Речевой этикет и культура речи

Речевое общение

Виды речевого общения

Речь является основным механизмом вербальной коммуникации. Речевое общение происходит при помощи языковых систем. Вербальное общение бывает внутренним и внешне направленным. Внешняя вербальная коммуникация, в свою очередь, бывает устной и письменной. Устное вербальное взаимодействие делится на монологическую речь и диалогическую.

Виды речевого общения тесно связаны между собой. Их объединяет произнесение слов про себя или вслух. Наряду с этим каждый из видов вербальной коммуникации обладает субъективными специфическими характеристиками. Мысль невозможно сформулировать без языковой системы и материальных вербальных процессов. В ходе подготовки к устной или письменной речи различают промежуточную фазу проговаривания про себя текста. Данная фаза называется внутренней речью.

Внешняя письменная речь опосредована текстом. Она более концентрирована по своему содержанию, чем разговорная. Под словесной письменной речью понимают вербальный процесс с употреблением письменных знаков. Письменная речь образуется путем сложного соотношения звуков, которые образуются за счет перцепции букв слуховым аппаратом, видимых зрением, и воспроизводимых индивидом речедвижений. Отсюда следует, что письменная речь базируется на основе устной.

Слышимая речь, произносимая кем-то, называется устной речью. Она ограничена пространством и временем, что отпечатывается на ее характере, так как в основном, партнеры по коммуникации находятся на расстоянии видимости или слышимости друг друга. Значительно меняется характер вербального общения при телевещании, когда аудитория не имеет возможности ответной реплики.

Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно контакт масок, светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.

Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию. Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.

Контактом масок называется формальная коммуникация, которая заключается в отсутствии стремления уразуметь и учесть характерные особенности личности партнера.

Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.

Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.

Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.

Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Примеры речевого этикета

Каждый человек, вращающийся в обществе, должен уметь пользоваться родным языком. Но делать это нужно грамотно, соблюдая правила поведения и культуру речевого этикета. Не всегда нам приходится общаться с людьми, которые придерживаются этих правил. В зависимости от условий общения и целей, которые преследуются оппонентами, может изменяться тип речи. Обычно такое «переключение» происходит неосознанно и диктуется особенностями человеческих отношений. Например, вольности, которые мы можем позволить себе в присутствии близких, недопустимы в обществе незнакомцев. А манера общения с детьми заметно отличается от того, как мы выстраиваем разговор с людьми своего возраста. Ниже рассмотрены примеры того, как можно нарушить речевой этикет путем использования определенных слов и модуляции.

Примеры нарушения речевого этикета

С проблемами, связанными с культурой речи, может встретиться каждый. Люди не привыкли задумываться о том, что они говорят и как это выглядит со стороны, поэтому довольно часто допускают ошибки в речи. Самыми распространенными среди нарушений речевого этикета являются:

  • несоблюдение правил ритуала речевого этикета в конкретной ситуации (не поприветствовал, не извинился, забыл поблагодарить);
  • выбор выражений, которые неуместны при данных обстоятельствах и по отношению к партнеру.

Стоит заострить особое внимание на втором пункте, поскольку поведение индивида в этом случае более емко раскрывает его истинное я и отражает степень культурности. Речь идет об использовании «ты»-формы вместо «вы», неуважительном наименовании лица («математичка» вместо «учитель математики», «шеф» вместо «директор», обращение к человеку по фамилии или только по отчеству), употреблении местоимения «он» в присутствии человека

О низкой речевой культуре также свидетельствуют:

  • фразы со вставленными в них «блатными» словечками и жаргонизмами («ваще», «внатуре», «чел», «чумовой», «не врублюсь»);
  • нецензурная лексика.

Иногда оттенок сарказма могут нести фразы, в которых слишком часто употребляется имя-отчество адресата: «Здравствуйте, Иван Иванович. Слышал, вы ездили в Англию, Иван Иванович. Когда еще туда собираетесь, Иван Иванович?».

Нарушение речевого этикета: примеры из литературы

Благодаря использованию человеком в своей речи тех или иных формул речевого этикета можно многое узнать о его характере, уровне образованности, занимаемом в обществе положении, месте жительства (является ли он горожанином или сельчанином), профессиональном положении, отношении к собеседнику и пр. Причем добыть ценные сведения можно, даже не зная человека лично. Достаточно обратиться к нескольким художественным произведениям, чтобы понять, кем в жизни являются литературные герои. Персонажи рассказов, повестей, романов тоже нередко допускают ошибки в общении с окружающими и не соблюдают правила поведения: высокомерный приказной тон, грубость, демонстрация власти формируют человеческий образ не с лучшей стороны.

Одним из ярких примеров невежливого поведения является чеховский рассказ «Торжество победителя». Один из героев, Алексей Иваныч Козулин, любит использовать приказы («Курицын! Съешь этот самый кусок хлеба с перчиком!»), что является унизительным для оппонента и подчеркивает различие социальных ролей.

Грубость, невежество, неспособность сопереживать демонстрирует другой чеховский герой, Хирин – персонаж пьесы «Юбилей». Реплики этого господина («У вас на плечах голова или что?», «Ну, черт меня подери совсем, мне некогда с вами разговаривать! Я занят») подчеркивают его безучастность к окружающим и говорят о низкой речевой культуре.

Примером нарушения правил речевого этикета является упоминание о человеке, участвующем в разговоре, в третьем лице. Верхом нетактичности, бескультурья и одной из форм унижения человека также считаются кивок головы, совершенный в сторону этого человека, указание на него пальцем и пр.: «Вот посмотрите, батюшка, какая рожа!» (Н. Гоголь «Мертвые души»).

Общая характеристика

Сфера речевой культуры включает в себя передачу информацию плюс языковые способы выражения эмоций, принятых у конкретного народа. Так если в одной культуре принято открыто делиться эмоциями, рассказывая о делах, то в других естественно быть сдержанным, оставляя личное дома.

Речевой этикет состоит из множества готовых формул, которые облегчают его изучение, делая простым и понятным, в какой ситуации, какой набор слов необходим.

Общение делится на три блока:

  1. Начало (знакомство/приветствие/вступление).
  2. Основа беседы (суть и причина обращения или общения).
  3. Финал (заключительная, итоговая часть).

Независимо от темы, правильная беседа должна быть такой, иначе собеседнику трудно будет настроиться на нужный лад, он может не понять, что хотят донести или забыть о главной мысли разговора.

Формулы включают в себя: слова вежливости, обращение приветствия, прощания, другое.

Уровни системы речевого этикета:

  • лексика, фразеология (формы обращения, специальные слова, выражения);
  • грамматика (Вы с большой буквы);
  • стилистика (использование всех резервов выбранной речи);
  • интонация (только спокойная);
  • орфоэпия (полные формы слов, никакого жаргона, сленга или сокращений);
  • психология (слышать собеседника, не перебивать, не мешать чужому общению).

Ценность культуры речи настолько важна, что ее соблюдают на всех уровнях общения, начина от лепета ребенка и взрослого, заканчивая деловой коммуникацией и даже уличной болтовней. Естественно, это будут разные формулы.

Функции общения. Его виды и формы

Речевое (вербальное) взаимодействие служит для выполнения основных функций общения.

Название функций

Содержание функций

Информационно-коммуникатывные

Трансляция и прием информации, изучение человека человеком

Регуляционно-коммуникативные

Регулирование членами общества поведения каждого, совместные действия

Аффектно-коммуникативные

Выражение эмоций при общении

В реальной жизни трудно четко разграничить эти функции. Они взаимодополняются, переплетаются. Общение – это всегда влияние: сильное или слабое, откровенное или замаскированное, отрицательное или положительное.

Виды общения:

  • контактное, дистантное (зависит от положения общающихся во времени и пространстве);
  • непосредственное, опосредованное (зависит от того, есть ли опосредующее устройство);
  • межличностное, групповое, массовое (зависит от числа участвующих в процессе);
  • частное, официальное (зависит от того, в какой обстановке проходит общение и от статуса его участников);
  • кооперативное, конфликтное (зависит от того, сохраняется или нет равновесие в социуме);
  • информативное, фактическое (зависит от того, какое именно содержание передается).

По форме обычно коммуникации разделяют на письменные и устные.

Ученые, изучающие речевое взаимодействие, основными единицами общения считают:

  1. Речевое событие.
  2. Речевое взаимодействие.
  3. Речевую ситуацию.

Функции речевого этикета

В процессе коммуникации люди создают какой-либо текст с определенной смысловой нагрузкой, используют подходящие слова и выражения, благоприятные в данной ситуации для конкретного этапа общения. С помощью простых правил человек формирует правильное отношение к себе со стороны собеседника. Выделают следующие функции речевого этикета:

  • Установление контакта с собеседником и побуждение к дальнейшему общению. С помощью фраз таких как: «Добрый день», «Здравствуйте», «Разрешите обратиться» и т.д.;
  • Поддержание контакта, формирование впечатления о человеке и продолжение разговора. Использование фраз: «Вы конечно согласитесь со мной», «Позвольте напомнить вам» и т.д.
  • Демонстрация позитивного настроя и уважения к собеседнику;
  • Недопущение конфликтов (вежливость в разговоре помогает избежать конфликта или вовремя его сгладить);
  • Регуляция поведения (соблюдение правил общения делает разговор понятным, определяет порядок действий в определенной ситуации);
  • Размыкание словесного контакта. Например: «Приятно было пообщаться», «До свидания», «Всего хорошего» и т.д.

Важно не использовать в разговоре слова-паразиты и нецензурную лексику, если не хотите, чтобы у собеседника сформировалось о вас негативное впечатление. Чтение книг способствует развитию у человека красивой речи, расширению словарного запаса и способности четко и лаконично излагать мысли в диалоге.

Основная функция речевого этикета

Основная функция речевого этикета считается – демонстрация позитивного настроя и уважения к человеку. С ее помощью обеспечивается создание взаимного комфорта участников диалога. Это достигается путем употребления слов приветствия, благодарности, извинения, выражения сочувствия, просьб, и др., а также соблюдение норм произношения, правил поведения и жестикуляции при разговоре.

Для успешного построения диалога важно придерживаться следующих правил:

  • Тактичность – умение понимать, какие слова способны обидеть оппонента и произвести неправильное впечатление. Тактичный человек делает замечание, не задев при этом самолюбия собеседника, и при этом не преувеличив собственных достоинств.
  • Предупредительность – талант предугадать желания, намерения и вопросы собеседника. Способность предохранить от неприятностей и неудобств.
  • Доброжелательность – это открытость, умение искренне общаться с людьми, позитивное отношение к людям и окружающему миру.
  • Терпимость – умение спокойно относиться к образу жизни, отличному от собственного, мнениям, привычкам, традициям и недостаткам других людей. Способность уважать мировоззрение человека и не навязывать свою позицию в отношении того или иного вопроса, не реагировать резко на вопросы и высказывания, кажущиеся нетактичными или неуместными.

Вежливое общение – это важное правило разговора с окружающими. Следуя этому правилу, человек выглядит культурным и надежным в глазах других

Окружающие на подсознательном уровне выражают доверие к такому собеседнику и стремятся к дальнейшему взаимодействию.

Деловое общение

Умение выстроить его грамотно является залогом эффективного продвижения в карьере

Оно важно как при работе в крупных корпорациях, так и для индивидуальных предпринимателей, число которых растет день ото дня

Повседневная культура речевого этикета на деловых встречах приемлема только в той ситуации, когда оба собеседника привыкли придерживаться этого стиля общения. В противном случае он будет расценен как фамильярность, что приведет к потере уважения и срыву сотрудничества. Деловой этикет позволят сохранить баланс между субординацией и вежливой вовлеченностью.

Принципы речевого делового этикета

Главным отличием такого стиля общения является отсутствие в нем личных тем. Здесь исключены фамильярность, флирт, навязчивость. Только пунктуальность, честность и обязательность, располагающая вежливость и беспристрастная учтивость.

Принципы делового этикета таковы:

  1. Фразы и манеры соответствуют ситуации.
  2. Речь ясна всем присутствующим.
  3. Информация достоверна.
  4. Участники внимательны, корректны и почтительны по отношению друг к другу, настроены на продуктивное общение.
  5. Согласованность регламента.
  6. Элементы коммуникации выстроены с соблюдением субординации.

Основные этапы

Структура деловой беседы выглядит следующим образом:

  1. Приветствие. Первым здоровается с другим участниками младший по статусу или возрасту.
  2. Диалог, выстроенный с соблюдением принципов вежливости и учтивости.
  3. Разрешение конфликтов. Конструктивный диалог, сглаживание острых углов.
  4. Рутинное взаимодействие. Решение повседневных задач.
  5. Подведение итогов и прощание.

Деловое общение по телефону также имеет свои правила. Согласно им, разговор должен начинаться с приветствия и представления звонящего. При этом обязательно упоминание его должности и названия организации. Информация должна подаваться в краткой, лаконичной форме, последовательно и без отвлечения на сторонние темы. Яркая эмоциональная окраска лишает переговоры конструктивности.

Модель речевой коммуникации

В
каких бы условиях ни осуществлялась
речевая коммуникация, с помощью каких
бы средств ни передавалась информация,
сколько бы человек ни принимали участие
в общении, в основе лежит единая схема,
или модель.Компонентами
этой модели являются:

1) отправитель
информации
(или
адресант) – говорящий или пишущий
человек;

2) получатель
информации
(или
адресат) – читающий или слушающий
человек;

3) сообщение(текст
в устной или письменной форме) –
неотъемлемая часть модели, поскольку
без обмена информацией не может быть
речевой коммуникации.

Отдельное
речевое действие (фрагмент коммуникации)
называется коммуникативным
актом
(например,
в диалоге – реплика одного из собеседников).

Простейшая
схема отдельного коммуникативного акта
в процессе речевой коммуникации выглядит
следующим образом:

В
рамках коммуникативного акта отправитель
информации (например, говорящий), имея
мотив высказывания, строит его во
внутренней речи, а при переводе во
внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель,
воспринимая поступающий сигнал,
декодирует его и распознает смысл
высказывания. У него также возникает
мотив высказывания, происходит обмен
репликами, т. е. осуществляется
обратная связь. Другими словами,
отправитель и получатель меняются
местами, но схема коммуникативного акта
остается при этом прежней.

Таким
образом, речевая коммуникация – это
общение людей, понимаемое в широком
смысле слова не только как разговор или
беседа, а как любое взаимодействие с
целью обмена информацией (чтение, письмо
и т. д.).

Общение
осуществляется в процессе речевой
деятельности человека с помощью
вербальных (словесных) и невербальных
средств. Вербальная речевая деятельность
включает четыре аспекта: говорение,
слушание, чтение, письмо.

Основная
цель речевого общения – обмен информацией.
В соответствии с этим задачи, которые
решает человек в процессе общения, можно
свести к следующим основным:

• эффективное
получение информации;

• эффективная
передача информации;

• достижение
поставленной цели путем убеждения
собеседника и побуждения его к действию;

• получение
дополнительной информации о собеседнике;

• позитивная
самопрезентация.

Эффективное
получение информации
относится
как к устной, так и к письменной речи и
зависит от уровня владения навыками
чтения и слушания. Эффективная
передача информации

письменной и устной формах) предполагает
владение навыками письма и говорения.
Достижение
поставленной цели
путем
убеждения собеседника предполагает
знание основных риторических приемов
(как в устной, так и в письменной речи),
а также владение речевыми тактиками
убеждения и побуждения. Получение
дополнительной информации о
собеседнике
возможно
на основе знания основных закономерностей
функционирования языка в обществе
(чтобы определить уровень социально‑культурного
развития человека, его социальную
принадлежность), умения различать
оттенки интонации и голоса собеседника
(чтобы оценить его эмоциональное
состояние), умения интерпретировать
содержание его высказываний и понять
возможный подтекст. Позитивная
самопрезентация
означает
способность произвести хорошее
впечатление на собеседника (или на
читателя) и предполагает владение
основами культуры речи, что включает в
себя и знание норм языка, и умение
«исполнить» свою речь в приятной для
собеседника манере, продемонстрировав
свои положительные качества.

В
соответствии с этими задачами и построен
курс «Основы речевой коммуникации».
Две следующие главы первого раздела
знакомят с формами функционирования
языка в обществе, с понятием речевой
нормы и основными принципами культуры
речи. Последующие разделы – практическая
часть курса – посвящены совершенствованию
навыков основных видов речевой
деятельности, вопросам этики и психологии
общения, обучению деловому общению с
помощью деловых игр.

Речевой этикет детям

Навыки, полученные в детстве, мы забираем с собой во взрослую жизнь, успех которой во многом определяется культурой воспитания. Человек, который знаком с понятиями вежливость, культура общения, речевой этикет, нормы приличия, не будет испытывать трудностей в поддержании разговора и обязательно проявит себя с лучшей стороны, в какой бы ситуации он ни находился.

Разновидностей детского этикета огромное множество (семейный, пассажирский, выходной, гостевой, столовый и пр.). Но самую важную роль среди них играет речевой этикет для детей. Самостоятельное овладение речевой нормой для ребенка невозможно. В связи с этим задача, связанная с обучением малыша культуре речи, полностью лежит на родительских плечах. Второстепенная роль в этом вопросе отводится воспитателям и людям, с которыми в процессе своей жизнедеятельности приходится пересекаться ребенку.

Не стоит думать, что маленькие дети не готовы к восприятию информации, касающейся этикета. Некоторые правила поведения и общения с людьми обязательны для соблюдения даже малышами. Так, с раннего детства необходимо учить детей, что:

  • при встрече следует здороваться, а при расставании – прощаться;
  • к старшим нужно обращаться на «вы»;
  • нельзя перебивать людей во время общения;
  • нужно говорить «спасибо» за преподнесенный подарок или оказанную услугу;
  • следует извиняться за проступки;
  • запрещено оскорблять кого-либо;
  • ябедничать и употреблять слова-паразиты некрасиво;
  • нехорошо обсуждать людей в их присутствии.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Теория и практика

Активно взялись за исследование общения ученые только во второй половине прошлого столетия. Значимые работы увидели свет в 60-70-х годах. В них акценты ставились на социальные параметры взаимодействия людей, а также психологические характеристики, семантическую оценку акта взаимодействия. Исследователи анализировали правила, специфику речевого поведения и речевого общения.

Интерес к этой области полностью оправдан – без общения просто невозможно представить себе человечество; взаимодействие является важной частью жизни любого человека, изъять ее нельзя. Общение актуально не только для конкретной личности, но и народов, культуры

В разных формах культуры практикуются различные варианты общения, но в любом случае основная идея взаимодействия – понять собеседника и почувствовать его правильно, без искажений. Изучая то, как взаимодействие происходит, выделили три уровня: перцептивный, интерактивный, коммуникативный.

Формулы речевого этикета

Основные формулы общения человек усваивает с детства. Это стандартные клише для выражения благодарности, приветствия, прощания. Эти выражения употребляются по этикету в соответствие случаю. Формы речевого этикета различны для повседневной и официальной коммуникации. Уважительное приветствие «Здравствуйте!» универсально, а «Привет!» можно сказать только хорошо знакомому человеку.

В любом общении существует три стадии разговора, для которых приняты соответствующие формулы:

  1. Начало. Здесь будут уместны фразы приветствия в зависимости от времени суток, в которые происходит общения и официальности встречи: «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Привет!».
  2. Развитие. Используются фразы одобрения, возмущения, сочувствия.
  3. Завершение. Для прощания приняты реплики универсальные «До свидания!», «До встречи!» или фамильярнее «Пока!», «До скорого!».

Есть различные формулы, выражающие эмоции и отношение к происходящему. Сказанные с нужной интонацией, они могут поддержать или корректировать действия собеседника. Умения различать тонкости употребления нужных слов по этикету приходят с повышением уровня образованности и культуры.

Существуют различные речевые клише для ситуаций:

  • Скорбь. Это выражения печали из-за трагических событий, например, «Соболезную».
  • Поздравления. Фраза зависит от случая, можно сказать универсальное «Поздравляю!» , упомянуть радостное событие «С юбилеем!», «С Новым годом!», «С Днем рождения!».
  • Поддержки. Произносятся, чтобы приободрить собеседника в начинаниях – «У тебя все получится!», «Ты справишься!».
  • Одобрение или несогласие с действиями или просьбами. «Это невозможно!», «Вынужден отказаться», «Согласен».
  • Оскорбительность действий собеседника. «Да как вы посмели!»
  • Извинения. «Простите, пожалуйста!», «Приношу свои извинения!».
  • Просьбы. «Не могли бы вы…», «Прошу вас…».
  • Комплименты. «Вы прекрасно выглядите!».

О проблемах настоящего времени

Многие исследователи сходятся во мнении, что в последнее время одна из проблем общества – агрессия, к которой прибегают участники, чтобы добиться своих целей в процессе коммуникации. К примеру, излишне активно используется инвективная лексика, а значит, паритетный диалог становится невозможным, нормально контактировать в такой ситуации проблематично, рождается конфликт. Отрицательный этикет и негативные речевые шаблоны можно видеть и в жизни, и в драматургии. Это связано в том числе и с модой – общественности интересны герои, проявляющие интолерантное поведение при коммуникации.

Актуальность вопроса

Есть два основных вида речевого общения – вербальный, невербальный. Первый предполагает использование слов, применение некоторого национального языка, сформировавшегося естественным путем. Невербальный формат – взаимодействие через условные позы, мимику и тональность речи, расположение текста и наполнение его дополнительными графическими материалами, таблицами и диаграммами.

Словесный и несловесный язык всегда сочетаются друг с другом. Относительно речи их делят лишь теоретически, поскольку так удобнее описывать процессы взаимодействия особей. На практике же невербальный и вербальный виды речевого общения друг без друга не существуют. Лингвисты говорят, что норма речевого общения – баланс между вербальной и невербальной составляющими.

Текст как речевое произведение

План
лекции

3.1.
Общее понятие о тексте и текстовых
категориях

3.2.
Языковые средства, обеспечивающие
единство текста

3.3.
Членимость текста. Композиция

3.4.
Образец лингвистического анализа
текста

3.5.
Взаимодействие текстов

3.6.
Прецедентные тексты

Виды речевого этикета

Речь является основным инструментом вербального общения. Эта коммуникация может быть внутренней и внешней.

Внешняя речь имеет следующую классификацию:

  1. Устная речь, выраженная монологами (речь одного рассказчика) или диалогами (беседа между людьми на какую-либо тему, понятную обоим собеседникам). Этот вид коммуникации включает разговорный или бытовой, а также деловой стиль общения. Сюда же относится научная (к примеру, доклады ученых), художественная (театральные постановки) и публицистическая речь (новости на радио, телевидении). Этика в устном общении, по сравнению с письменным, выражается менее формально. При устном разговоре возможны пропуски слов, замена речевых выражений жестами или действием. 
  2. Письменная форма речи представляет собой текст как отражение устной речи. Этот вид выполняет функцию сохранения и передачи информации. Этика письменного языка регламентируется стилистическими, орфографическими и пунктуационными нормами языка. 

Внутренняя речь показывает образованность и уровень самовоспитания собеседника. Она проявляется в умении слушать и воспринимать информацию. Анализ полученных данных и возникновение мыслей по конкретному поводу в этом случае происходят в беззвучном режиме. Внутренняя речь предполагает, что человек думает, перед тем, как сказать свое мнение вслух. 

Существует также видовая классификация речевой культуры:

  1. Официальный (деловой) этикет, применяемый на мероприятиях, где участники не знакомы между собой (сфера услуг, культурные мероприятия, деловое общение). 
  2. Повседневный этикет является наиболее распространенным. Его используют в тех случаях, когда деловой стиль общения не уместен. Повседневная форма коммуникации достаточно проста для освоения. Как правило, нормы данного вида этикета соблюдаются автоматически, если человек воспитан в условиях контакта с социумом. 

Кроме того, встречаются редкие формы речевого этикета, к примеру, религиозный (в среде верующих), военный (в среде военнослужащих) и другие виды, исходя из нестандартных ситуаций коммуникации. 

Также речевую коммуникацию классифицируют на содержательном основании:

  • материальное общение предполагает обмен товарами;
  • когнитивное или познавательное — информационный обмен;
  • кондиционное — обмен настроением, эмоциями;
  • мотивационное — обмен замыслами;
  • деятельностное — обмен навыками и умениями в результате общей деятельности.

Подразделение правил культуры речи, исходя из техники контакта и задач:

  1. Контакт масок представляет собой формальное общение без стремления понять личностные особенности собеседника.
  2. Светское общение, то есть беспредметная беседа на общие темы.
  3. Формально-ролевой словесный контакт, при котором содержание разговора определено, и важна не личность оппонента, а его социальный статус.
  4. Деловое общение, предполагающее взаимодействие для получения нужной информации. 
  5. Межличностное общение, при котором раскрываются характеристики личности собеседника.
  6. Манипулятивный контакт, направленный на получение выгоды от оппонента.

Частые нарушения и ошибки

С ошибками в речевом поведении может столкнуться каждый. К наиболее частым из них относятся:

  1. Использование неуместных выражений, сквернословие, употребление ненормативной лексики.
  2. Нарушение ритуалов (не поздоровался, не поблагодарил, не извинился и пр.).
  3. Присутствие в речи жаргонизмов («ваще», «чумовой», «улет» и т. д.).
  4. Сарказм, приказной тон, грубость, невежество, отсутствие эмпатии по отношению к собеседнику.
  5. Упоминание о присутствующем человеке в третьем лице.

Таким образом, нормы речевого этикета применимы в любых ситуациях: от повседневной рутины до обмена опытом на международных конференциях или дипломатических переговорах. Основные правила предписывают использование при разговоре спокойного тона, дружелюбного настроя, общепринятой лексики и поддержание субординации между собеседниками.

Виды речевого этикета

Речь – это основной механизм вербальной коммуникации. Вербальное общение бывает внутренним, когда слова произносятся про себя, и внешне направленным – устным (диалог и монолог) и письменным.

Устная речь строится в виде диалога или монолога. В диалоге люди обмениваются между собой информацией, эмоциями или переживаниями. Монолог исходит от одного лица, но направлен на аудиторию или на себя.

Разговорная этика проявляется менее формально, нежели письменная. Здесь допускаются пропуски слов, замена фраз действием или жестом.

Письменная форма этики ограничена строгими рамками – стилистикой, правилами орфографии и пунктуации.

Так как это широкое понятие, нигде нет единого речевого этикета, идеально подходящего под все социальные требования. Конкретные люди или социальные группы видоизменяют правила под свои потребности, не изменяя главных принципов – так рождается классификация речевого этикета по видам:

  1. Официальный или деловой. Это тот этикет, который обычно подразумевается под этим словом обывателем. Применяется на мероприятиях, где гости не знакомы друг с другом, на выставках, в сфере обслуживания, на деловых переговорах.
  2. Повседневный. Наиболее простой для освоения и распространённый вид. Применение правил повседневного этикета не требует усилий, воспитанный и интегрированный в общество человек соблюдает большинство правил и норм речевого этикета в процессе общения автоматически. Применим в любой ситуации, где не подходит официальный этикет или более редкие формы речевого этикета.

Также под нестандартные ситуации, с которыми большинство людей не сталкивается, есть уникальные единицы речевого этикета этикета.

Например, религиозный – он изучается внутри духовенства конфессий или просто в среде верующих и в светском обществе практически не применим. То же можно сказать относительно дипломатического этикета и военного.

В целом, речевое общение классифицируется по содержанию и бывает:

  • материальным – обмен продуктами деятельности;
  • когнитивным (познавательным) – обмен данными, опытом и знаниями;
  • кондиционным (эмоциональным) – обмен настроением;
  • мотивационным – обмен намерениями;
  • деятельностным – обмен умениями, вследствие совместной деятельности.

Виды речевого этикета подразделяются по техникам взаимодействия и задачам.

  1. Контакт масок. Это формальная коммуникация, без стремления узнать характер оппонента.
  2. Светское общение. Эта форма словесной связи беспредметна, так как люди в такие моменты разговаривают на общие темы, о чем положено говорить в этой ситуации.
  3. Формально-ролевой вид. Здесь важен регламент и содержание общения, а значение имеет социальный статус собеседника и его положение в обществе.
  4. Деловое общение. Это взаимодействие с целью обмена данными и сообщениями, которые требуются для достижения нужного результата.
  5. Межличностное общение. Этот вид речевого этикета еще называется интимно личностной коммуникацией, потому как заключается в раскрытии глубинных личностных качеств собеседника.
  6. Манипулятивное общение. Это общение направлено на получение пользы от оппонента.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector