Что изучает патопсихология

Патопсихология - это что такое? методы и задачи науки

Предмет и задачи патопсихологии

Определение 1

Патопсихология – это отрасль психологии, которая занимается изучением изменений психической деятельности при патологии мозга в сопоставлении с ее нормой.

Являясь прикладной отраслью психологии, патопсихология исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Патопсихология, как интегративная область знаний о человеке, граничит с медициной и социологией.

Исследования, которые проводит патопсихология, всегда направлены на реального человека в его неразрывной взаимосвязи с социальной средой.

Есть смысл сказать о смешении понятий и некорректном использовании патопсихологических терминов

Важно разграничить понятия «психопатология» и «патопсихология»

Предмет патопсихологии определяет признание того, что она является психологической дисциплиной, а не медицинской.

Психопатология – это медицинская отрасль, которая занимается изучением общих особенностей психических заболеваний, выявлением патогенетических механизмов нарушений психики.

Являясь психологической дисциплиной, патопсихология исходит из закономерностей развития психики в норме.

Психика соматических и психически больных людей является предметом патопсихологии, а в целом в рамках патопсихологии исследуются закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Перед патопсихологией стоят разнообразные практические задачи. Среди них:

Дифференциально-диагностическая – одна из важнейших задач практического патопсихолога, позволяющая получить дополнительные данные о психическом состоянии больного и, помогающая врачу поставить точный диагноз заболевания;
Задача исследования динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией – данная задача реализуется патопсихологами в условиях клиники. Дело заключается в том, что психопатологическая симптоматика в ходе лечения значительно изменяется, которые не всегда удается однозначно определить. Например, чтобы быстрее выписаться из отделения, больной с продуктивной симптоматикой, перестает демонстрировать наличие у себя бредовых идей или галлюцинаций, хотя сами расстройства могут сохраняться. В этом случае проводимое патопсихологическое исследование в процессе лечения, направленное на анализ всех компонентов психической деятельности, является объективным показателем влияния терапии на протекание болезни;
Участие в экспертной работе – ещё одна важная задача патопсихологии, особенно в проведении судебно-психиатрической, трудовой и воинской экспертизы. Экспертное заключение имеет большую значимость в судебно-психиатрической практике для того, чтобы принять судебное решение о вменяемости или невменяемости, мере ответственности за совершенные действия и др. Что касается воинской экспертизы, то здесь патопсихологические данные дают возможность для выявления проявлений шизофрении, олигофрении, психопатий, неврозов, ограничивающих несение воинской службы. В области трудовой экспертизы патопсихолог выявляет наличие психических заболеваний и в связи с этим насколько может быть снижена трудоспособность человека;
Следующая задача патопсихологии – это участие в реабилитационной работе

Проблемам реабилитации современная психология уделяет большое внимание, потому что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление социального статуса больного человека;
Задача патопсихологии, связанная с участием её в психотерапии, должна проводиться не только по запросу врача-психиатра, но и под его руководством. Участие психологов в психотерапии необходимо, но вопрос о праве и возможности недостаточно регламентирован нормативными документами;
Задача исследования недостаточно изученных психических заболеваний решается патопсихологией реже остальных

Необходимые исследования проводятся на базе научно-исследовательских институтов.

Исследования в этой отрасли

Исследования патопсихологии включают:

  • анализ болезни и правильный диалог с пациентом;
  • наблюдение и обследование больного при помощи различных методик;
  • сравнительную характеристику полученных результатов;
  • постановку диагноза и подбор способов лечения.

При проведении исследований патопсихолог всегда должен быть корректным, тактичным, отличаться внимательностью и терпеливым характером.

Патопсихология — это очень серьезная отрасль психологии

Поэтому, решившись на обследование, помните о важности прохождения полноценного курса, поскольку патопсихологи основывают свои заключения на конечном результате оценки деятельности обследуемого и на анализе выполнения всех поставленных задач. Это позволит выявить особенности нарушений и определиться с методикой лечения

Связь патопсихологии, психопатологии и специальной психологии

Патопсихология имеет тесную связь со многими дисциплинами, среди которых психиатрия, неврология, психопатология, психофизиология, общая психология, специальная психология, педагогика и др.

Патопсихология и психиатрия изучают психические расстройства человека, что является предметом их совпадения, но только с той разницей, что психиатрия практически не уделяет внимание тому, как протекают психические процессы у здорового человека. Клиническая психология, кроме того, занимается «пограничными психическими расстройствами», которые не являются болезнями

Замечание 1

Таким образом, патопсихология и психиатрия имеют разную точку зрения на один и тот же предмет.

Психиатрия акцентирует свое внимание на соматической стороне психического расстройства, а клиническая психология – на специфике психологической реальности, которая возникает при психических расстройствах. Патопсихология и психопатология связаны в области медицинской науки – психопатологии

И патопсихология, и психопатология работают с одним и тем же объектом – нарушением психической деятельности, поэтому они совпадают друг с другом, но рассматривают больных под разным углом зрения

Патопсихология и психопатология связаны в области медицинской науки – психопатологии. И патопсихология, и психопатология работают с одним и тем же объектом – нарушением психической деятельности, поэтому они совпадают друг с другом, но рассматривают больных под разным углом зрения.

Патопсихология и неврология проявляют свои связи в концепции психоневрального параллелизма – это говорит о том, что в психической сфере каждому событию соответствует свое отдельное событие на уровне как центральной, так и периферической нервной системы.

Патопсихологию и психофармакологию связывают изучаемые последней психологические эффекты растений.

Существует связь патопсихологии, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии, которая прослеживается в поиске корреляции между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

Факторы, которые противостоят возникновению психических и соматических расстройств совместно определяют патопсихология, валеопсихология, психогигиена, кроме этого все три науки совместно уточняют критерии психического здоровья.

Специальная психология и педагогика вместе с патопсихологией занимаются поиском путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, которые возникают при нарушениях психического функционирования.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Дополнительные функции

В течение последних лет экспериментальная патопсихология стала применяться для решения дополнительных двух задач. Первая связана с реабилитационными мероприятиями

Во время их проведения большое внимание специалисты уделяют обнаружению сохранных сторон личности и психики больного. Кроме этого, изучается социальное окружение пациента, характер отношений с другими людьми, учебные и трудовые установки

Задача такого исследования заключается в разработке рекомендаций, которые способствовали бы более быстрой реабилитации. Второй самостоятельной функцией специалистов выступает их участие в психотерапевтических мероприятиях. Здесь, однако, стоит отметить, что вопрос участия врача в них недостаточно регламентирован на законодательном уровне.

Страсть корыстолюбия молитва от греха сребролюбия

Экспериментальные методы

Все сферы деятельности человека исследуются с помощью стандартного набора методик, среди которых самой важной является эксперимент. Под этим термином понимают условия, способные ярко проявить особенности психической деятельности определенного человека, созданные специально

В ходе эксперимента он выполняет несложные задания, для решения которых ему приходится «включать» обычный умственный процесс.

  • выявить психические расстройства на ранней стадии;
  • подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз;
  • определить, насколько глубок психический дефект;
  • оценить эффективность и результаты проводимого лечения психических заболеваний;
  • составить экспертное мнение в таких сферах, как медико-педагогическая и разного рода экспертизах – трудовой, военной, судебной.

Проведение исследования

Сеанс патопсихологического исследования длится не более двух часов, а для пожилых и быстро утомляющихся пациентов – от 30 до 40 минут. Поэтому для получения полной картины эксперимент может растянуться на два – четыре дня. Время обследования может быть сокращено благодаря коррелирующимся между собой тестам или использованию нестандартизированных методов.

В Центре психоэндокринологии патопсихологическое исследование проводится в первой половине дня в специальном помещении. Наш специалист перед встречей с пациентом изучает историю его болезни, предъявляемую лечащим врачом. Последний знакомит психолога с особенностями психического состояния больного и ставит перед психологом конкретные вопросы, которые он бы хотел выяснить.

Достоверность результатов исследования зависит от того, насколько тесный контакт удастся наладить специалисту с пациентом. Наш сотрудник обязательно найдет нужный тон общения и доходчиво объяснит пациенту цель эксперимента, стараясь правильную мотивацию и значимость такого действа

Значение патопсихологического исследования для психотерапевтических вмешательств.

1) Выявляют личностные особенности пациента, от которых и отталкиваются в дальнейшем специалисты при подборе психотерапевтических методов и отношений. По его поведению в ходе эксперимента можно определить, готов ли он к лечению, каких ждать эмоциональных реакций и последствий психотерапии. 2) Помогают установить контакт с пациентом, найти подходящий язык общения с ним. 3) Позволяют узнать степень внушаемости больного и тем самым обозначить сроки проведения психотерапии.

Автор статьи

Орехов Иван Николаевич

Психолог.

Врачебный стаж: 11 лет

Записаться на прием

Основы и принципы науки

Основы патопсихологии и исследований в этой сфере заключаются в:

  • изучении деятельности личности;
  • качественном анализе психических расстройств;
  • раскрытии механизма нарушений и нахождении способов дальнейшего восстановительного процесса.

Важно выделить принципы, которых придерживается патопсихолог в работе с детьми:

  • основная задача обследования;
  • ведение протокола лечения и оформление заключительного вердикта по полученным материалам;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от возраста, психологического состояния и других особенностей;
  • проведение осмотра с согласия родителей или в их присутствии;
  • сочетание в исследовании качественных и количественных методик оценивания сложности психических отклонений;
  • сопоставление полученного результата с нормативными данными.

При лечении ребенка патопсихологу следует аккуратно подходить к поставленной задаче, установить доверительный контакт с пациентом во избежание его закрытия в себе, что может привести к усугублению болезни.

Общая характеристика

В современной научной среде имеет место некоторое смешение разных понятий, некорректное использование тех или иных терминов. В связи с этим закономерна необходимость в разделении патопсихологии и психопатологии. Последняя считается отраслью медицинской науки. Она ориентирована на исследование синдромов, симптомов заболеваний психической системы. В рамках этой дисциплины изучаются разного рода нарушения и их механизмы. Патопсихология базируется на закономерностях структуры и развития психики в норме. Она исследует и сопоставляет распад свойств личности с нормальным течением процессов. Таким образом, обе эти науки имеют аналогичные объекты исследования, но разные предметы.

История развития науки

В мире самостоятельным ответвлением психологии патопсихология стала еще в начале двадцатого века. Одно из первых упоминаний о ней, как патологической психологии, встречается в работах Бехтерева.

Патопсихология — это также и одна из отраслей отечественной клинической психологии. В ее развитии принимал участие советский психолог Лев Семенович Выготский. Основной толчок прогресса в данной отрасли пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда большинство признанных психологов помогали раненным с поражениями мозга в военных госпиталях восстанавливать нарушенные функции психологической среды.

Также в формирование этой отрасли немалый вклад внесли Сеченов со своей популярной работой «Рефлексы головного мозга» и Лазурский. Последний, в свою очередь, разработал педагогический эксперимент, который применялся при распределении свободного времени пациента, а также его трудовой активности.

В этот период было накоплено множество материала по психическим нарушениям, связанным с поражениями мозговой деятельности. В патопсихологических исследованиях применяются методы, которые можно разделить на стандартизированные и нестандартизированные.

Краткая история и современное состояние

Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления.
В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология.

Задачи

Выделим основные задачи патопсихологии:

  • Получение максимально детальных и достоверных данных о психическом состоянии пациента, которые необходимы для постановки диагноза.
  • Проведение исследований для психиатрической экспертизы. Данная процедура часто применяется при проведении воинской, судебной или трудовой экспертизы. Сложность заключается в заинтересованности пациента в результах, что нередко приводит к приуменьшению или преувеличению действительной выраженности заболевания. Некоторые прибегают к симуляции определенных симптомов для получения желаемого диагноза.
  • Исследование изменений психики под воздействием прописанной терапии. В случае если пациент был не единожды обследован при помощи методик одного типа, это позволяет увидеть динамичность и эффективность выбранного лечения.

В последние годы науке патопсихологии присвоено еще несколько немаловажных задач. Психолог обязан принимать участие в мероприятиях, направленных на реабилитацию больного, во время которых происходит изучение окружения пациента, его поведения в нем, трудовых установок. Основная причина такого нововведения заключается в возможности разработать список рекомендаций, которые помогут в дальнейшей реабилитации человека в социуме.

Кроме того, психолог должен максимально участвовать в системе психотерапевтических указаний.

Вопрос о направлении пациента на обследование к профессионалу в данной сфере рассматривает лечащий врач, который оформляет заявку с основными данными пациента. В ней указывается отделение, в котором тот проходит лечение, и цель, для которой необходим патопсихологический анализ, а также предварительно поставленный диагноз. При помощи этой информации патопсихологу намного проще подобрать методику обследования.

Ригидный тип

Стоит разъяснить: речь идет о пониженной способности менять свое поведение в динамических ситуациях. Такой человек постоянно нуждается в подтверждении собственной значимости. Он подозрителен, прямолинеен, негибок, к тому же завышенная самооценка играет с ним злую роль. Из-за нее личность ригидного типа не может своевременно реагировать на изменение обстоятельств или ситуации. Мнения других людей он принимает с огромным трудом и редко считается с чужими интересами. Он практически лишен самокритики собственных поступков, зато внимательно относится к действиям окружающих. Недоброжелательность человека будет воспринята им как личная обида, а уважение и почтение – как должное.

Проблема нормы. Есть ли нормальные и нет?

Как и во всей психологии, вопрос о патологии и норме – краеугольный камень специалистов. Какие вопросы до сих пор не получили ответа?

  • • какой ребёнок является психически больным?
  • • что такое дефект в развитии?
  • • что следует сообщать родителям, а что держать в «профессиональной тайне»?
  • • какие перспективы коррекции сообщать родным?

Для того, чтобы хоть как-то приоткрыть читателю эту проблему, мы скажем, что у врачей и психологов эти два понятия наделяются разным смыслом. Для этого снова обратимся к клиническим случаям.

С позиции патопсихолога этот мальчик абсолютно здоров, с позиции невропатолога он нуждается в лечении и врач, разумеется, прав. Однако прав и психолог, ведь в рамках его компетенций у ребёнка проблем нет.

Здесь очевидно, что патопсихологическое исследование выявит нарушения в эмоциональной сфере, связанное с травмой. У ребёнка есть проблемы, которые совместно должны корректировать и невропатолог, и психолог. Более того, психологу необходимо проконсультировать педагогический состав школы относительно психического здоровья, а в идеале – провести тренинги с ребятами, направленными на развитие нормального отношения к ребёнку.

Очевидно, что лечение энуреза в этом случае не поможет, необходим комплекс психологических мер, направленных на развитие ребёнка.

Из этих коротких примеров мы видим, что патопсихолог в своей работе учитывает огромный пласт факторов, которые могут влиять на развитие ребёнка. В любом случае, иногда только консультация психолога способна вскрыть истинные причины того или иного заболевания, поведения или поступка.

В целях предостережения от отказов обследования у патопсихологов, мы приведём неблагоприятные последствия невыполнения рекомендаций и игнорирования реального состояния ребёнка.

Из этого примера мы видим, к каким последствиям привело сознательное невыполнение требований патопсихолога. К слову сказать, мать и в дальнейшем отказывалась от лечения, пока ребёнок не был стационирован после срыва.

Детская патопсихология

До того как в науке появились труды Зейгарник, существовало мнение, что при ряде невротических заболеваний поведение пациента начинает переходить на более низкий уровень, который отражает определенную стадию развития ребенка. Основываясь на этой концепции, многие ученые пытались выявить соответствие между процессом распада личности и конкретным этапом детства. Например, Кречмер приближал мышление шизофреника к подростковому развитию. В 1966-м году на 8-м Международном конгрессе Ажуриагерра (швейцарский ученый) отстаивал мнение о послойном психическом распаде от высших к низшим формам. Такие выводы основывались на ряде наблюдений:

  1. При некоторых болезнях пациенты теряют возможность осуществлять сложные разновидности деятельности. Вместе с этим у них сохраняются простые умения и навыки.
  2. Некоторые формы расстройств поведения и мыслительной деятельности напоминают действия и мышление ребенка.

Краткая история и современное состояние

Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления.
В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология.

Основные аномалии

Левченко иллюстрирует, как сначала в патопсихологии выясняются особенности психики, а потом на их основе рассматриваются нарушения. Основными из них считаются:

  • Нарушения восприятия. Проявляются в агнозиях, обманах чувств, изменении мотивационной сферы.
  • Нарушения памяти. В патопсихологии связаны с недостаточностью непосредственной, опосредованной памяти. Не меньшее значение имеют нарушения запоминания и мотивационного компонента.
  • Нарушения внимания. В патопсихологии нарушения внимания проявляются в снижении устойчивости, уменьшении объема и проблемах с переключаемостью.
  • Нарушение мышления. Имеет разные формы, могут пострадать: операционная сторона, динамика, мотивационный компонент.
  • Нарушение личности. Связано с неадекватной оценкой себя, изменениями мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, основные формы нарушений выражаются в проблемах со смыслообразованием и контролем, формированием потребностей и иерархией мотивов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: