Бихевиоральная психотерапия

Когнитивно поведенческая психотерапия

Основные положения

Поведенческий подход или поведенческое направление в психотерапии основывается на определенных положениях. Именно они характеризуют поведенческую психотерапию:

Первое положение. Ряд случаев патологического поведения, ранее рассматриваемого как заболевания или симптомы заболевания, с позиции поведенческой терапии (ПТ) являются непатологическими проблемами жизни. Это тревожные ситуации, реакции, расстройства в поведении и отклонения сексуального характера.

Второе положение. Патологическое поведение преимущественно приобретаемое.

Третье положение. Поведенческий подход в основном ориентируется на текущее человеческое поведение, а не на прошлую жизнь пациента. Данный психологический метод лечения позволяет лучше понять исследуемого человека, описать и оценить ситуацию, исходя из конкретной ситуации, а не проблем прошлого.

Четвертое положение. Техники поведенческой терапии требуют обязательного предварительного анализа проблематики с целью выделить ключевые моменты. После этого выявленные отдельные компоненты подвергаются определенному воздействию с помощью соответствующих психотерапевтических процедур.

Пятое положение. При поведенческой психотерапии техники воздействия разрабатываются индивидуально, в зависимости от конкретных проблем отдельно взятого пациента.

Шестое положение. Поведенческий подход позволяет достичь успеха в лечении проблемы пациента без необходимости данных об этиологии.

Седьмое положение. Все методы поведенческой психотерапии основываются исключительно на научном подходе к рассмотрению и изучению проблем. Это означает, что терапия отталкивается от основ концепции, которую можно проверить путем экспериментов. Также применяемые техники описываются достаточно точно с целью их объективного измерения и повторения по мере необходимости

Важной особенностью методов ПТ является возможность экспериментальной оценки их концепций.

Третья группа: активизация воображения

Эта группа методик направлена на то, чтобы активизировать сферу воображения. У людей с повышенной тревожностью преобладают навязчивые, надуманные мысли и идеи, которые изматывают изнутри. Для преодоления деструктивных мыслей специалисты разработали перечень специальных техник.

  1. Метод прекращения. Когда у пациента появляется негативный навязчивый образ, он должен громко и уверенно прокричать команду «Хватит!». Подобная команда прекращает появление негативного образа.
  2. Метод повтора. Если человек многократно будет повторять позитивные установки на жизнь, то его образ мышления становится более продуктивным.
  3. Применение метафор. Активация сферы воображения требует использования поучительных притч, цитат и других метафорических философских высказываний.

Такой эпический подход к решению проблемы более понятен.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Сегодня когнитивно-поведенческое направление в психотерапии известно как одно из наиболее действенных методов оказания помощи при депрессивных состояниях и предупреждении суицидальных попыток субъектов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники представляют собой актуальную в наше время методику, которая основывается на существенной роли в происхождении комплексов и разнообразных психологических проблем познавательных процессов. Мышление индивида выполняет основную функцию познания. Американский психиатр А. Т. Бек считается создателем когнитивно-поведенческого метода психотерапии. Именно А. Бек ввел такие фундаментально-концептуальные понятия и модели когнитивной психотерапии, как описание тревоги и депрессии, шкала безнадежности и шкала, служащая для измерения суицидальных идей. Данный подход базируется на принципе трансформации поведения индивида для раскрытия существующих мыслей и выявления таких мыслей, которые представляют собой источник проблем.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники используются для ликвидации негативно окрашенных мыслей, сотворения новых шаблонов мышления и методов анализа проблем, подкрепления новых утверждений. Такие техники содержат в себе:

— обнаружение желательных и ненужных мыслей с дальнейшим определением факторов их возникновения;

— проектирование новых шаблонов;

— использование воображения с целью визуализации согласования новых шаблонов с желательными поведенческими реакциями и эмоциональным благополучием;

— применение новых убеждений в реальной жизни и ситуациях, где главной целью будет принятие их в качестве привычного образа мышления.

Поэтому сегодня приоритетным направлением современной психотерапевтической практики считается когнитивно-поведенческая психотерапия. Обучение пациента навыкам контроля над собственным мышлением, поведением и эмоциями – является ее важнейшей задачей.

Основной акцент данного подхода психотерапии делается на том, что абсолютно все психологические проблемы личности происходят от направленности ее мышления. Отсюда следует, что совершенно не обстоятельства являются главным барьером на пути индивида к счастливой и гармоничной жизни, а личность сама собственным разумом вырабатывает отношение к происходящему, образуя в себе далеко не самые хорошие качества, например, страх, злость, панику. Субъект, который не способен адекватно оценить окружающих людей, значение событий и явлений, наделяя их качествами не свойственными им, всегда будет одолеваем различными психологическими проблемами, а его поведение будет обуславливаться сформированным отношением к людям, вещам, обстоятельствам и др. Например, в профессиональной сфере, если начальник у подчиненного пользуется непоколебимым авторитетом, то любая его точка зрения тут же будет принята подчиненным как единственно правильная, даже при условии того, что разум будет понимать парадоксальность такого воззрения.

В семейных отношениях влияние мыслей на индивида имеет более выраженные черты, чем в профессиональной сфере

Довольно часто большинство субъектов оказываются в ситуациях, при которых они опасаются какого-то немаловажного события, а затем после его наступления начинают понимать всю абсурдность собственных опасений. Такое случается вследствие надуманности проблемы

При столкновении с любой ситуацией впервые индивид производит ее оценивание, которое в дальнейшем в качестве шаблона отпечатывается в памяти и в дальнейшем, при воспроизведении аналогичной ситуации поведенческие реакции личности будут обусловлены существующим шаблоном. Именно поэтому индивиды, например, пережившие пожар, отдаляются на несколько метров от источника огня.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники базируются на обнаружении и последующих трансформациях внутренних «глубинных» конфликтов личности, которые оказываются доступными для ее осознания.

Когнитивно-поведенческая психотерапия сегодня считается практически единственным направлением психотерапии, которое подтвердило свою высокую результативность в клинических экспериментах и имеет фундаментальную научную базу. Сейчас даже создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии,  целью которой является выработка системы профилактики (первичной и вторичной) психоэмоциональных и психических нарушений.

Методы поведенческой психотерапии

Главной целью поведенческой психотерапии является трансформация поведения клиента. Он должен изменить, поменять или модифицировать свои поступки, чтобы они стали более эффективными. Здесь используются различные методы:

  1. Аверсивная терапия, при которой на человека непосредственно воздействует негативный стимул. Нечасто используется.
  2. Жетонная система, когда клиента награждают «жетонами» за любое эффективное действие. Затем он эти жетоны может обменять на полезные и приятные для себя вещи.
  3. Мысленный «стоп», когда клиент осознанно останавливает ход негативных мыслей, которые вызывают у него неприятные ощущения.
  4. Поэтапное подкрепление и самоподкрепление.
  5. Самоинструкция и самоконтроль.
  6. Обучение на моделях.
  7. Обучение приемам подкрепления.
  8. Тренинг самоутверждения.
  9. Систематическая десенсибилизация.
  10. Условно-рефлекторная терапия.
  11. Целенаправленное и скрытое подкрепление.
  12. Система штрафов.

Как работает когнитивно‑поведенческая терапия

Основная идея этого вида психотерапии заключается в следующем Therapy for Anxiety Disorders . Ваше психологическое состояние зависит не от стрессовой ситуации как таковой, а от того, как вы к ней относитесь. Терапевт научит вас различать разные типы эмоций, понимать, как ваше сознание переключается между ними, и фокусироваться на позитивных.

Вот простой пример: вас пригласили на вечеринку. По этому поводу у вас могут возникнуть такие мысли и переживания:

  1. «Звучит заманчиво! Там будут мои друзья, а ещё я смогу познакомиться с новыми интересными людьми». Переживание: предвкушающее, счастливое, возбуждённое.
  2. «Вечеринки — это всё же не моё. Сегодня новый эпизод любимого сериала выходит, лучше останусь дома, не хочу пропускать». Переживание: нейтральное.
  3. «Я никогда не знаю, что делать и что говорить на этих мероприятиях. Меня снова заставят тост произносить, я выставлю себя дураком, и надо мной опять будут смеяться». Переживание: тревожное, негативное.

Итог: одно и то же событие может приводить к совершенно разным эмоциям. Какую из них выбрать, зависит только от вас. Вы должны сделать процесс выбора осознанным. Как в магазине: вам предложены эмоции, стоят одинаково — какую возьмёте?

Чтобы помочь вам почувствовать себя рациональным «покупателем эмоций», психотерапевт сделает следующее Cognitive Behavioral Therapy .

Научит выявлять негативные мысли

То есть отлавливать, о чём конкретно вы думаете, когда начинаете испытывать беспокойство. Например, тезис «Надо мной будут смеяться» является негативным.

Поможет оценить и оспорить негатив

Оценить — это значит задаться вопросами: «А точно ли то плохое, что меня пугает, произойдёт? И если произойдёт, действительно ли это будет иметь катастрофические последствия? Может, всё не так страшно?»

Научит заменять негативные мысли реалистичными

После того как вы выявите беспокоящие мысли и проанализируете, их надо будет заменить более рациональными и реалистичными утверждениями. Например: «Да кто меня заставит говорить тост? Я вообще не пью и не планирую поднимать бокалы».

Негативные условия для формирования здоровой самооценки

Тренинг навыков

— Давай сначала поговорим о тренинге. Как это происходит?

— Приходят люди — не более 10 человек (в среднем 5–7), все ходят к разным терапевтам. С ними на тренинге работают два DBT-специалиста. Это тоже диалектический момент. Один читает материал, проводит упражнения, задает темы обсуждений, то есть подталкивает к изменениям. Второй же наблюдает за группой, за реакциями участников и помогает предотвратить либо пережить кризис, если у кого-то из группы он возникает. Второй тренер больше находится в принимающей (валидирующей) позиции.

Например, на одном модуле мы рассматриваем навыки осознанности («майндфулнесс»), на другом — навыки переживания кризиса, на третьем — навыки эмоциональной регуляции, на четвертом — навыки межличностной эффективности.

Все эти четыре блока навыков помогают человеку справляться с первичной импульсивностью и затем искать альтернативы самоповреждающему поведению. Результаты человек записывает в дневник: на тренинге мы даем форму, и человек дома записывает, что с ним происходило и как он поступил в той или иной ситуации.

— Как в университете: человек приходит на лекции и ему дают домашнее задание?

— Да, по аналогии, и тут тоже важна самостоятельная работа. На индивидуальных сессиях мы уже можем обсуждать ситуацию детально и конкретно.

На индивидуальные сессии человек также приносит дневниковую карточку

В ней он отмечает свое состояние и поступки в течение недели, а также (это важно) примененные навыки

И да, как в университете, человек учится постепенно: мы не даем непосильную кучу информации, а рассматриваем каждый навык подробно, закрепляя его и внедряя в жизнь. Поэтому тренинг и длится полгода.

— Поговорим о каждой группе навыков отдельно. Первым ты назвал осознанность. Это весьма своеобразное понятие, под которым каждый понимает что-то свое. Что означает «осознанность» в DBT?

— Чтобы объяснить, что такое осознанность, я сначала всегда задаю один вопрос. Представьте: перед вами заставленная вещами комната, и вам надо пройти от одной стены к другой. Как вам было бы проще это сделать — с закрытыми глазами или с открытыми?

Очевидно, что с открытыми — так вы будете видеть, куда идете. Точно так же работает осознанность: вы начинаете замечать происходящее. Некоторые ситуации больше невозможно игнорировать.

Применение поведенческой терапии в лечении детей и подростков – развитие метода

Поведенческая терапия состоит в «попытке изменить человеческое поведение и чувства в позитивном направлении с использованием современных теорий научения» (Eysenck, цит. по Hoffmann).

Объектом поведенческой терапии является поведение, но уже Айзенк расширил свое определение, включив в него то, что мы называем «чувствами». Начиная с 60-х гг.

, в поведенческой терапии стали учитываться также вербально-когнитивные и мотивационные процессы.

Мнение первых сторонников поведенческой терапии, что любая ссылка на внутренние опосредующие факторы в методическом отношении несостоятельна, сегодня представляется устаревшим.

Расширение понятий коснулось также теоретических основ поведенческой терапии. До 50-х годов эта форма терапии опиралась прежде всего на теорию научения.

Ее сторонники ссылались на работы Павлова по классическому обусловливанию, на теорию научения Торндайка с ее центральным конструктивным элементом «стимул — реакция», на формальную теорию научения Халла, а также на парадигму оперантного обусловливания Скиннера.

В дальнейшем при использовании поведенческой терапии, помимо теории научения, стали учитывать также знания и модели из области общей и социальной психологии, психологии личности. В методах поведенческой терапии нашли применение и такие смежные дисциплины, как физиология и нейрофизиология, о чем свидетельствует начало развития так называемой поведенческой медицины.

В отличие от изменяющихся теоретических ориентации основная методологическая позиция поведенческой терапии в процессе ее развития оставалась неизменной. Преобладало убеждение, что поведенческая терапия должна опираться на знания, полученные эмпирико-экспериментальным путем и доступные перепроверке.

В рамках поведенческой терапии изменилось представление о человеке. Если на ранних этапах развития такой терапии его рассматривали как пассивно реагирующий объект, находящийся под контролем стимулов, то сейчас в нем видят активного, планирующего и целенаправленно действующего субъекта, способного к саморефлексии.

Этот новый подход вытекает из таких новейших понятий в области поведенческой терапии, как самоконтроль и саморегуляция, самовербализация, атрибутивный стиль, планы, способность к деятельности, стратегии преодоления.

Непрерывное развитие поведенческой терапии привело к тому, что ее рамки становились все более широкими. В отличие от приведенного вначале определения Айзенка новые определения скорее похожи на перечисление критериев (см., например, Rimm, Masters, Margraf, Lieb).

Поведенческая терапия детей и подростков в последние годы все больше учитывает специфические особенности этих возрастных групп. В литературе единодушно отмечается ряд новых тенденций (см., например, Kendall, Mash).

Среди них прежде всего следует назвать системный подход как красную нить в диагностике и терапии

Этот подход принимает во внимание тот факт, что поведение ребенка и подростка существенно зависит от имеющегося окружения

Особенно активно разрабатывалась и интенсивно применялась поведенческая терапия, ориентированная на семью.

Вторая важная тенденция — это все возрастающее значение перспективы развития. Концепции и модели психологии развития важны во многих отношениях: и для концептуализации психических расстройств, т. е. для понимания их этиологии и патогенеза, и при проведении специфических диагностических и лечебных мероприятий.

Некоторые методы поведенческой терапии, прежде всего так называемые оперантные техники, давно уже применяются при лечении детей и подростков, однако бывает и так, что этих пациентов лечат с помощью «сырых», слабо адаптированных методов, заимствованных в психотерапии взрослых (Kendall).

Эффективность методов поведенческой терапии

По сравнению с другими психотерапевтическими методами поведенческая терапия относится к наиболее эффективным и наиболее высоко оцениваемым способам лечения (Petermann, Warschburger). Это в особенности подтверждается при метааналитическом сравнении эффективности (Kazdin et al., Kazdin).

Однако, несмотря на общие позитивные оценки поведенческая терапия имеет и слабые стороны, в частности, ориентировку на «взрослую» психотерапию.

С учетом этих оговорок имеет смысл эмпирическая перепроверка эффективности отдельных техник при лечении определенных расстройств, как это представлено в соответствующих публикациях и учебниках (Mash, Barkley, Kendall, Steinhausen, v.Aster).

– Также рекомендуем “Теория научения как основа поведенческой терапии”

Оглавление темы “Методы психотерапии детей и подростков”:

Когнитивно – поведенческие методы в психотерапии детей и подростков

Не все методы психотерапии и психокоррекции, которые используются в работе со взрослыми, подходят для работы с детьми и подростками.

Хорошие результаты в работе с детьми дает использование методов когнитивно-поведенческой терапии (КПТ)

идея этого подхода состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации.

Когнитивная терапия предполагает, что проблемы возникают главным образом из-за искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях.

Эти неверные представления возникают в результате неправильного научения в процессе развития личности. Психолог помогает клиенту найти эти искажения в мышлении и научиться альтернативным, способам формулирования своего опыта.

Цель психологической помощи в этой парадигме – создание новых условий для научения, т.е. выработка нового обусловливания и на этой основе помощь в овладении новым поведением. Частные цели включают в себя: формирование новых социальных умений, овладение психологическими целями саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.п.

К общепризнанным достоинствам КПТ можно отнести эффективность, научность, структурированность,целенаправленность, отсутствие в методе мистических и эзотерических составляющих. Ни одна другая научная школа не имеет такого количества исследований, подтверждающих ее эффективность.

Позволю себе вкратце описать некоторые техники,которыемогут быть использованы для работы с детьми и подростками.

1. Имитация.

Психолог предлагает ребенку подумать и вспомнить, кто, по их мнению, мог бы достойно выйти из сложившейся ситуации. Это может быть реальный человек или вымышленный герой (книги, кинофильма). Как он бы себя вел, что именно сделал? Затем ребенку предлагается воспользоваться этим образцом.Дети склонны к имитации чужого поведения, поэтому у них легко получается «примерить»чужой опыт на себя.

· Экспозиция.

· Выявление эмоций.

Психолог помогает ребенку осознать и дать навание (определить) свои эмоции

Затем важно показать, как связаны его негативные эмоции с определенными мыслями

· Выявление негативных автоматических мыслей.

Психолог учит ребенка определять свои мысли. Для этого нужно прямо спросить: «Чтоты думаешь об этом?» Большинство детей хорошо справляются с этим заданием.

Следующим шагом будет создание альтернативных адаптивных мыслей. Это даст возможность ребенку заменить привычные негативные мысли о ситуации на новые адаптивные.

· Когнитивная реструктуризация.

Когнитивная реструктуризация заключается в изучении обоснованности мыслей и убеждений с помощью вопросов, которые помогают прояснить ситуацию.Формулируя ответ на вопрос консультанта ребенок начинает сомневаться.

в обоснованности.мысли, если она необоснованна, как часто бывает с негативными мыслями. В случае если автоматическая мысль полностью или частично обоснована, то необходимо перейти к другим методам решения проблемы.

· Функциональное сравнение.

Психологические проблемы часто возникают из-за необоснованного сравнения своихдостижений сдругими людьми. Ребенку предлагается сравнивать себя с самим собой в менее успешные периоды.

· Похвальные дела.

При депрессии и тревоге, других состояниях,к которые сопровождаются снижением самооценки, мысленно или письменно отмечать все дела и поступки,которые достойны похвалы, даже если они кажутся незначительными.

· Отвлечение и переключение внимания.

Это вспомогательные техники, которые дают временный эффект, в тех случаях, когда не получается скорректировать отношение к ситуации

Для этого выясняются различные способы, которые помогли бы именно этому ребенку,переключить свое внимание от дисфункциональных эмоций и мыслей на другой объект. Затем внимание ребенка акцентируется на этих способах снижения эмоционального напряжения

· Поведенческий эксперимент.

На случай если мысль подтвердится, заранее выясняют возможные причины этого.

Если эксперимент подтверждает мысль, то при следующем обращении консультант вместе с ребенком выясняют какие у этого могут быть причины и ищут способы их устранения или возможность изменения отношения к ситуации.

· Действия «как если бы».

В качестве домашнего задания предлагается попробовать вести себя так, как будто уже нет дисфункционального убеждения, а есть функциональное. Для этого предварительно задаются вопросы о том, как ребенок себя в таком случае вел.

· Самораскрытие.

Психолог рассказывает о собственном похожем опыте и проблеме и том, как ем удалось с этим справиться.

· Принятие решения.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 731;

Что такое поведенческая психотерапия?

Отдельной отраслью в психотерапии стала поведенческая психотерапия, которая направлена на изучение поведения человека, мотивов возникновения, способов изменения и даже воздействия на нее. Другими словами, если человек понимает, что в конкретной ситуации он поступает неправильно, нужно изменить свои привычные модели поведения, что приведет к другим последствиям.

Нужно совершать не правильные поступки, а действия, которые в конкретной ситуации принесут реальную пользу. Не правильные поступки ради мнимой пользы, а действия, которые действительно требуются, желанны теми, ради чьей пользы происходит процесс. Думаем не о своей выгоде (если речь идет о других людях), а о тех, ради кого действуете. Ради своей пользы – тогда совершайте действия, которые вы считаете нужными и полезными для вас. Ради чужой пользы – тогда совершайте действия, которые считаются нужными и полезными для другого человека. Не правильные поступки следует совершать, согласно общественным правилам и нормам, а те, которые действительно нужно сделать в данной конкретной ситуации, что принесет необходимую пользу.

Поступки, несущие пользу, не делятся на правильные и неправильные. Нет такого однозначного списка дел, которые нужно совершать и не нужно делать. Любой шаг становится правильным, если в конкретной ситуации он приносит пользу. И любое действие становится неправильным, если, совершив его, вы постигнете неудачу. Самое интересное, что даже самый благородный поступок может нанести вред, если его применить в неправильном месте и в неправильное время. Вот так просто!

Людям тяжело к этому пониманию порой прийти, поскольку их с самого детства общество учило тому, что уже существует некий список правильных и неправильных дел. Что бы ни случилось, а вы должны совершать только те действия, которые относятся к списку «правильных». Но вот парадокс: совершая такие шаги, люди живут не очень счастливо и богато. А все потому, что не правильность поступков определяет исход событий, а их уместность и целесообразность в той или иной ситуации.

Даже грубость становится более верным выходом, нежели молчание или попытки поговорить, если собеседник нападает, угрожает. Даже удар в лицо становится более правильным решением, нежели попытка убежать или подставить другую щеку, если оппонент набрасывается с кулаками. Даже самые «неправильные» из списка поступки становятся полезными, если они решают проблему так, как вы того хотели. И абсурдным становится использование лишь «правильных» поступков, когда они не дают желаемого результата.

Анализ поведения в 21 веке

Ранний термин «модификация поведения» является устаревшим с начала 1990-х годов. В настоящее время он подразумевает краткое возрождение методологического бихевиоризма в начале 1950-х годов, а затем ещё одно скорые[прояснить] 1970-х до 1980 года.Прикладной анализ поведения — термин, появившийся в этой процветающей области и заменивший модификацию поведения.

Международная ассоциация анализа поведения (ABAI) в настоящий момент включает в себя 32 штата и региональные секции в США. Около 30 дополнительных секций находятся в Европе, Азии, Южной Америке и на юге Тихого Океана. Вдобавок к 34-м ежегодным конференциям, проводимыми ABAI в США и Канаде, ABAI провела пятую ежегодную международную конференцию в Норвегии в 2009. Независимое развитие анализа поведения за пределами США также продолжается. Например, сообщество анализа поведения в Англии было основано в 2013, чтобы продолжать развитие науки и практики. Говоря о мотивации, имеется сильная заинтересованность в разнообразии мотивирующих поведение факторов. Также можно утверждать, что вся индустрия психологического консультирования если не полностью, то частично основана на анализе индивидуального поведения. Некоторые могут предположить, что настоящее быстрое изменение в организационном поведении может быть частично приписано к некоторым из этих или близких к ним теориям.

Сегодня интересы поведенческих аналитиков имеют широкий спектр. Среди них все, начиная от проблем с развитием и аутизма, до культурной психологии, клинической психологии, речевого поведения, управления организационным поведением (OBM — Organizational Behavior Management).

Лечение людей с расстройствами аутистического спектра усиленно распространялось с середины 1990-х годов. Потребность в таком роде услуг способствовало формированию профессиональной программы аттестации под руководством Международной сертификационной комиссии BACB, аккредитированной Национальной комиссией по сертификации (NCCA). На начало 2012 года, существует более 300 обучающих программ, одобренных BACB, которые предлагают около 200 колледжей и университетов по всему миру, а также 11,000 специалистов с сертификатом BACB, большинство из которых работает в США. Ассоциация профессиональных поведенческих аналитиков была сформирована в 2008, для решения проблем связанных с работой специалистов ABA.

Современный анализ поведения совершил серьезный прорыв в исследованиях и решении прикладных задач, связанных с языком и мышлением благодаря развитию теории относительного фрейминга (RFT, relational frame theory — пост-скиннеровская теория языка и мышления). RFT также является эмпирической основой терапии принятия и ответственности (ACT). Более того, исследователи и практикующие RFT/ACT получили значительную известность благодаря сформированной ими организацией — ассоциации контекстуальной поведенческой науки (ACBS). За несколько лет своего существования она быстро разрослась и набрала 5,000 членов по всему миру.

На данный момент наиболее известными журналами являются журнал прикладного анализа поведения, журнал экспериментального анализа поведения, журнал управления организационным поведением, Behavior and Social Issues (BSI), а также Psychological Record. На сегодня в США существует 14 сертифицированных ABAI программ докторской степени и степени магистра для всеобъемлющего изучения анализа поведения.

Бихевиоризм значим в области педагогики. Так в системе образования США популярны подходы, основанные на идеях бихевиоризма, которые используются как для улучшения показателей — учебной успеваемости, дисциплины, посещаемости у всех детей, так и для инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами с социализацией (например, с РАС) в общеобразовательные классы. Наиболее разработанным является прикладной анализ поведения — технологическая реализация функционального анализа поведения: методы разбора и изменения условий с целью коррекции поведения. Прикладной анализ поведения стал единственной конкретной методикой, рекомендуемой для применения в школах законом о совершенствовании образования лиц с инвалидностью (Individuals with Disabilities Education Improvement Act, 2004).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector