Виды общения в психологии

Основы психологии общения, виды общения в психологии, основные направления.

Кому подходит по знаку Зодиака?

Бирюза – благородный, сложный камень, подходящий далеко не всем. Считается, что голубые камни покровительствуют Стрельцам, Водолеям, Близнецам. Зелёные минералы следует выбирать Скорпионам, Тельцам. Белые самоцветы подходят Рыбам, Овнам, Девам.

Категорически противопоказано ношение камня Львам. Бирюза способна подавить твёрдый характер, негативно воздействовать на повседневную жизнь.

Средства общения

Естественно, основным средством общения является язык – особая система знаков. Знаки – это материальные объекты. В них вкладывается некое содержание, которое выступает их значением. Люди учатся разговаривать, усваивая эти значения знаков. Это и есть язык общения. Все знаки можно поделить на две большие группы: интенциональные (специально созданные для передачи информации), неинтенциональные (выдают информацию непреднамеренно). Обычно к неинтенциональным относят эмоции, акцент, мимику и жесты, говорящие о самом человеке.

В уроках общения часто акцентируют внимание на том, что нужно научиться познавать другого человека. Для этого используют механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии

Самый простой способ понять собеседника – идентификация, то есть уподобление себя ему. Во время коммуникации люди часто используют этот прием.

Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние другого. Но очень часто процесс понимания осложняется рефлексией – знанием того, как оппонент понимает коммуникатора, то есть своеобразными зеркальными отношениями между людьми.

Также в процессе передачи информации важно воздействовать на реципиента. К основным видам воздействия относятся такие стили общения:

  1. Заражение – это бессознательная передача другому своего эмоционального состояния.
  2. Внушение – направленное воздействие на индивида с целью принять другую точку зрения.
  3. Убеждение – в отличие от внушения, это воздействие подкреплено весомыми аргументами.
  4. Подражание – коммуникатор воспроизводит черты поведения реципиента, чаще всего копирует его позу и жесты. На подсознательном уровне такое поведение вызывает доверительные отношения.

Понятие этика общения

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «этика общения», нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «этика».

Коммуникативное взаимодействие в узком смысле – это взаимодействие индивидов посредством вербальных и невербальных инструментов коммуникаций. А этика представляет собой дисциплину, изучающую нравственность и мораль. Поэтому этика общения являет собой нравственный, морально-этический анализ ценностей общения, его особенностей (добродетелей и пороков), и техник. Такой анализ пронизывает все многообразие феноменов общения. Одновременно с этим этика общения рассматривает и оценивает процессуальную сторону коммуникаций, т.е. она рассматривает искусство общения, основываясь на морально-этическом опыте и ценностно-нравственных ориентирах.

Этика общения в узком смысле представляет собой совокупность определенных практических приемов, правил и норм (в основном, морально-нравственных) общения. Она охватывает изучение проблем коммуникаций, как с точки зрения существующего, так и с позиции должного.

Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции. Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.

Этика общения обучает тому, как нужно правильно взаимодействовать в сфере коммуникативных взаимоотношений, и как не следует общаться. Целью этики являются не знания в общем смысле, а поступки, поведение. И этику человеку следует изучать для того чтобы сделаться добродетельным.

Понятие общения и коммуникации с точки зрения этики – это привитие индивиду культуры речи и морально-нравственных норм поведения, добродетели и ценностных ориентиров, которые приняты в конкретном социуме или обусловлены национальностью, местом жительства. Понятие речевого общения в этике сводится к процессу установления и дальнейшему следованию культурному целенаправленному, прямому или опосредованному контакту между индивидами при помощи языковых систем.

Модели педагогического общения

Различные уровни педагогического взаимодействия формируют разные модели поведения педагога в общении с воспитанниками.

Основные модели общения:

  1. Диктаторская модель (модель «Монблан»). Педагог несколько отстранен от обучающихся, он находится как бы «над ними». Учащиеся выполняют роль единой безликой массы. Личностное взаимодействие отсутствуют. Все педагогические функции сводятся к информационному сообщению. Отсутствие психологического контакта приводит к пассивности и безынициативности студентов.
  2. Неконтактная модель (модель «Китайская стена»). По психологическому содержанию модель напоминает диктаторскую модель. Между педагогом и обучающимися возникает слабая обратная связь. Модель характеризуется отсутствием с любой стороны желания к сотрудничеству, носит информационный характер. Преподаватель подчеркивает свой статус, наблюдается снисходительное отношение к обучаемым. Между педагогом и обучающимися существует слабое взаимодействие.
  3. Модель дифференцированного внимания (модель «Локатор»). Общение основано на избирательных отношениях с обучающимися. Педагог настроен на работу только с частью аудитории, с «избранными» (это могут быть как талантливые, одаренные учащиеся, так и слабые ученики).
  4. Гипорефлексная модель (модель «Тетерев»). Педагог в общении замыкается на себе, практически не реагирует на слушателей, его речь в основном состоит из монолога. Между педагогом и обучающимися практически отсутствует контакт, вокруг педагога постепенно формируется психологический вакуум.
  5. Гиперрефлексная модель (модель «Гамлет»). Педагога заботит в основном то, как он воспринимается обучающими. Содержательная сторона взаимодействия практически не учитывается. Педагог возводит в абсолют межличностные отношения, которые приобретают для него доминирующее значение. У педагога формируется социально-психологическая чувствительность преподавателя.

Понятие и виды межличностного общения

Если отношения определяются через понятие «связи», то под общением понимают многоплановый процесс установления и развития контактов между индивидами. На начальном этапе взаимодействия с человеком желательно установить, на какую разновидность коммуникации он настроен. В психологии существует классификация общения в зависимости от его целей, средств и содержания.

По целям различают биологическое общение, направленное на удовлетворение биологических потребностей индивида, и социальное, предполагающее установление и углубление межличностных контактов, духовное развитие.

По используемым средствам передачи информации выделяют такие виды общения в психологии:

  • Вербальное – то есть осуществляемое посредством речи, языка, знаков.
  • Невербальное – коммуникация через язык тела, мимику, интонации, образы.

Важно! Передача информации происходит в основном за счет невербальных средств. Поэтому умение правильно интерпретировать сенсомоторные сигналы является важнейшим условием эффективного взаимодействия

Читая язык тела собеседника, порой можно узнать больше, чем, слушая его слова

В соответствии с содержанием бывают следующие виды и функции общения:

  • Материальные – обмен между людьми продуктами их индивидуальной деятельности.
  • Когнитивные – передача информации и знаний друг другу, например, сколько стоит товар, как решить математическую задачу.
  • Деятельностные – обмен навыками и умениями, осуществляемый в процессе совместной деятельности.
  • Мотивационные – передача друг другу определенных побуждений и установок. Примером может служить попытка уговорить товарища сходить на определенный фильм.
  • Кондиционное или эмоциональное общение – передача эмоций с целью изменить психическое состояние собеседника.

Также в психологии выделяют несколько видов коммуникации:

  • Диалог – полноценный двухсторонний обмен трансакциями (единицами общения).
  • Фронтальная коммуникация (управление) – когда трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим. Например, когда ученик задает вопрос учителю, между ними может возникнуть своеобразный диалог. Но тип коммуникации остается фронтальным, так как принцип «один говорит – остальные молчат» сохраняется.
  • Опосредованная коммуникация – трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в виде текста, схемы, звука или видеозаписи.

Поиск по содержимому

Общение — это…

В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то

Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.)

Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

  1. Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра. Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
  2. – это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.

    У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.

  3. Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности. Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.

Типы личностей: нудный и дотошный

Если первый тип личностей, который мы уже рассмотрели ранее, был живенький, активный, хотел все делать быстро, то данный собеседник радикально от него отличается. Характерными его чертами можно назвать невнятную, медленную речь. При этом он растягивает слова, долго думает, часто говорит не в тему. Если он решил встретиться с вами – знайте, что на момент встречи будет собрано достаточно информации о Вас конкретно, и компании, которую вы представляете. Вы тоже должны быть во все оружии, знать предмет разговора идеально, чтобы быстро ориентироваться в поставленных вопросах и не выглядеть глупо. Если Вам сказали, что встреча продлится час, то ровно через час ее закончат, ни раньше, ни позже. Также по окончанию могут попросить прислать весь перечень обговариваемых вопросов на электронную почту. Не игнорируйте данную просьбу, ведь собеседник данного типа может легко забыть все, о чем вы говорили, но содержимое письма будет помнить очень долго. Как правило, одной встречей все не обойдется. Готовьтесь к тому, что Вам назначат еще несколько, но уже с привлечением третьих лиц, различных специалистов, экономистов, или людей ориентирующихся в предмете разговора.

Тактика общения: Тут нужно подстраиваться под собеседника. Переборите свою гордость, ведь ради результата можно пойти на все. Вы должны быть зеркалом, полностью отображать человека. Говорите в среднем темпе, четко, по делу. Грамотно отвечайте на поставленные вопросы, и никогда не перебивайте говорящего

Особое внимание уделите пунктуальности и итоговому письму, которое Вас попросят написать

Статья в тему: Как влиять на людей: 10 психологических хитростей

Характеристика общения

В психологии принято оценивать общение в соответствии с тремя характеристиками: по содержанию, по функциям и по средствам.

Что касается содержания, то оно может принимать вид передачи информации, взаимной оценки, взаимного влияния, взаимодействия, управления или просто восприятия.

В соответствии с содержанием, психология общения выявляет функции. Существует несколько классификаций таких функций, наиболее распространенной из которых является та, что включает четыре базовые функции – инструментальная, трансляционная, синдикативная и функция самовыражения. Есть также три дополнительных – экспрессивная, функция социализации и функция социального контроля.

  • Инструментальная функция служит достижению какой-либо цели. Проявляется в форме рычагов воздействия или давления.
  • Трансляционная функция призвана осуществить передачу какой-либо информации.
  • Синдикативная функция помогает достижению цели объединения, сплочения группы людей.
  • Функция самовыражения, как следует из самого названия, имеет целью самопрезентацию для достижения взаимопонимания между партнерами.
  • Экспрессивная функция базируется на синхронизации эмоционального фона и переживаний.
  • Функция социализации служит цели адаптации личности в условиях новой социальной среды.
  • Наконец, функция социального контроля призвана регламентировать те или иные стороны жизнедеятельности человека. Это средство общения между законодателем и подчиненным.

Методы установления доверительных отношений


Раппорт в действииРассмотрим основные способы осуществления подстройки:

  1. Принятие . Главная роль отведена выражению лица, манере разговора, расстоянию между людьми. Искренний и открытый взгляд должен показывать интерес к собеседнику и его проблемам. Тон голоса – мягкий, соответствующий доверительной беседе. Если между собеседниками сохраняется расстояние вытянутой руки, то это оптимальный вариант для дружеского взаимодействия; положение рук и жесты должны выражать желание помочь.
  2. Позы и жесты . Ученые сделали вывод: людям трудно спорить с теми, кто занимает такую же позу. Основываясь на этом заключение, разработан вид подстройки, когда копируется прямое или зеркальное положение партнера. В этом случае поведение должно быть естественным, чтобы собеседник ничего не заподозрил.
  3. Дыхание . Техника настройки на ритм дыхания партнера достаточно сложная и не применяется на первых этапах обучения.
  4. Речь и мышление . Метод относится у самых сложным, но показывает превосходные результаты. Установленный контакт остается стабильным на продолжительное время, теряется зависимость от расстояния. Требуется проанализировать мышление собеседника, определить стиль последнего. Дальнейшие действия направлены на адаптацию своей речи под склад ума партнера.

К менее важным относят настройки на ценности собеседника, убеждения, человеческие качества, социальную роль и другие. Помимо всех перечисленных, существуют разные смешанные модели. Последние эффективно и успешно применяются на практике.

Психология общения на работе

Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы. Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная

Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы

Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность

Психология общения с начальников

Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем

Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно

Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту. Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.

Психология общения с подчиненными

Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить

Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда

Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.

Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности

Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию – способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение – это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции – педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение – для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание – взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в “чистом” виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Факторы, влияющие на восприятие адекватности

Восприятие нормы отличается в зависимости от возраста индивида. Например, если ребенок начнет плакать, кричать, то большинство людей воспримут это как норму. Но если какой-то взрослый человек в общественном месте даст волю чувствам (закричит, заплачет), то большинство окружающих подумают, что с ним что-то не то. Иногда даже громкий смех воспринимается как показатель неадекватности.

От чего еще зависит отношение к норме, восприятие адекватности:

  • характер,
  • темперамент,
  • культура,
  • воспитание,
  • национальность,
  • условия развития,
  • тип личности;
  • социальные, экономические, политические особенности общества;
  • мода;
  • социальное окружение.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель – аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное – управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип – быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное – манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа – не раздражать окружающих;
  • соревновательное – для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка – побеждать любой ценой;
  • безразличное – манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением подразумевают специфическое межличностное отношение педагога и ученика, которое опосредует усвоение знаний и развитие личности при помощи учебно-воспитательной деятельности.

Понятие общения в психологии изображается в качестве обоюдно направленных поступков субъектов педагогической деятельности, реализуемое знаковыми инструментами, имеющее направленность на существенные трансформации качеств, состояний, поступков и личностно-содержательных формирований партнеров. Коммуникативное взаимодействие является неразделимым элементом педагогической деятельности, поскольку невозможно достижение установленных целей учебы и воспитательного процесса вне общения.

Стержневая цель педагогической коммуникации лежит в трансляции социальной компетенции и профессиональных сведений, умений, навыков, опыта от преподавателя обучающимся субъектам. Вместе с этим она заключается и в обмене личностными смысловыми нагрузками, имеющими связь с изучаемыми явлениями, объектами, предметами и в целом жизненной средой.

Кроме информационной функции педагогических коммуникаций, выделяют и другие, например, контактную, побудительную и эмотивную.

Контактная функция предполагает установление взаимосвязи в качестве состояния двусторонней готовности к получению и трансляции учебной информации, поддержания взаимосвязанности в форме постоянного обоюдно направленного ориентирования.

Побудительная функция лежит в стимуляции активности обучающегося индивида, которая направляет его на исполнении необходимых учебных действий.

Эмотивная функция отображается в побуждении в ученике требуемых эмоциональных переживаний – так называемый обмен эмоциями, а также в изменении посредством него личных переживаний и настроений.

Высшей ценностью педагогических коммуникаций считается индивидуальность педагога, учителя и обучающихся индивидов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: