Понятие личности в философии, психологии и социологии

Что такое личность?

Запеченная утка

Категория:
Горячие блюда Блюда из птицы Фаршированная птица

Когда вся семья собирается дома в выходной день, всегда хочется побаловать родных и немного удивить. Утка будет отличным угощением на таком обеде или ужине!

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона».
Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время
театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого
начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный
образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли,
— некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда
следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной
сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с
понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако,
не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними,
чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человекэто социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для
характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является
биологическим и социальным существом одновременно, которое своей
жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием
«индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения
до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и
онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида,
воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная
сущность человека.

Определение. Личностьэто конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных
качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими
индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо
личностных особенностей, которые выступают основными составляющими
индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие
особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальностьэто конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается
неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в
индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства,
которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют
сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах
поведения, деятельности, общения.

Далее:2. Предмет психологии личности. Вверх:Тема 1. Введение в Назад:Тема 1. Введение в

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Похожие главы из других книг:

1. Человек, индивид, личность

Человек, индивид
Для правильного понимания сущности личности необходимо в достаточной степени отдифференцировать его от близких к нему по значению понятий человек и индивид.Понятие человек, как мы видели, есть понятие родовое, выражающее

Человек, индивид
Для правильного понимания сущности личности необходимо в достаточной степени отдифференцировать его от близких к нему по значению понятий человек и индивид.Понятие человек, как мы видели, есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие

12.2. Марксистское учение о соотношении природного и социального в человеке. Индивид и личность.
К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬСОн забывает, что сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и

1. Индивид, индивидуальность, личность
ИндивидДля человека как индивидуального феномена философия использует множество выражений, отсылающих друг к другу и друг друга замещающих. Более или менее фиксированным смыслом, на наш взгляд, обладают три термина: индивид,

§ 2. Сущность как индивид

1.
Если я говорю о писчем пере, что к его сущности принадлежит способность красиво писать, а не положение на этом столе или его покупная цена, то в таком случае я имею в виду тот смысл «сущности», который мы здесь рассматриваем как проблему. Об идее

4. Человек, индивид, личность
Что такое человек мы уже выяснили. Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. До сего момента мы анализировали человека с позиций его возникновения и как представителя

1. Индивид, индивидуальность, личность
Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается

ИНДИВИД И МНОЖЕСТВО (КЛАСС)
Объекты (предметы) могут рассматриваться с точки зрения сходных признаков (свойств), т.е. как представители множеств (логических классов) объектов с такими признаками, и с точки зрения их индивидуальности (неповторимости, уникальности). Это —

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект
Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я»

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное
Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион)
Проблема отношения личности и общества не есть только проблема социологии и социальной философии, это есть основная

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение
Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная
В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины»личность»и»безличие», которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Глава I. Общество и индивид
Органическая связь — Общество и индивид как стороны одного и того же явления — Ложность их противопоставления — Различные формы этого заблуждения — Общеизвестные вопросы и как на них можно ответить«Общество и индивид» — это на самом деле

Глава XXX. ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО
Посетитель: Я не вполне уверен в том, что правильно задаю вопрос; но у меня есть сильное чувство того, что взаимоотношения между индивидом и обществом, этими двумя противоположными сущностями, представляют собой долгую историю несчастий.

Формирование личности

Факторы

На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.

Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.

Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.

Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.

Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии

Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять

Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту

Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.

Отрочество

Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии

В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.

Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.

Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.

Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования

За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью

Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков

Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно

Границы

Понятие личности в философии определяет ее пределы намного шире, чем пределы человеческого тела и его внутреннего интеллектуального мира. Эти пределы можно сравнить с кругами, распространяющимися по воде: ближайшие — это плод творческой деятельности, затем идут круги семьи, личной собственности и дружбы. Дальние круги сливаются с морями и океанами всей общественной жизни, ее историей и перспективами. Здесь на первый план выходит то, как рассматривает философия понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность».

Полнота последней выражается в ее уникальности, в ее неповторимости. Именно это называется индивидуальностью. Личность в целом — это абстракция, которая конкретизируется в реальных людях, в отдельных, рациональных существах со всеми неповторимыми свойствами их психики и телосложения, цветом кожи, волос, глаз и так далее. Она является уникальным представителем человеческой расы, всегда особенной и непохожей на любую другую личность во всей полноте духовной и материальной, физической жизни: каждое «эго» уникально.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Наркотическая абстиненция

Личность в психологии

Личность в психологии – это субъект, который взаимодействует с предметным миром и выстраивает взаимоотношения с другими людьми. Личность – это социальное существо, которое определяется по тому, каким образом она выстраивает взаимоотношения с другими людьми, а также чем занимается (кем работает, чем интересуется, на что тратит свои силы и время).

Личность обретает именно те качества, которые она проявляет в процессе свое деятельности с различными предметами, а также при взаимодействии с другими людьми. Личность может быть разной в глазах различных людей и самого человека.

И здесь может у многих возникнуть вопрос: «Как же тогда сказать человеку, что он в чем-то ошибается, где-то неправильно себя ведет?». Ответ очень прост: вы должны не говорить человеку, каков он хорош или плох, а указывайте ему на то, какие поступки он совершает и к чему это приводит.

Все люди плохи, если рассматривать их с точки зрения недостатков. Абсолютно у каждого человека можно найти не один изъян, а множество. Причем именно эти неидеальные люди любят говорить о том, какие неидеальные личности их окружают. Как говорится, «в чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем». Но это еще не значит, что нужно молчать, видя, как человек своим несовершенством и глупостью совершает ошибки. И говоря с другим человеком об его недостатках, нужно говорить не об его личности, а о поступках, которые он совершает.

Сравните:

  • «Ты глупец!» и «Ты думаешь так-то, но у меня есть свое мнение».
  • «Ты неудачник!» и «В этот раз у тебя не получилось. Попробуй понять, что ты сделал неправильного, чтобы не повторять ошибок».
  • «Ты нехорошая!» и «Ты ударила другую девочку. Видишь, она плачет, ей больно. Не нужно так больше делать».

Одно дело, когда вы вешаете ярлыки на людей, а другое дело, когда вы просто указываете им на их же поступки, которые привели к тем или иным негативным последствиям. Не судите личность, а судите поступки. В первом случае вы будете получать отпор и нежелание человека вас слушать. Во втором случае человек может вас услышать. А если он услышал, то может уже подумать над тем, чтобы изменить свои поступки.

Если вы думаете, что поступки делают человека, тогда судите его поступки, чтобы он их захотел изменить, потому что они приводят к тем или иным последствиям. Но пока вы судите личность человека, то его поступки не меняются, соответственно, не меняется он сам. Вы лишь злите людей тем, что судите их. Но можно быть услышанными, если говорить не о том, хорошими людьми или плохими являются те, кого вы судите, а к каким последствиям приводят их поступки и насколько целесообразно подумать над тем, чтобы их изменить.

Сущность

Таким образом, личность — это сумма идей, установок и ценностей человека, которые определяют его роль в обществе и составляют неотъемлемую часть его характера. Она приобретается в результате его участия в групповой жизни. Как член группы, он изучает определенные системы поведения и символические навыки, которые определяют его идеи, установки и социальные ценности. Эти идеи, отношения и ценности являются составляющими элементами. Рассматривая основное определение, следует учитывать, что понятия «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность» в философии являются однопорядковыми, но не идентичными.

Влияние социума на личность

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

()

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

  1. Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
  2. Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
  3. За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
  4. Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

Место личности в рамках социальной философии

Как мы уже отметили, проблема человека, и в частности его как личности – центральная в рамках социальной философии. Решение этой проблемы предполагает поиск ответов на такие значимые вопросы, как «Что представляет из себя человек?» «В чем единство и различия в понятиях человек, индивидуальность и личность?», «Какое место занимает личность в общественной жизнедеятельности?», «Какую роль играет личность в социальной действительности, в частности в историческом контексте?».

Когда мы говорим о личности, то мы сразу подразумевает конкретного человека, который обладает специфическими способностями, характером и убеждениями, которые отличают его от всех остальных. Это могут быть интересы, ценностные ориентации и иные качества, которые делают человека тем, кем он в итоге и является. Никто из нас не применяет понятие «личность» в отношении представителей животного мира, поскольку мы осознаем, что животные обладают совсем иными, инстинктивными чертами.

Таким образом, те понятия, которые уже выработаны в научной сфере и касаются понятий «человек» и «личность», во многом идентичны и не вызывают дискуссий у представителей разных научных направлений. Но все же исследователи из социальной философии поставили под сомнение идентичность, признав, что все интерпретации имеют единую основу – определение личности как представителя человеческого рода.

Помимо вышеперечисленных характеристик, личность обладает также и психофизиологическими критериями, которые отражают особенность конкретного человеческого индивида, его индивидуальность. Это может быть темперамент, задатки к какой-либо деятельности, которой не наделены другие люди. Именно это придает каждой личности неповторимую, в большей степени самобытную форму. Таким образом, личность представляет собой диалектическое единство как общего (физиологические признаки), так и особенного (психологические признаки и задатки). Также она включает в себя такие характеристики, которые связывают данного человека с общественной средой. Его поведение, деятельность, любые действия – все это отражается на состоянии и составе окружающей действительности, и на других людях.

Определяющим в личности является, в первую очередь то, в каких отношениях она находится с окружающей ее средой. Также очень важны функции, которые человек выполняет в жизни общества. Он может быть двигателем общественного прогресса, совершая благие поступки и направляя свою энергию в правильное русло, но также может быть и вредителем, который не подчиняется никаким общественным и моральным нормам и законам. Конечно, все зависит от того, какова была первичная социализация человека, его воспитание, какие нормы и ценности прививались ему еще на начальных этапах его жизни, в семье и в ближайшем окружении.

Замечание 2

Проблема личности в социальной философии заключается в том, что не каждый человек может стать ею.

Существует несколько категорий граждан, которые, несмотря на то, что обладают всеми человеческими признаками, не поддаются объяснению как индивидуальности или личности. Это:

  • маргиналы,
  • преступники,
  • лица без определенного места жительства,
  • выходцы из неблагополучных семей,
  • люди, проявляющие агрессивное (асоциальное, девиантное) поведение,
  • люди, имеющие вредные привычки, которые противоречат общественным нормам.

В данном случае перед социальной философией встает вопрос о том, в какую группу отнести этих людей, и можно ли из них воспитать личности даже на самых последних этапах (например, когда человек достиг достаточно взрослого возраста и может не поддаваться коррекции).

Полезнее, чем астрономия: 8 уроков, которых нет в школе, а зря

Методы социальной философии

Современные подходы в социальной философии помогли исследователям определиться не только со схемами возможного развития сложных политических ситуаций, но и выкристаллизовать типы личности. Этот подход очень помогает психологам и аналитикам в индивидуальной и коллективной работе с людьми. Сегодня сформулированы такие основные методы:

  1. Включенное наблюдение. Исследователь внедряется в коллектив, как один из сотрудников или активистов движения, чтобы составить внутреннюю картину. Минус: невозможно повлиять на ход процесса.
  2. Социальный эксперимент. Изучение объекта в специально созданных условиях. Плюс: можно много раз повторять ситуацию для чистоты эксперимента. Минус: жесткое исключение методов проб и ошибок. Включает еще моделирование ситуации, когда объект недоступен или ситуация только прогнозируется.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Качества присущие личности

Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.

Отличительными признаками личности являются:

  1. Мировоззрение. Это целая система взглядов на мир, представлений о нем, ценностей, которые могут быть реалистичными или иллюзорными.

Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.

Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.

  1. Характер. У каждого человека существует набор личных особенностей, качеств, которые определяют его поведение. Характер тесно связан с эмоциональностью, так чрезмерная чувствительность может привести к обидчивости, вспыльчивость делает человека гневливым.
  2. Степень ответственности. Понять серьезный человек или нет можно по его поступкам. Личностей постоянно опаздывающих, не выполняющих свои обязательства, обещания, отказывающихся от обязанностей — называют безответственными. Ответственная личность наоборот, стремиться доводить все дела до конца, сдерживает свое слово, отвечает за собственные поступки. Таких людей всегда уважают и ценят в обществе, доверяют им ответственные задачи, назначают на более высокие должности.
  3. Самооценка. Личность может отличить себя от остального общества и оценить собственную деятельность, внешность, привычки и другие особенности. Самооценка складывается в процессе сравнения себя с другими.

От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.

  1. Умственные способности. У каждого от рождения свой интеллектуальный потенциал, то есть возможности развивать разум. Но личность может превзойти природные данные, благодаря настойчивости, целеустремленности, своему труду.

()

Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.

При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.

Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.

Диспозиционные теории личности

Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта

Основа диспозиционной теории по Олпорту лежит в спектре двух основных идей. Первая заключается в наделении людей максимальным набором всевозможных предрасположенностей, в соответствии с которыми они реагируют на те или иные изменения в окружающей обстановке. Вторая идея – это утверждение в том, что нет в мире двух людей, которые могли бы в точности быть похожи один на другого. Каждому индивиду свойственны свои, персональные черты личности.

Рэймонд Кеттел: структурная теория личности

Данный специалист предложил иное, нежели Олпорт, направление изучения черт личности. Был применен статистический метод, получивший известность под названием «факторный анализ». Его сторонники полагают, что все основополагающие аспекты личности являются общими для всех людей. Это универсальный набор, на основе которого формируется в дальнейшем структура.

В результате проведенных Кеттелом исследований были изучены и раскрыты многие основные черты личности и сделан следующий вывод:

Личность – это не что иное, как способ подсказать поведение человека в конкретной ситуации.

Ганс Айзенк: теория типов личности

Данная теория базируется на трех суперчертах, которые получили название типов. Иерархическая организация предусматривает формирование следующей структуры:

  • общий уровень – это типы;
  • чуть выше – черты;
  • ниже расположены привычные реакции;
  • в самом низу находятся специфические реакции.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector