Нарушение кратковременной памяти: причины, последствия и лечение

Расстройство памяти и внимания - симптомы болезни, профилактика и лечение расстройства памяти и внимания, причины заболевания и его диагностика на eurolab

Виды психических расстройств

Одной из наиболее часто встречаемых форм психических недугов, которую переносит двадцать процентов населения планеты в течение жизни, является психическое расстройство личности, связанное со страхом.

К таким отклонениям относят генерализованный страх, различные фобии, панические и стрессовые расстройства, навязчивые состояния. Страх далеко не всегда представляет собой проявление заболевания, в основном, он являет собой естественную реакцию на опасную ситуацию. Однако нередко страх становится симптомом, сигнализирующим о возникновении ряда нарушений, например, половой перверсии или аффективных расстройств.

Ежегодно депрессия диагностируется приблизительно у семи процентов женского населения и трех процентов мужского. У большинства индивидов депрессия случается один раз за их жизнь и переходит в хроническое состояние довольно редко.

Также одним из часто встречаемых видов сбоев в психической деятельности является шизофрения. При ней наблюдаются отклонения в мыслительных процессах и восприятии. Пациенты с шизофренией постоянно пребывают в тяжелом депрессивном состоянии и часто находят успокоение в алкогольных напитках и наркотических препаратах. У шизофреников зачастую наблюдается апатичность и тяготение к изоляции от социума.

При эпилепсии помимо сбоев в функционировании нервной системы, больные страдают эпилептическими припадками с судорогами во всем теле.

Биполярное аффективное расстройство личности или маниакально-депрессивный психоз характеризуется аффективными состояниями, при которых у пациента сменяются симптомы мании депрессией либо наблюдаются одновременно проявления мании и депрессии.

Недуги, связанные с расстройством питания, например, булимия и анорексия, тоже относятся к формам расстройств психики, поскольку по прошествии времени серьезные нарушения режима питания провоцируют возникновение патологических изменений в человеческой психике.

Среди других часто встречаемых отклонений в психических процессах у взрослых выделяют:

— зависимость от психоактивных веществ;

— алкогольную зависимость;

— отклонения в интимной сфере,

— дефекты сна, такие как инсомния и гиперсомния;

— дефекты поведения, спровоцированные физиологическими причинами либо физическими факторами,

— болезнь Альцгеймера;

— умственную отсталость;

— эмоциональные и поведенческие отклонения в детском возрастном периоде;

— личностные расстройства.

Чаще психические заболевания и расстройства возникают еще в детско-подростковом возрастном периоде. Приблизительно 16 процентов детей и подростков имеют психические отклонения. Основные сложности, с которыми дети сталкиваются, можно разделить на три категории:

— расстройство психического развития – малыши в сравнении с ровесниками отстают в формировании различных навыков, в связи с чем испытывают трудности эмоционального и поведенческого характера;

— эмоциональные дефекты, связанные с сильно поврежденными чувствами и аффектами;

— экспансивные патологии поведения, которые выражаются в отклонении поведенческих реакций малыша от социальных устоев или проявлениями гиперактивности.

Что такое диссоциированная (психогенная) потеря памяти?

Потеря памяти после алкоголя

Считается, что даже на первой стадии алкогольной зависимости возможно наступление амнезии. Внезапная амнезия вследствие излишнего алкогольного возлияния становится стрессом для индивида. Однако потеря памяти после употребления спиртных жидкостей наблюдается далеко не у всех. Для возникновения временной амнезии необходимо «соблюдение» нижеприведенных условий: количество выпитых напитков, градус спиртного, одновременное употребление разнообразных спиртных напитков, употребление алкоголя на голодный желудок, сочетание алкогольных напитков с лекарственными препаратами.

Насколько сильно повредятся связи между мозговыми клетками во время распития спиртосодержащих жидкостей, зависит от количества этилового спирта, попавшего в организм. Считается, что незначительные дозы алкоголя не ведут к утрате воспоминаний. Однако влияние алкогольных напитков на людей довольно индивидуально: в первый черед, само понятие незначительная доза для разных людей различно, во второй – большим значением обладает половая принадлежность выпивающего, его возраст и общее состояние здоровья.

Также существует закономерность, чем выше градус спиртного напитка, тем больше вероятность того, что у выпевающего индивида будут провалы памяти.

Одновременное употребление различных напитков, содержащих разные спирты, резко увеличивает вероятность возникновения амнезии.

Возлияния на голодный желудок способствует мгновенному всасыванию в организме жидкости, вследствие чего почти весь этанол незамедлительно поступает в кровь, что ведет к быстрой интоксикации, которая обладает максимально разрушающим влиянием.

При приеме алкоголя в процессе прохождения медикаментозного лечения или сочетании употребления спиртосодержащих жидкостей с наркотиками или табакокурением в несколько раз увеличивается вероятность наступления амнезии.

Алкоголь из трех видов памяти способен воздействовать исключительно на краткосрочную память, другими словами у индивида из воспоминаний как бы «выпадает» промежуток времени.

Потеря памяти при алкогольном опьянении наступает после палимпсеста. Характерным признаком описываемого состояния считаются мелкие провалы памяти, то есть субъект не может вспомнить некоторые незначительные детали, эпизоды случившегося во время алкогольной интоксикации.

Потеря памяти у молодых людей вследствие алкоголизма наступает вследствие возникновения синдрома Вернике-Корсакова. Данный синдром наблюдается, когда организм индивида подвергается длительной интоксикации при отсутствии полноценного питания, нехватки витаминов В и С группы.

Расстройство личности — описание и причины

Термин «расстройство личности» используется в современной психиатрии в соответствии с рекомендациями МКБ-10 взамен устаревшего наименования «конституционная психопатия». Предыдущее название расстройства личности не совсем корректно отражало суть заболевания, поскольку было принято утверждение, что фундаментом психопатий выступают врожденные дефекты нервной системы, неполноценности, возникшее на фоне неблагоприятной наследственности, негативные факторы, провоцирующие изъяны развития у плода. Однако патогенетические механизмы расстройства личности более многообразны и вариабельны в зависимости от подвида заболевания и сугубо индивидуальных типологических характеристик человека. Причиной расстройства личности могут быть и генетическая предрасположенность, и неблагоприятное течение беременности у матери больного, и родовые травмы, и физическое или психологическое насилие в раннем детском возрасте, и тяжелые стрессовые ситуации.

Расстройство личности подразумевает присутствие у человека характерологической конституции, структуры личности, модели поведения, которые доставляют значительный дискомфорт и выраженный дистресс в существование индивида и противоречат нормам, существующим в обществе. В патологический психический процесс оказываются вовлеченными одновременно несколько сфер личности, что практически всегда приводит к личностной деградации, делает невозможным интеграцию, затрудняет полноценное функционирование человека в социуме.

Старт личностного расстройства приходится на поздний детский возраст или подростковый период, при этом симптомы заболевания проявляются значительно интенсивнее в дальнейшей жизни человека. Поскольку на ювенальный период выпадают своеобразные психологические изменения подростка, довольно проблематично в шестнадцатилетнем возрасте вынести дифференцированный диагноз. Однако вполне вероятно выявить присутствующую акцентуацию личности и прогнозировать дальнейшее направление развития особенностей человека.

Характерологическая структура – совокупность стабильных психологических особенностей индивида, вне зависимости от времени и ситуаций, в сферах мышления, восприятия, в способах реагирования и взаимоотношениях с собой и окружающим миром. Типичный набор индивидуальных черт заканчивает формирование до начала раннего взрослого возраста и, несмотря на дальнейшее динамичное угасание или развитие отдельных элементов, структура психики остается в дальнейшем относительно неизменным конструктом. О развитии личностного расстройства можно предполагать, когда отдельные компоненты личности становятся крайне негибкими, деструктивными, дезадаптивными, незрелыми и лишают возможности плодотворно и адекватно функционировать.

Особы, страдающие расстройством личности, часто пребывают в состоянии фрустрации и не могут управлять своим поведением, что доставляет им значительные проблемы во всех жизненных аспектах. Такие патологические состояния нередко соседствуют с депрессивными и тревожными расстройствами, ипохондрическими проявлениями. Для таких особ свойственно злоупотребление психостимулирующими средствами и выраженное нарушение пищевых привычек. Часто их выделяет от здоровых членов общества явное противоречие в поведение, разрозненность и алогичность отдельных поступков, эмоционально окрашенные проявления, жестокие и агрессивные действия, безответственность и полное отсутствие рационализма.

Согласно Международному классификатору болезней 10-го пересмотра в отдельные формы расстройства личности выделяют десять диагнозов. Патологические состояния также группируют в три отдельных кластера.

Формы специфических расстройств личности – сходные состояния, наблюдаемые у акцентуированных личностей, однако основное различие явлений: значительная выраженность проявлений, яркий контраст между вариацией индивидуальности в общечеловеческой норме. Принципиальное отличие патологии – при акцентуации личности никогда не определяются одновременно три главенствующих признака психической патологии:

  • воздействие на всю жизнедеятельность;
  • статичность во времени;
  • значительные помехи для социальной адаптации.

У акцентуированных личностей никогда набор чрезмерных психологических особенностей не оказывает одномоментно влияние на все жизненные сферы. У них заложена возможность как достичь положительных социальных достижений, так и присутствует отрицательный заряд, трансформируемый со временем в патологии.

Депрессия сопровождается паническими атаками. Антидепрессанты превращают его в робота. Короче, случай тяжелый.

Причины проблемы внимания и памяти

Существует 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная – откладывает информацию ненадолго, без понимания сути информации. Человек может запомнить мелодию, слова из песни или рекламы. В долговременной памяти информация анализируется и откладывается надолго. Это могут быть воспоминания из детства, знания, полученные на уроке в школе или институте. Проблемы с памятью имеют разный характер:

  1. Временный, или транзиторный. Человек может забыть названия предметов, имя собеседника, когда лицо кажется знакомым. Забытая информация полностью восстанавливается, спустя короткий промежуток времени;
  2. Постоянный, или перманентный, например, забыть о самостоятельно назначенной встрече. Потерянная информация не восстанавливается или вспоминается с большим трудом.

Самая распространенная проблема – «паталогическая» забывчивость или амнезия. В этом случае человек помнит о том, что он должен что-либо сделать, но не может вспомнить, что именно. Признаки амнезии:

  • Тяжело формулировать свои мысли, подбирать правильные по смыслу слова;
  • Человек часто не может отыскать нужную вещь, даже если сам её куда-то положил;
  • Теряется ориентация в пространстве, даже в хорошо знакомых местах. Человек забывает, куда нужно идти, как называется улица, на которой он живет;
  • Путаются дни недели, числа, месяцы;
  • Человек не помнит, что он говорил, поэтому повторно рассказывает историю;
  • Забывчивость в повседневных делах. Человек не может купить продукты без списка, не помнит, закрыл ли он дверь;
  • Тяжело усвоить информацию, пользоваться инструкциями, разобраться в электронной технике.

К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки:

Невнимательность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь; Замедленное восприятие. Тяжело переключаться с одной темы на другую, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор; Плохая концентрация

Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца

Мужчина за компьютером

У взрослых

В осознанном возрасте провалы в памяти возникают в результате проблем со здоровьем или из-за возрастных изменений. Основные причины резкого ухудшения памяти:

  • Стрессовые ситуации, частые переживания и перегрузы на работе;
  • Последствия черепно-мозговых травм, сотрясений;
  • Дисбаланс вегетативной нервной системы. Нарушения работы дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
  • Гормональные сбои;
  • Опухоли мозга, в том числе доброкачественные;
  • Перенесенные инсульты и инфаркты;
  • Нарушение кровообращения головного мозга. Зачастую возникает в результате атеросклеротического заболевания сосудов, когда мозг не получает необходимое количество кислорода;
  • Психические расстройства (депрессия, шизофрения);
  • Развитие болезни Альцгеймера;
  • Сахарный диабет.

Обратите внимание! Память может частично пропадать в результате физической и психологической усталости организма. Проблема носит временный характер и проходит после отдыха

У молодых

Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов. Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить. Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня.

У детей

Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания. Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление.

Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать

Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет

Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга.

Девочка думает за столом

Причины

Причины потери памяти различны. Среди них наиболее распространенными являются:

  • травмы головного мозга;
  • сильные стрессы;
  • инсульты;
  • кисты и рак головного мозга;
  • тяжелая интоксикация организма;
  • воспаление оболочек головного мозга;
  • болезнь Альцгеймера;
  • психологические расстройства;
  • прием психотропных препаратов;
  • наркоз;
  • хронический дефицит витамина В1 в организме, на фоне которого начинает развиваться синдром Коркасова, характеризующего невозможностью воспринимать новую информацию;
  • гипоксия;
  • кома;
  • потеря большого количества крови, например, при получении травмы или во время хирургического вмешательства.

Частичная потеря памяти может быть также спровоцирована заболеваниями воспалительного характера, которые поражают нервную систему. Среди них находятся менингит и энцефалит, развитие которых приводит к гибели клеток нервной системы и образованием на их месте рубцов. В результате этих процессов происходит разрыв нейронных связей и наблюдаются провалы в памяти.

Данные процессы в головном мозге могут происходить и при сильной интоксикации организма, наступающей в результате вдыхания вредных химических паров, воздействия органических веществ и т.д. После алкоголя провалы в памяти обуславливаются воздействием на организм этилового спирта, который негативным образом воздействует на функции головного мозга, в том числе и на процессы запоминания информации. Провалы в памяти при алкогольном опьянении чаще всего характерны для людей, имеющих тяжелую форму алкогольной зависимости.

Довольно часто у людей отмечается частичная потеря памяти после наркоза. Обуславливается это воздействием лекарственного препарата на головной мозг, который временно отключает все его функции.

Проблемы с памятью у пожилых людей возникают чаще всего на фоне развития болезни Альцгеймера, для которой характерно слабоумие и рассеянность. Причиной развития этого заболевания в большинстве случаев становится атеросклероз, который приводит к дисциркуляторным нарушениям.

У пожилых людей может также наблюдаться потеря памяти при высоком давлении, при котором происходят серьезные изменения в ЦНС и головном мозге. В результате резкого повышения АД в тканях головного мозга возникает отек, который провоцирует развитие энцефалопатии, характеризующейся частичным или полным нарушением способности запоминать и воспроизводить информацию.

Потеря памяти при инсульте обуславливается поражением нейронов головного мозга. При этом чаще всего у человека отмечается частичная амнезия. Он может помнить некоторые события из своей жизни, но забыть своих близких и родных. Провалы в памяти могут наблюдаться и после удара головой и получения черепно-мозговой травмы.

У молодых женщин проблемы с запоминанием и воспроизведением информации могут возникнуть в послеродовой период. Проблемы с памятью после родов обуславливается получением посттравматического стресса (шока). Как правило, уже спустя несколько месяцев после полного восстановления организма проблемы с кратковременной памятью исчезают. Лишь в единичных случаях женщинам требуется помощь квалифицированных специалистов.

Кроме того, спровоцировать проблемы с памятью у молодых людей может неправильное и несбалансированное питание. Некоторые люди, чтобы избавиться от избыточного веса, садятся на жесткие диеты (голодают), в результате чего происходит резкое падение уровня сахара в крови. На фоне этого деятельность головного мозга нарушается и возникает кратковременная потеря памяти. Также длительные голодания могут привести к диссациативных расстройствам.

Провалы в памяти причины у молодых людей могут скрываться в чрезмерных эмоциональных нагрузках. Стрессы, учеба, конфликты в семье – все это может спровоцировать ухудшение концентрации внимания и памяти, а в скором времени и вовсе развитие частичной амнезии.

Как правильно лечить?

Прежде чем лечить человека от психологического расстройства, специалист должен правильно установить диагноз и выявить причину, повлиявшую на развитие заболевания. В первую очередь необходима консультация психолога. Специалист беседует с клиентом в спокойной обстановке, проводит тесты, назначает задания и внимательно наблюдает за реакциями и поведением индивида. Проведя психологическую диагностику, психолог выявляет нарушения в психике клиента и определяет способ коррекционной помощи.

Если человек столкнулся с рядом жизненных трудностей, вследствие которых у него возникли психологические расстройства, он может обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину.

Важно обратиться к психотерапевту как только появятся первые симптомы неадекватного поведения. Если болезнь запустить, придётся прибегнуть к помощи психиатра и даже принудительно госпитализировать человека в психиатрический стационар. Душевнобольная личность требует срочного лечения в лечебном учреждении, если у неё наблюдается психическое расстройство в острой фазе или человек находится в состоянии сильного возбуждения, склонен к насильственным действиям или проявляет суицидальные намерения

Душевнобольная личность требует срочного лечения в лечебном учреждении, если у неё наблюдается психическое расстройство в острой фазе или человек находится в состоянии сильного возбуждения, склонен к насильственным действиям или проявляет суицидальные намерения.

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Что поможет восстановить память?

Нарушение памяти в пожилом возрасте

У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани.

Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте.

По статистике, не менее половины (а по данным некоторых исследований до 75%) пожилых людей сами отмечают у себя некоторую забывчивость или иные нарушения памяти. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность.

В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой (или иной умственной деятельностью) и состоянием в старости.

Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.

Наши врачи

Панков Александр Ростиславович
Врач-невролог
Стаж 39 лет
Записаться на прием

Смирнова Наталья Валерьевна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 7 лет
Записаться на прием

Моисеева Ирина Владимировна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 15 лет
Записаться на прием

Новикова Лариса Вагановна
Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 38 лет
Записаться на прием

Засов Евгений Юрьевич
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 5 лет
Записаться на прием

Диагностика

Диагностика начинается с внимательного сбора анамнеза — это связано с тем, что наиболее важную информацию о своем состоянии может сообщить сам пациент или его родственники. Первым делом врач определяет, какой компонент памяти страдает больше всего, а затем намечает план дальнейшего обследования.

Разработано и применяется множество специализированных тестов, которые позволяют дифференцировать различные нарушения.

Чаще всего применяются такие тесты:

  • Повторение слов сразу же после того, как они были услышаны — позволяет оценить работу кратковременной памяти. Понятно, что здоровый человек сможет повторить все слова.
  • Повторение десяти слов. Суть теста в том, что врач озвучивает десять никак не связанных между собой слов. Пациент их повторяет. Затем этот цикл повторяется с теми же словами 5 раз. Здоровые люди первый раз называют не менее 4 слов, а при последнем повторении могут озвучить все.
  • Метод пиктограмм. Пациенту озвучивают несколько слов (обычно около 10), а затем дают время, чтобы он изобразил на бумаге вспомогательный рисунок. По рисунку пациент называет слова, а затем его просят посмотреть на бумагу и назвать их через час. Нормой считается запоминание не менее 90% слов.
  • Простой, но эффективный метод — пересказ простого сюжетного текста из нескольких предложений. Тест имеет вариации — текст зачитывает врач или сам пациент (таким образом тестируют зрительную и слуховую память).

Не менее важны и инструментальные исследования, которые позволяют оценить функциональное состояния головного мозга и состояние кровеносной системы. Активно применяются электроэнцефалография, резонансная томография и .

Если есть предположения о том, что нарушение памяти появилось вследствие соматического заболевания — то применяют диагностические методы, направленные на выявление основного диагноза, а состояние памяти контролируют во время выздоровления.

Лечение

Тактика лечения на 100% зависит от причины. Адекватная терапия подбирается индивидуально, с учетом течения заболевания и состояния пациента. Некоторые заболевания требуют пожизненной коррекции.

Важно вовремя обратиться за врачебной помощью. Многие заболевания, связанные с ослаблением памяти (впрочем, как и другие) лучше поддаются терапии на ранних стадиях развития

Как правило, лечение направлено и на устранение непосредственной причины болезни, и на устранение симптомов — для улучшения качества жизни пациента.

  • Онемение ног
  • Слабость в ногах

Виды расстройств

Лурия А.Р. создал классификацию нарушений работы памяти, основанную на патогенетических процессах, происходящих в головном мозге, она включает в себя расстройства:

  1. Модально-неспецифические нарушения памяти. Появляются в случае поражения непосредственно структур головного мозга.
  2. Модально-специфические нарушения памяти. Механизм возникновения основан на поражении анализаторных систем. Нарушается зрительная, слуховая, тактильная, музыкальная, двигательная память и др. Типы нарушения памяти:
    • Оптико-мнестическая афазия возникает при патологии задних отделов височной доли. Для обозначения данного нарушения, в неврологии имеется понятие оптическая амнезия.

      В памяти пациентов нет определенных зрительных образов, однако они могут описать предназначение определенного предмета и как им пользуются.

      К примеру, больному показывается фотография с лопатой и просят назвать этот предмет. «…Ну эта вещь используется, чтобы ямы копать» — типичный ответ пациентов с оптико-мнестической афазией. Также нарушена возможность изображения конкретных предметов по памяти.

    • Акустико-мнестическая афазия — непонимание устной речи. Возникает из-за нарушения слухового запоминания. При этом речь пациента скудная, несвязная.
  3. Количественные расстройства памяти или дисмнезии — нарушение воспроизведения, запоминания и хранения информации. К таким нарушениям памяти относятся:
    • ретроградная амнезия — выпадают события, предшествующие травматической ситуации;
    • антероградная амнезия — выпадение событий, которые произошли после травмы (пациент не помнит как попал в больницу, но точно рассказывает, что с ним произошло);
    • фиксационная амнезия — больной не в состоянии вспомнить, что он делал минуту назад;
    • детская амнезия — не является патологической, люди не помнят период жизни до четырех лет;
    • интоксикационная — возникает при наркотическом или алкогольном опьянении;
    • аффективная — выпадают события, которые происходили в момент аффекта;
    • кататимная (истерическая) — исключение из памяти психотравмирующих агентов;
    • эпизодическая — нормальное явление у здоровых людей, которые подвержены длительной усталости;
    • гипермнезия — способность помнить каждую секунду происходящих событий и воспроизводить спустя несколько лет.
  4. Качественные расстройства памяти проявляются как изменение действительных событий прошлого. Основные виды парамнезий:
    • Псевдореминисценции — перенос событий прошлого в настоящее время. Данное нарушение приводит к временной деперсонализации.

      К примеру бабушка 80 лет может говорить, что вчера она праздновала свое шестилетие в кругу родных. Такие события имели место в жизни пациентки, однако в далеком прошлом.

    • Конфабуляции — привнесение в свое прошлое фантастических вымышленных событий, которые не могли произойти в жизни пациента.

      Больные не утрачивают основные воспоминания, а начинают иначе интерпретировать. В последствии может развиться конфабуляторный бред.

    • Криптомнезии — больные приписывают себе чужие заслуги, при этом не преследуют корыстного умысла. Пациент может утверждать, что именно он руководил боевыми действиями в 1812 году, а не какой-то Наполеон.
  5. Нарушение непосредственной памяти заключается в невозможности воспроизвести события или полученный опыт сразу после действия внешнего стимула. Характерно для пациентов преимущественно пожилого возраста. К таким расстройствам памяти относятся:
    • Корсаковский синдром — это нарушение памяти, при котором имеются неточные воспоминания виденного или услышанного в настоящем периоде времени, с полным или частичным сохранением памяти на события прошлого. Пациенты не понимают где находятся и как тут оказались, при нахождении в стационаре не могут самостоятельно отыскать свою постель.
    • Прогрессирующая амнезия — больные дезориентированы в месте и времени, путают события прошлого и настоящего, искажают последовательность происходящего. Постепенно из памяти выпадают не только происшествия текущего времени, но и события прошлых лет.
  6. Псевдоамнезия сопровождается патологией лобных долей мозга. Пациенты не в состоянии выучить или запомнить информацию, так как нарушен процесс формирования намерений. Однако при длительном повторении определенной информации пациент в состоянии узнать ее, но не может самостоятельно воспроизвести. Грубые нарушения процессов формирования планов и программ поведения не позволяют пациентам самостоятельно справляться с запоминанием материала.

Качественные нарушения памяти

К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство памяти и внимания:

Психиатр

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Расстройства памяти и внимания, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику: Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector