета интересовала самых выдающихся психологов 19-20 веков: Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эриха Фромма и других. Сегодня данная тема также активно изучается в социальной психологии, культурологи, истории, этнологии и других науках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector