Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов)

Определение понятия общения

Вместе пойте песни

Если вас попросят исполнить песню при всех, вы сможете это сделать? Нет, потому что эта одна из активностей, которая смущает человека любого возраста и пола. Когда дети находятся в дошкольном возрасте, они также смущаются петь перед аудиторией. Но песни прекрасно раскрепощают. Поэтому пойте вместе с ребенком, когда вас никто не слышит. Петь вдвоем не так страшно. Ребенок почувствует ритм и силу собственного голоса. Если для ребенка петь еще страшнее, чем говорить, тогда разговор со сверстниками покажется ему настоящим пустяком. Увеличивая уровень трудностей, мы с каждым шагом развиваемся все больше.

Классификация взаимоотношений между людьми

В психологии выделяют три основных типа отношений, в зависимости от:

  1. Направленности. Существует вертикальный формат отношений и горизонтальный. О вертикальных отношениях следует говорить тогда, когда люди, взаимодействующие между собой, находятся на разных уровнях в социальной иерархии (ученик и учитель, воспитатель и воспитанник, родитель и ребенок, начальство и подчиненные). Соответственно, горизонтальные отношения — те, в которые вовлечены люди, стоящие на одной ступени в социальной иерархии (коллеги, одногруппники, одноклассники).
  2. Целей. Начиная социальное взаимодействие, человек всегда задумывается о том, для чего ему это нужно. Если он стремится найти дружбу, товарищество, любовь, то такие взаимодействия называются личными. Если же это общение с целью заключить договор, совместно выполнить рабочее задание и так далее, то это деловые отношения.
  3. Эмоциональной окраски. В процессе общения и других взаимодействий человек начинает лучше понимать, как он относится к другому человеку. В зависимости от эмоций, которые испытывают люди при социальном контакте, различают положительные, отрицательные и нейтральные отношения.

Также огромное значение имеет степень близости между людьми. Различают следующие уровни:

Знакомство. На этом уровне люди практически не знают друг друга, и для того, чтобы сблизиться, им нужно общаться, находить общие интересы. При этом далеко не все знакомства переходят в следующую стадию.

Приятельство. Приятелями являются знакомые, с которыми удалось умеренно сблизиться. С такими людьми порою можно весело провести время, получить их совет и иногда помощь, но сокровенным с ними не делятся.

Товарищество. Промежуточная стадия между приятельством и дружбой. У товарищей есть совместные интересы, общие дела, они с удовольствием проводят время друг с другом, могут предлагать помощь, им можно доверить многое, хотя и не все. Значительная часть людей уже на этапе товарищества готова признать человека другом. Товарищество со временем может перерасти в дружбу.

Дружба. Крепкие, проверенные временем отношения, в которых царят гармония и доверие. Друзья чувствуют себя комфортно в обществе друг друга, любят проводить время вместе, готовы оказать поддержку, прийти на помощь. Обычно у друзей есть масса общих интересов и занятий, а многие ключевые мнения сходятся. Как правило, настоящих друзей у рядового человека сравнительно мало: едва ли наберется больше пяти человек. Также уровень дружбы делится на дополнительные подуровни. На первом подуровне люди просто дружат, на втором — считают себя лучшими друзьями. Степень взаимопонимания и доверия на этих подуровнях разнятся.

Любовь, брак. В идеальных любовных отношениях наблюдается наивысшая степень доверия, открытости, присутствует готовность создать семью. Искренне любящие люди готовы пойти практически на все ради объекта своей любви. Но на практике безусловное доверие в части пар наблюдается лишь в первые годы

Чтобы оно сохранялось десятилетиями, важно работать над собой, уметь находить компромиссы, принимать партнера.

Особняком стоит семья: человек не может выбрать, у каких родителей родиться, но между ребенком, матерью и отцом (а в особенности между матерью и ребенком) всегда формируется тесная связь, которая далеко не всегда бывает здоровой.

В первые годы жизни ребенок отчаянно нуждается в родителях, они для него — идеал, и наиболее он привязан к матери. Позднее, по мере взросления, он сепарируется и начинает собственную жизнь, а общение с родителями становится менее тесным.

Формы общения дошкольников со сверстниками

В период от 3-х до 7-ми лет наблюдаются формы общения со сверстниками, которые последовательно актуализируются от младшего к старшему дошкольному возрасту:

  • Эмоционально-практическая
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно-деловая

Общение младших дошкольником побуждается эмоциями или практическим действием. Малыши могут просто подбежать друг к другу с радостной улыбкой, и это уже знак к тому, что им интересно общаться

Не так важно, как надолго увлечет их общение. Ценна эмоциональность контакта

Совместные действия малышей еще кратковременны. Они могут слепить рядом куличики или покатать машинки. Могут продемонстрировать, как далеко они бросают мячик или съезжают с горки. Однако эмоционально-практическая форма общения являет собой почву для формирования инициативности в общении.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается деловое общение детей. Это связано с прогрессом сюжетно-ролевой игры. Дошкольники уже играют не просто рядом, а вместе, выбирая более сложные сюжеты, распределяя роли, договариваясь о правилах.

Проявляются некоторые деловые качества, но они привязаны к ситуациям. Например, ребенок может выступать строгим контролером в игре в соответствии с выбранной ролью, но несмело вести себя в обычных контактах.

Внеситуативные отношения позволяют сместить внимание с действий партнера по общению на саму личность. Неожиданно для себя дошкольник начинает видеть в партнере по игре собеседника, личность со своими интересами и предпочтениями

Другое дело, что открывшиеся качества личности могут как понравиться, так и оттолкнуть. Как мальчик, так и девочка, могут заявить о своем вчерашнем приятеле, что больше с ним не играют, потому что он берет без разрешения чужие игрушки, обижает других и пр.

Поведение сверстников служит своеобразным зеркалом, позволяющим ребенку увидеть самого себя со стороны. А заметить нюансы мимики и высказываний, которые раньше ускользали от внимания, помогает дошкольнику развивающийся социальный интеллект.

Особенности невербального общения

Особенностью невербального общения является то, что людям не нужны слова, чтобы понять друг друга. Психологи утверждают, что более 75% всей информации человек получает через невербальные сигналы: мимику, жесты, позы собеседника, его интонацию голоса и пр. Можно говорить, что угодно, но человек будет улавливать невербальные сигналы, чтобы более полно понять собеседника.

Невербальное общение является универсальным. Даже если человек не знает языка, то уже через жесты и позы может показать свое намерение или отношение к происходящему. Люди на интуитивном уровне понимают друг друга, даже если не слышат слов говорящего.

Виртуальное общение

В последние годы люди стали значительно меньше взаимодействовать друг с другом вербально. Общение в соцсетях многим почти заменило реальное. Ситуация, когда рассказываешь собеседнику свои мысли и при этом не смотришь в глаза, сегодня типична. Большое количество подростков буквально прилипают к монитору, обмениваясь личными сообщениями с незнакомцами.

Стоит помнить о том, что живое общение всегда должно быть предпочтительней виртуального. У юношей часто складывается впечатление, что их никто не понимает, и только человек на другом конце планеты разделяет все их мысли и чувства. На самом деле это большое заблуждение, обусловленное романтическими исканиями юности. Виртуальное общение в целом помогает подростку снять эмоциональное напряжение, найти единомышленников, узнать много нового. Большинству молодых людей требуется определенное время, чтобы научиться понимать самих себя, принимать происходящие события без страха и негативных установок.

Средства массовой информации

Опосредованным массовое общение называется не просто так. Название подразумевает то, что такое контактирование происходит «посредством» использования каких-либо сфер – общественных, технологических и так далее.

На самом деле, мало кто знает, что массовое общение – это еще и средства массовой информации. Все довольно логично. Также, как лектор общается с помощью микрофона с аудиторией, так и журналист общается с очень широким спектром людей с помощью уже не только микрофона, но и профессиональной камеры, а также услуг операторов и режиссеров.

Кстати говоря, журналист, который пишет статью в газету, использует фактор массового общения наравне со всеми. Он тоже «обращается» к широкой аудитории, в попытках донести какую-либо информацию.

В таком случае, можно с легкостью сказать, что как массовое, так и любое другое общение может иметь последствия и нести ответственность

Это уже отдельная тема для обсуждения, однако важно знать, что любое контактирование не должно завершаться тяжелыми последствиями во избежание этой ответственности

СМИ не раз подвергались обвинениям за неправильное отношение к информации, ее могли коверкать, переиначивать, разглашать личную информацию или выкладывать фото и видео без разрешения правообладателя. А сколько жалоб на них было после того, как пользователи находили в статьях и эфирах оскорбление в свою сторону!

Проще говоря, абсолютно любые примеры массового общения могут понести за собой разные последствия.

Проблемы при общении родителей с детьми

Помните, порядок общения с ребенком — это не набор жестких правил. Давайте разберем основные ошибки в общении с детьми, которые совершают многие родители.

1. Вы указываете детям, что делать 

Ваш ребенок рассказывает вам о своих разочарованиях или проблемах с одноклассниками, а вы тут же приступаете к решению его проблемы.  

Вполне возможно, вы действительно знаете, что делать. Так почему бы вам не поделиться своей мудростью, верно?  

Но никто, включая детей, не любит непрошенных советов. Когда вы попытаетесь навязать детям свое руководство, вы, вероятно, встретите раздражение. Или вообще нарветесь на прекращение диалога.

Тогда, как правильно реагировать?

Оставьте свой список решений и «откройте» уши. Пусть даже вы знаете, каким должен быть их следующий шаг. Это не значит, что они пришли к вам, чтобы услышать об этом.  

Может ребенок хочет найти утешение или просто выпустить пар?  Узнайте, что ему нужно и чем вы можете быть полезны, вместо того, чтобы диктовать свои правила.

Спросите ребенка: “Тебе нужен мой совет или ты хочешь, чтобы я просто слушал?” 

Если ребенок ищет “сострадательное ухо”, дайте ему знать, что вы готовы принять эту роль. 

Если вы чувствуете, что совет оправдан, спросите разрешение, прежде чем давать его. Исследования показывают, что когда мы спрашиваем разрешение, прежде чем давать совет, он с большей вероятностью будет услышан.

2. Вы не контролируете эмоции

Родителям бывает трудно сдерживать свои эмоции. Когда ребенок говорит с вами о какой-то проблеме, вам не нужно выглядеть чрезмерно обеспокоенным.  

Потому что это заставляет ребенка сосредоточиваться на том, что его беспокоит.

Вспомните моменты, когда ваш ребенок падал на игровой площадке. Если вы удержали покер-фейс, пока ребенок проживал свою боль, после этого он быстро возвращался к игре.  

Но если вы кричали: “О, нет!” и со слезами на глазах в панике бежали к ребенку, то он, наверняка, перенимал ваше беспокойство.

Как правильно реагировать?

Есть одна интересная техника — “ботокс для бровей”. Для нее нужно расслабить лицо и не морщить лоб. Попрактикуйтесь перед зеркалом, чтобы освоить ее.  

Вы должны отправить ребенку сообщение, что все в порядке, и вас не приводят в ужас его эмоции. 

3. Вы решаете все за ребенка

Сегодня есть много родителей, которые берут на себя ответственность за проблемы ребенка и самостоятельно решают их. 

Представьте себе: ребенок приходит к вам и говорит, что получил 2-ку по математике, хотя очень старался. 

Некоторые родители могут начать действовать: звонить или писать учителю и говорить, насколько это несправедливо. Некоторые могут даже лично встретиться с учителем, чтобы доказать свою правоту.  

Все эти реакции показывают ребенку, что он не в состоянии справляться с проблемами.

Как правильно реагировать?

Помните, что это проблема ребенка, а не ваша. Спросите: “Что бы ты хотел сделать? Каковы твои варианты решения?” 

Обсудите проблему и решите ее вместе. Так вы покажете ребенку, что верите в его способность справляться с трудностями.

4. Вы говорите ребенку, что он слишком мал, чтобы понять что-то

Когда дети спрашивают о смерти, наркотиках или самоубийстве — это нормально. Не нужно подавлять их любопытство. 

Ребенок задает вопросы потому, что он хочет ответов. Это дает нам, как родителям, возможность адаптировать наши ответы к его потребностям и возрасту. 

Это также открывает двери для общения, которое может углубить наши с ним отношения.  

Когда мы закрываем или откладываем вопрос ребенка, мы можем непреднамеренно отказаться от этой привилегии и передать право на ответ кому-то другому. 

Как общаться с капризным ребенком? (видео 6 минут)

Как правильно реагировать?

Если ребенок задает вопрос, он достаточно взрослый, чтобы получить ответ. Дайте ему его. 

Если вы не знаете, как адаптировать свой ответ для его возраста, возьмите паузу на обдумывание. Но потом обязательно вернитесь к разговору и закройте тему. 

5. Вы читаете нотации

Когда вы читаете лекции своим детям, вы больше напоминаете школьного учителя, чем проводника, наставника или тренера. Вы упускаете возможность слышать детей, понимать, о чем они думают. 

Что делать? Когда вы обнаружите, что говорите только вы, и взгляд ваших детей опущен — остановитесь. Задайте им какой-нибудь вопрос. Слушайте. Общение с ребенком — не односторонний процесс.

Искусство межличностной коммуникации

Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом.
Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

  • говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;
  • проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;
  • выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

С 2-х лет

Общение детей активизируется просто потому, что малыш уже набрал нужный опыт. Он уже умеет играть в разные сюжетные игры, у него уже развилась речь, потребность в общении, да и умение общаться потихоньку набирается.

Но главное ­ он отлично подражает другим. Это самое благоприятное время для выстраивания самостоятельных игр между детьми. Младший готов играть со старшим, повторять то, что ему показывают и т.п. Но, конечно, это не означает, что у них сразу все начнет получаться. Наоборот! Именно сейчас роль взрослого очень важна. Именно сейчас они особенно активно учатся взаимодействовать друг с другом. И этот процесс идет не один день, и даже не один год. Психологи выделяют период до 4 лет.

Что же самое сложное в это время, на что нам нужно обратить внимание, чему нужно научить детей:

  • обращаться друг к другу по имени или по роли, которую играет ребенок;
  • разрешать конфликты, искать выход из сложных ситуаций;
  • действовать по очереди;
  • сочувствовать друг другу;
  • относиться друг к другу доброжелательно;
  • видеть достоинства партнера, его сильные стороны.

Читать далее: Здоровое питание — путь к красоте и долголетию

И еще один наиважнейший момент, про который мы не можем забывать Для детей до 5 лет в общении главная составляющая — это эмоции. Именно они важнее всего для ребенка. То есть, если общение вызывает сильные эмоциональные переживания, не обязательно положительные, ребенок будет стремиться к нему снова и снова. Если же общение безэмоционально, то оно малозначимо, малоинтересно для ребенка.

Но потребность в эмоциях не означает, что ребенок сам умеет управлять ими! Наоборот! До 5 лет дети преимущественно импульсивны, спонтанны, совершенно неустойчивы в эмоциях. И если это совместное веселье,­ то получится отличная игра. А вот если эмоции не совпали, если не удалось в игре соблюсти интересы всех игроков, расстройства и переживания могут быть очень бурными.

И вот тут без регулирующего взрослого хорошей игры не получится

Нам очень важно научиться вовремя вмешиваться в ситуацию, не допускать перехода в агрессию или драку, и учить детей справляться и с противоречиями в игре, и с собственными переживаниями

Основные виды межличностного общения

Взаимосвязи, которые в момент межличностных отношений переживаются и осознаются индивидами в зависимости от степени заинтересованности, основаны на различных эмоциональных состояниях

Важное значение для общения также имеют психологические особенности собеседников, их уровень интеллекта

Межличностный тип общения разделяют на следующие виды:

Формальный. Происходит без учета психологических и других особенностей собеседников. Маски участливости, вежливости, строгости или безразличия позволяют завуалировать истинные эмоции и отношения. При частых контактах с помощью стандартного набора жестов и фраз можно уберечься от эмоциональных перегрузок.

Примитивный. При этом способе общения происходит оценка собеседника. Его признают нужным или мешающим субъектом. Если считают, что он будет необходим, то с ним активно контактируют, в противном случае общение грубо прерывают. При получении желаемого интерес к такому человеку полностью исчезает и его отсутствие не скрывается.

Функционально-ролевой. Для данного вида общения характерен регламент содержания. Личность собеседника имеет меньшее значение чем его социальная роль. Примером межличностного общения этого вида могут служить следующие партнеры — преподаватель и учащийся, начальник и сотрудник, водитель общественного транспорта и пассажир.

Деловой

При этом виде общения собеседники принимают во внимание характер, возраст, настроение друг друга. Причем интересы дела всегда превалируют, личностные расхождения отступают на второй план

Обычная цель деловых переговоров или общения является достижение какой-либо договоренности.

Манипулятивный. Общение с целью получения выгоды. При этом используются такие приемы как обман, лесть, запугивание, шантаж и другие.

Светское общение. Полностью соответствует принятым в светском обществе нормам. Собеседники ведут себя крайне дипломатично. Но при этом, за маской вежливости скрывают свои мысли.

Духовный. Допускает возможность разговора на любую тему. Это вид общения близких людей, понимающих чувства и мысли собеседника по интонации голоса или выражению лица.

Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?

На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.

Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.

Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.

Типы личностей: давайте все обсудим лично

Пожалуй, это один из самых чудесных типов личности, которые мне довелось встречать в бизнесе. Человек открыт к диалогу, ведет себя непринужденно, позитивно, готов слушать и говорить. По телефону Вы многое не узнаете, и Вам сразу же могут предложить встретиться в офисе. По приезду в офис, Вы познакомитесь с улыбающимся человеком, который предложит обращаться на «ты», будет много говорить, обсуждать, жестикулировать, а потом предложит закончить разговор в неформальной обстановке. Вы можете подумать, что знаете этого человека не первый день, ведь за несколько часов могут сложиться доверительные, дружеские отношения. Поверьте, если Ваше предложение заинтересует данного человека, то он сразу же скажет об этом, и не будет вести какие-то закулисные игры, плести интриги, пытаться выудить максимально выгодное соглашение.

Тактика общения:

Как вы думаете, почему с такими людьми легко общаться? Правильно, ведь данный тип личности предполагает честность, открытость, доверие. Собеседник с первых минут уже рассматривает Вас как потенциального партнера, и не стоит с ним лукавить, что-то скрывать. Будьте максимально открыты, ведите себя непринужденно, делайте то, чтоб делали в обычной обстановке, а не на бизнес встрече. Это только подчеркнет вашу готовность к работе с таким типом людей, и вызовет дополнительное доверие у собеседника.

Психология делового общения

В психологическом плане коммуникационное взаимодействие одновременно является обменом действиями, мыслями, эмоциональными переживаниями, чувствами и направленностью личности на саму себя, собственную душу, совесть, мечты.

Деловое общение можно считать процессом, который основывается на воспитании и самовоспитании. Это форма личностного творчества, способствующая выявлению и развитию лучших сторон личности индивида.

Психология и этика делового общения – это составные части комплекса наук, которые опираются на базовые категории и принципы большинства наук.

Эффективность делового коммуникационного взаимодействия, в первую очередь, обусловлена деятельностью субъектов. Такая деятельность обладает социально значимым эквивалентом, который может измеряться, в конечном итоге, таким ценностным и важным показателем, как денежные ресурсы.

Деловое общение помогает установлению связей и развитию отношений, направленных на сотрудничество и партнерство между сослуживцами, начальниками и подчиненными, компаньонами, соперниками и конкурентами. Специалист, не говоря уже о руководителе, никогда не будет успешен в деятельности, если не будет владеть хотя бы азами делового общения. Коммуникационное взаимодействие требует от индивида высокой психологической культуры.

Успешное деловое общение также нуждается в постоянном изучении и учете эмоциональных сторон отношений. Часто люди бизнеса считают, что чувствам нет места в делах, однако они сильно ошибаются. Ведь не обращая внимания на чувства и эмоциональные переживания сотрудников, можно довести коллектив до серьезных конфликтов, которые будут дорого стоить предприятию. Разум и эмоции являются неразрывными составляющими субъекта. Во время коммуникационного взаимодействия с партнером или коллегой на их органы чувств поступает множество различных сигналов.

Существуют определенные приемы, при помощи которых можно обратить расположение собеседника в свою сторону. Прием «имя собственное» основан на обязательном произнесении вслух имени собеседника. «Зеркало отношения» означает, что улыбка на лице вызовет ответную улыбку, а угрюмая гримаса, наоборот. Приятное выражение лица притягивает расположение собеседника. Комплименты – это «золотые слова» любой беседы. Они содержат незначительное преувеличение достоинств, которые представляет в себе собеседник. Однако нужно отграничивать комплименты от грубой лести, которая заключается в сильном преувеличении достоинств собеседника.

В психологии делового общения немаловажным является использование способов воздействия на собеседников при помощи речи. Деловое общение и речь при нем имеет определенную специфику. При коммуникационных взаимодействиях речевым характеристикам уделяется 90% внимания собеседника, когда как, например, при межличностных – 50%, а то и меньше. К ее основным характеристикам относят:

словарный запас, который делает беседу более яркой, насыщенной, аргументированной, доступной, убедительной;

состав речи, который позволяет использовать профессиональные термины вместо жаргонизмов;

грамотность;

произношение и интонация.

Нужно понимать, что имеет значение не только, что именно говорит субъект, но и как он это говорит; невербальные составляющие, к которым относится поза говорящего, его мимика и жесты.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Чтобы создать для малыша основу для формирования социокоммуникативных навыков, родителям рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • В семье будьте открыты и искренни. Уважительные отношения между членами семьи, взаимопомощь, вежливость являются замечательным примером для ребенка. Наблюдая за взрослыми, он многое узнает о том, как люди общаются, и будет стараться копировать эту модель взаимоотношений.
  • Чаще разговаривайте с крохой. Тема чувств и эмоций очень важна и актуальна для дошкольников.
  • Прививайте уважение к окружающим. Малыш должен понять, что помимо его личных интересов, существуют мнения и желания других людей. Это не означает, что ребенок должен всегда идти на уступки (например, делиться своими игрушками, если он этого не хочет), ведь в будущем ему точно когда-нибудь придется отстаивать свои интересы, а значит этому нужно учиться. Объясните, как можно договариваться и аргументировать свою точку зрения.

  • По возможности, не вмешивайтесь в детские конфликты, если в данный момент ничего не угрожает здоровью детей и их окружению.
  • Поощряйте инициативу в общении.
  • Не критикуйте личность ребенка, особенно в присутствии посторонних.
  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям.

Регулярно посещайте с ребенком места, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости).

Помочь малышу разобраться в сложном мире человеческих отношений могут:

  • Ролевые игры на тему дружбы. Игры – это самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста. Используя игрушки, которые есть у Вас дома, разыграйте с малышом простые сюжеты, связанные с процессов общения. Например, Мишка знакомится с Зайцем и предлагает ему дружить, Котенок обижается на Щенка, потому что тот его дразнит и так далее. Малыш, поглощенный игрой, обязательно запомнит модели поведения, которые Вы ему покажете.
  • Книги и мультфильмы о дружбе;
  • Беседы;
  • Личный пример близких взрослых.

Сферы применения

Бирюза активно используется в магических целях. Камни натурального происхождения необходимы для общения с духами, применяются в качестве оберегов, помогают предсказывать будущее. Кроме магической сферы применения, самоцветы активно используются для создания ювелирных украшений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector