Что такое самосознание: понятие, структура, функции

Что такое психологическая зависимость и как происходит ее развитие?

Как поднять самооценку и уверенность в себе?

Как улучшить самооценку в нескольких словах:

1. Примириться с собой, принять свои качества как данность.

2. Научиться планированию достижения целей.

3. Учиться преодолевать трудности.

4. Развивать конструктивное мышление.

Каждый тезис достоин отдельной статьи и подробного изложения, а также практического руководства к действию. Этот список служит отправной точкой самосовершенствования.

Способы поднять самооценку

Самооценка личности в психологии определяет место человека в обществе. Если она адекватна – личность способна занять достойное место и реализовать свой потенциал. Способы повлиять на заниженную самооценку:

1. Найти источник проблемы, проанализировать причины самовосприятия.

2. Избавиться от привычки подвергать свои действия постоянной критике.

3. Научиться воспринимать ошибки и неудачи как необходимый жизненный опыт.

4. Научиться хвалить и поощрять себя.

5. Научиться отказывать.

6. Найти увлечение.

Желательно добиться адекватного восприятия своей личности, при котором впечатления окружающих согласованы с внутренним ощущением.

Проблемы и критика

Теория самовосприятия была первоначально предложена в качестве альтернативы для объяснения экспериментальных результатов теории когнитивного диссонанса , и велись споры о том, переживают ли люди изменения отношения как попытку уменьшить диссонанс или как результат процессов самовосприятия. Основываясь на том факте, что теория самовосприятия отличается от теории когнитивного диссонанса тем, что она не утверждает, что люди испытывают «состояние негативного влечения», называемое «диссонансом», которое они стремятся облегчить, был проведен следующий эксперимент для сравнения две теории в разных условиях.

Раннее исследование теории когнитивного диссонанса показывает, что люди действительно испытывают возбуждение, когда их поведение несовместимо с их прежним отношением. Уотерман разработал эксперимент, в котором 77 мужчин-первокурсников колледжа попросили написать эссе, оспаривая позицию, с которой они фактически согласились. Затем их сразу попросили выполнить простое задание и трудное; оценивалась их эффективность в обеих задачах. Было обнаружено, что они лучше справлялись с простым заданием и хуже — с трудным по сравнению с теми, кто только что написал эссе, соответствующее их истинному отношению. Как показывает социальная фасилитация , повышенная производительность в простых задачах и ухудшение производительности в сложных задачах показывает, что возбуждение вызывается людьми, когда их поведение несовместимо с их отношением. Следовательно, в данном случае очевидна теория когнитивного диссонанса.

Постоянная критика

Человек, который считает себя уникальным, выдает себе право на то, чтобы критиковать других. Он думает, что окружающие – это глупые люди, которые без умного совета не смогут самостоятельно ничего сделать. Критика персон чаще всего адекватная, но порой люди заигрываются и высказывают свое мнение только для того, чтобы что-то сказать. Подобное качество присуще многим личностям. Но нельзя с уверенностью сказать, что любой человек сложный. Есть простые люди, которые никого не критикуют и ничего не хотят. Такие персоны очень ограничены в своем развитии, и поэтому сложными их назвать никак нельзя.

А вот сложные натуры критикуют не только окружающих, но и себя. Они ответственно подходят к своей работе, поэтому часто остаются недовольны результатом. Персоны работают над своими ошибками и стараются не наступать на одни и те же грабли дважды.

В психологии[ | ]

В психологии самосознание

понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Ребёнок далеко не сразу осознаёт себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Рубинштейн С. Л.

Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания

Основная статья: Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трёх лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии

(или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определённая система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Стадии развития самосознания[ | ]

Выделяют следующие стадии развития самосознания’.

Ранний возраст

Основная статья: Ранний возраст

  • Осознание границ своего тела — 1 год.
  • Формирование у ребёнка способности к самостоятельным действиям с предметами.
  • От года до трёх лет зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребёнок начинает себя узнавать в зеркале, что является простейшей формой самосознания.
  • Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребёнок называет себя по имени в третьем лице.
  • К трём годам появляется местоимение «Я», появляется первичная самооценка — осознание не только своего «Я», но и того, что «Я — хороший», «Я очень хороший». Подобное завышение самооценки связано с потребностью в безопасности и носит эмоциональный характер, а также сильно зависит от близких взрослых.

Дошкольный возраст

Основная статья: Дошкольный возраст

  • Самосознание начинает формироваться к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других людей (чаще всего близких взрослых), а затем — собственные действия, моральные качества и умения.
  • Самооценка зависит от оценки взрослого, воспитателя.
  • Адекватный образ «Я» формируется у ребёнка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения с взрослыми и сверстниками.
  • Развитие самосознания в этот период зависит от особенностей семейного воспитания.
  • Происходит осознание своих переживаний, проявляющееся в том, что в конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
  • Начинается осознание себя во времени, то есть в 6—7 лет ребёнок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
  • Возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Но несмотря на это, ребёнок судит о себе поверхностно и оптимистично. Если его просят описать себя, то он это сделает в основном с внешней точки зрения: цвет волос, рост, любимые занятия.

Младший школьный возраст

  • Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. Ребёнок различает свои физические и духовные качества, оценивает свои способности, сравнивая себя с другими.
  • К концу этого возрастного периода ребёнок характеризует себя, все чаще описывая типичное для себя поведение, ссылается на свои мысли и чувства.
  • Оценки становятся объективными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.

Подростковый возраст

Основная статья: Подростковый возраст

  • Последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
  • Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. Другими словами подросток открывает для себя свой внутренний мир.
  • Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой, однако может быть высокой (как компенсаторный механизм).
  • В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента: Сознание отличия себя от остального мира.
  • Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
  • Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки.
  • Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Этапы деградации зависимости: как отличить стадии заболевания

Развитие психологической аддикции происходит постепенно. Оно состоит их 4 этапов:

  • Нулевая стадия. Непреодолимой потребности нет, соприкосновение с предметом желания происходит случайно и хаотично.
  • Первая стадия. Использование вредной привычки позволяет сгладить влияние стресса, быстро достичь удовольствия, компенсировать негатив.
  • Вторая стадия. Психика перестраивается, потребность во внешнем стимуле возрастает. Его позитивное действие сокращается, негативные последствия становятся заметнее.
  • Третья стадия. Личность растворяется в аддикции. В случае употребления наркотиков зависимость оканчивается смертью.

Начиная со второй стадии индивид нуждается в помощи. Химические зависимости требуют медикаментозного лечения.

Структура самосознания

Самосознание включает в себя три элемента.

Когнитивный (самопонимание)

Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.

Эмоционально-оценочный (самоотношение)

Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.

Поведенческий, или волевой (саморегуляция)

Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.

Самоактуализация

Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.

Самооценка

Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.

Уровень притязаний

Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.

Про влияние окружения на успех человека

Может быть, это просто элементарное везение? Что если нет никакой взаимосвязи между окружением человека и его успешностью? В жизни бывает так, что золотые медалисты выпускаются, заканчивают престижный ВУЗ, но после этого работают на невысокой должности среднего звена и живут посредственно. «Светлая голова» и «надежда школы» работает в крупной корпорации бывшего двоечника. Что с ним не так?

Вопросом влияния тех, кто вас окружает на успех занялись ученые. И вот, что обнаружил Томас Леонард, основатель организации Международной Федерации Коучинга: он вывел, так называемую формулу успеха. Двадцатилетний опыт коучера позволил определить составляющие успеха. Успех – это 50% Вашего окружения, 40% мыслей и лишь 10% знаний.

Знания и навыки

Знания и навыки – это всего 1/10 составляющая успеха. Начиная с первого класса школьной скамьи, учителя и родители в один голос твердили: «Главное – это отличная учеба, и прекрасное будущее у тебя в кармане». Но так ли это, давайте разбираться. В век нескончаемого потока информации из телевидения и интернета знания – не такой уж клад. По мере надобности мы можем развиваться в той или иной сфере без помощи преподавателей. Читай, поглощай новые знания и применяй на практике. Как вы понимаете одних знаний не достаточно.

Мышление

Наши мысли материальны – это не просто слова. Окружение человека влияет на формирование мыслей. Видна прямая взаимосвязь тех, кто вас окружает и успешности. Римский император Марк Аврелий утверждал: «Твои мысли становятся твоей жизнью». С ним сложно не согласиться, мышление влияет на уровень жизни. От широты наших мыслей зависит насколько будет высок ее уровень и комфорт.

Одних лишь знаний не достаточно, необходим напор и уверенность в силах, а именно с позитивным мышлением мы формируем внутреннее спокойствие и уверенность. Мышление помогает двигаться вперед, не смотря ни на что, и преодолевать преграды без уныния. Каждое поражение приближает нас к победе – именно так должен думать человек, который хочет добиться своей цели. Задумайтесь о Вашем окружении, если такие мысли не посещают Вас.

Окружение человека

Окружение человека – это не только люди, это книги, фильмы, социальные сети. Задумайтесь, на что вы тратите свое время больше всего? Получаете ли от этого удовлетворение в моральном и духовном плане? Влияние тех, кто вас окружает на успех очень велико

Поэтому к выбору нужно подходить с особой осторожностью

Не стоит опасаться каждого человека на нашем пути, немедленно «сканировать» его взглядом, выяснять уровень его достатка. Присмотритесь к собеседнику внимательно, пусть “поработает” Ваша интуиция. Не стоит ее недооценивать. Мы – это среднеарифметическое значения пяти самых близких нам людей. Теперь понимаете всю серьезность вопроса окружения. Необходимо постоянно повышать его качество.

Основные свойства

Предметность

Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.

Целостность

Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.

Структурность

Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.

Постоянство

Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия

Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля

Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:

  1. По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т.д.).
  2. По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).

Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.

Активность

Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия. 

Осмысленность

Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:

  1. Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
  2. Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
  3. Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
  4. Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.

Субличности в психологии

Понятие субличность это в психологии такая метафора, которая обозначает, что внутри каждой личности есть несколько маленьких существ, с которыми реально работать, решая различные проблемы. Разные условия жизни, обстоятельства, мировоззрение не одинаково влияют на образ жизни человека, понимание ним сложных ситуаций, взаимоотношений. Часто неосознанно, подчиняясь тем или другим обстоятельствам, мы выбираем свой стиль поведения, вырабатываем внешний образ, эмоции, поступки, набор жестов, позы, мысли, привычки. Ассаджиоли все это называл паттернами субличности, это что-то, что имеет сходство с миниатюрной личностью. Каждая такая часть, как живое создание, что занимает место в психике индивида, ведет существование со своими ценностями, мотивами, которые могут совсем не соответствовать и сильно отличаться от ценностей, мотивов существования других частей. Их численность и характеристики зависят от осознанности человека, его фантазии, от его реальных личностных качеств, готовности человека увидеть в себе ту или другую субличность.

Субличности развиваются путем повторения одинаковых приобретенных реакций, далее в процессе, имея свои желания, потребности, пытаются их реализовывать, конфликтуя между собой. Этот процесс есть бессознательным. Данные части личности выражают себя через тело, чувства, мысли, поведение. При этом, каждая субличность, заявляя о своих потребностях, о своих желаниях, говорит от имени целой личности. Часто мы систематически принимаем неэффективные решения, делаем неадекватные поступки, которые не хотели делать, но изменить что-то нам кажется невозможным, потому как это сопровождается борьбой внутренних голосов, частей личности. Но человек в лучшем варианте принимает эти решения как свои, от целой личности, в худшем – будет обвинять других людей в своих проблемах.

Работа с субличностями человека эффективно применяется в психотерапии, чаще в психосинтезе и НЛП. Когда клиент обозначит какую-то из своих частей, их индивидуальные качества, способы поведения, то он с помощью психолога может контактировать с ней, выяснять причины своего неадаптивного поведения, реакций, особенности физиологии.

Работа с субличностями дает возможность клиенту увидеть и сполна оценить происходящее в жизни, что идет не так, поменять отношение и иметь возможность изменить поведение. В основном субличность это в психологии часть личности, что имеет свои характеристики и способности индивида, может уходить далеко в подсознание, в прошлое, может устанавливать контакты и взаимоотношения со своими субличностями, договариваться с ними. Априори это такие части личности человека, существование которых, помогает ему искать варианты выхода из проблемных ситуаций, защищает психику и играет исключительно положительную функцию для его личности. Такие части имеют позитивные намерения.

В терапевтической работе с субличностями предлагается рассматривать их по принципу строения психики — это сознание, подсознание и сверхсознание.

Работа с субличностями в терапии происходит так:

— распознавание частей личности, осознание их;

— принятие;

— координация, трансформация субличности;

— интеграция;

— синтез частей целого «Я»

Основная задача для психолога — это выделить и объединить отдельные и самостоятельно действующие субличности человека в единое гармоничное целое «Я», и научить человека управлять ими сознательно, а не прятать в безсознательное.

Причины возникновения психосоматических заболеваний

Метафизиология, причины и лечение психосоматических заболеваний структурированы психологами и представлены в виде таблиц. Наибольшей популярностью пользуются таблицы В. Синельникова и Луизы Хей.

Полная таблица по Синельникову

Валерий Синельников – отечественный врач и психолог, гомеопат и автор книг по исцелению души и тела. Предлагаем вам познакомиться с его таблицей болезней:

Соматические расстройства
Психическая причина болезни
Головная боль
Лицемерие, противоречие мыслей и чувств.
Насморк
Подавленные эмоции, слезы, грусть.
Цистит
Злость и раздражительность в отношении мужчин или своего сексуального партнера.
Кашель
Подсознательное желание привлечь внимание, заявить о себе, выразить свое мнение.
Понос
Страх, тревога, потребность в безопасности. Часто понос случается перед важным событием, например, экзаменом.
Запор
Невозможность расстаться с болезненным прошлым, нелюбимой работой или болезненными отношениями

Скупость и жадность к деньгам.
Ангина
Подавленный гнев, просящийся наружу. Неспособность постоять за себя, попросить о помощи, выразить себя и свои чувства.
Герпес
Предвзятое отношение к людям, невысказанные обвинения и колкости.
Маточное кровотечение
Обида, злость, утечка радости из жизни.
Тошнота, рвота

Неспособность принять и переварить что-то, подсознательные страхи.
Геморрой, трещины
Неохотное избавление от старого и ненужного. Злость, страх, боль потери.
Молочница
Неуверенность, страх потерять привлекательность, страх несовершенства, агрессия к партнеру.
Аллергия
Подавленные эмоции и недостаток самоконтроля.
Болезни почек
Гнев, злость, обида, ненависть, осуждение, критика, стыд, страх неудачи.
Желчный пузырь
Накопившаяся злость, гнев, раздражительность

Это далеко не весь перечень болезней, представленный в таблице Синельникова. Познакомиться с полной таблицей можно в нашей статье «Психосоматика болезней, психологические причины болезней» и в книге автора «Возлюби болезнь свою».

Психосоматика заболеваний Луизы Хей

Луиза Хей одна из первых занялась подробным изучением и структурированием психосоматических болезней. Главной причиной любых заболеваний психолог называет негативное мышление и нелюбовь человека к себе. А бороться с недугами предлагает при помощи аффирмаций. Предлагаем вам познакомиться с алфавитной таблицей Луизы Хей:

Болезнь Психологическая причина Аффирмация
Аменорея Отрицание женственности Я горжусь тем, что я женщина.
Апатия Страх, глубокое чувство подавленности Я в безопасности. Я разрешаю себе выражать чувства.
Астма Подавленные слезы, усталость Я сам отвечаю за свое будущее. Я свободен.
Бессонница Муки совести, сомнения Я все делаю правильно. Я благодарен каждому дню.
Близорукость Страх перед будущим Жизнь безопасна. Все идет своим чередом.
Бородавки Непринятие внешности Я люблю и принимаю себя, я красивый.
Гастрит Ощущение безвыходности Я в безопасности. Я верю в себя и свои силы.
Гипертиреоз Злость на самого себя за то, что не можешь реализоваться как личность. Я ценю и люблю себя. Я достойная личность.
Головная боль Непринятие себя, критика и требовательность Я в безопасности, ценю и принимаю себя.
Диабет Глубокая неудовлетворенность жизнью Я разрешаю себе получать удовольствие от жизни.
Колики Завышенные требования к окружающим, недовольство ими Я спокоен и умиротворен.
Кровотечение Утечка радости из жизни Я разрешаю себе получать удовольствие от жизни. Моя жизнь полна радости.
Мозоли Застревание в  прошлом, страхи, связанные с прошлым Я отпускаю прошлое, открываюсь новому и радостно иду вперед.
Ожирение Потребность в любви и защите, агрессия Я люблю и принимаю себя. Я в безопасности.
Опухоли Сожаление, обида Я отпускаю прошлое и с радостью иду в будущее.
Печень (заболевания) Самообман, самооправдание, накопившийся негатив Я открыт для любви и развития.
Почки (камни) Старый негатив Я с удовольствием избавляюсь от негатива.
Простуда Усталость, обида Я в гармонии с собой, моя жизнь полна радости
Рак Ненависть, обида, старые раны Я отпускаю прошлое и вступаю в новую счастливую жизнь.
Сердечный приступ Безрадостное существование Я излучаю и принимаю любовь.
Спастический колит Боязнь отпустить что-то, сомнения Все идет своим чередом. Жизнь приготовила для меня только хорошее.
Судороги Желание удержать что-то, ухватиться за что-то Я в мире и гармонии с собой, я спокоен.

Найти полную таблицу можно в нашей статье «Ментальные причины различных заболеваний» и в книге автора «Исцели себя сам».

Как корректировать завышенную самооценку

Завышенная самооценка – прямой путь к одиночеству. Из-за нее с человеком не хотят общаться сначала коллеги по работе, потом отдаляются родственники и друзья. В конечном итоге человек остается совершенно один.

Сравнение адекватной и неадекватной самооценки

Чтобы привести самооценку в норму, необходимо исходить от возраста индивида.

Если речь идет о ребенке, то коррекционная работа должна проводиться в совокупности со следующими рекомендациями:

  1. Родителям необходимо принимать ребенка вне зависимости от наличия у него негативных или положительных качеств.
  2. Забота от близких людей должна исходить 24 часа в сутки. Нельзя лишать малыша тепла и ласки из-за неправильных поступков с его стороны, даже если он совершил плохой поступок.
  3. Не стоит хвалить внешность ребенка, сравнивая ее с другими детьми. Даже если он очень красивый, другие дети не должны быть занижены.
  4. Если социальный статус семьи находится на высшем уровне, нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал свое превосходство из-за финансового положения.
  5. Не стоит требовать со школьника только хороших оценок в школе. Подростка нужно приучать к восприятию ошибок как к чему-то естественному и нормальному.
  6. Чтобы ребенок мог правильно развиваться, следует учить его ставить перед собой цели и разрабатывать варианты их достижения. Не стоит ставить в пример других детей. Это может понизить самооценку юной личности.
  7. Не стоит ограждать его от трудностей. Именно они помогут сформировать у малыша ощущение собственных возможностей. Бороться должен уметь каждый человек – нельзя лишать его этого опыта.
  8. Необходимо учить детей брать на себя ответственность за совершенные поступки. Любое действие имеет последствия, об этом ребенок должен помнить.

Психокоррекция самооценки у взрослого человека требует более тщательного подхода.

Несмотря на это, существует ряд рекомендаций, которые могут приблизить самооценку человека к ее нормальному состоянию:

  1. Необходимо осознать наличие проблемы – завышенной самооценки.
  2. Не стоит агрессивно относиться к мнению окружающих. Нужно стараться выделить в каждом из них несколько достоинств, которые обязательно пригодятся в жизни.
  3. Не следует обижаться на критику. Конструктивные замечания всегда можно принять к сведению.
  4. Не стоит винить в неудачах других людей. Если дело потерпело крах, следует в первую очередь проанализировать свои действия, выявить ошибки и сделать выводы на будущее.
  5. Не нужно идеализировать себя и людей. У каждого есть свои положительные и отрицательные стороны. Наличие недостатков – не повод заниматься самобичеванием или критикой других.
  6. Не стоит сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек – личность со своим «набором» качеств, интересов, взглядов. Нет двух одинаковых людей. Стать другим – не получится, поэтому сравнением заниматься бессмысленно.
  7. Необходимо учиться прощать, просить помощь, извиняться. Каждый может ошибиться, оступиться или вспылить.

Невозможно насильно заставить взрослого человека изменить свою самооценку. Любые попытки могут столкнуться с агрессией и конфликтом с его стороны. К решению измениться он должен прийти сам. Только в этом случае можно ожидать положительного исхода.

Как можно определить свой собственный уровень притязаний?

Определить свою степень притязаний любой желающий может с помощью специальных тестов или же при обращении к опытному психологу. Подобный анализ может потребоваться, если человек не может достичь той или иной цели. Вполне вероятно, что желаемый уровень не совпадает с личностными характеристиками человека. Возможно, потребуется снизить свои желания или же поработать над усовершенствованием своих личностных качеств.

Если у индивидуума есть определенная цель, но он не может ее достичь, лучше пересмотреть свое отношение к себе, научиться чему-то новому и измениться так, чтобы можно было соответствовать своим стремлениям, а не занижать их.

Рационализация в психологии

Рационализация в психологии это термин, введенный З.Фрейдом, а впоследствии и целая концепция, разработкой которой занималась А.Фрейд. Направлена рационализация на избегание внутриличностного конфликта, путем объяснения случившихся событий с точки зрения сознательного выбора, тогда как в реальности действия и выбор осуществлялись не контролирующей частью сознания, а под руководством бессознательных мотивов.

Рационализация – защитный механизм, позволяющий скрыть неприятные или неугодные мысли и чувства не только от общества, но также от самого себя. Являясь наиболее распространенным механизмом защиты психики от фрустрирующих моментов, рационализация не имеет ничего общего с намеренным обманом или попытками оправдаться. Весь механизм действия происходит вне контроля сознания, но может носить логическое обоснование и иметь под собой вполне существенные аргументы. Однако в построении рационализаторских концепций наличествует лишь малая доля истины, а остальное замещается фантазией и подменой понятий, что несет в себе угрозу для личности человека.

Мир рационализатора прост, строен, предсказуем, сам человек уверен, с повышенной самооценкой и сохраненным самоуважением. При таком подходе нарушена живая связь с реальностью и недоступны новые источники получения опыта, который часто приходит через болезненные ощущения. Обедняется сама личность человека, из которой вырезаются все негативные (относительно убеждений человека), но возможно вполне полезные (эволюционно) навыки, чувства и желания.

Рационализация в психологии это достаточно широкое по спектру проявления понятие – от защитного механизма психики нормального человека (не влияющего существенно на ход жизни и развития) до симптоматики психиатрической клиники, как одного из видов бреда (когда доказательная база, опирающаяся на логические построения направлена на поддержание бредовой концепции пациента).

Сложность в работе с данным типом психической реакции зависит от стадии рационализаторских убеждений. В одних случаях бывает достаточно легко показать человеку надуманность приводимых им доводов, после чего наступает работа с травматическими переживаниями, скрывающимися за не истинным объяснениями ситуации. А бывают случаи, когда логическое оспаривание и приведение любых фактов не дает никакого результата. В этом варианте моменты рационализации тесно сопряжены с непосредственной безопасностью Я человека или же стоят на страже глубокого травматического опыта. При наличии столь сильного сопротивления не имеет смысла силой ломать защиту, так как есть высокая вероятность, что психика не обладает в данной временной точке необходимыми ресурсами для интеграции опыта, который придется пережить в случае убирания защитной заслонки. В данном контексте имеет смыл сначала поработать над поиском ресурсов и подбираться к травматичной области аккуратно, ориентируясь на готовность клиента к контакту с собственным переживаниями.

Способы рационализации имеют два проявления – человек либо оправдывает себя, либо ищет объяснения в факторах, не имеющих отношения к его персоне (обстоятельства, действия других). Какое бы направление (относительно внутреннего мира или внешних факторов) не носила рационализация, стоит, прислушиваясь к действительности уловить тот момент, когда данный механизм приобретает серьезные объемы и становится непробиваем при простом разговоре и указании фактов

Также следует обратить внимание на длительное использование рационализации для обезболивания в месте повторяющихся случаев или относительно всего мира, как способ существования. В таких случаях стоит заглянуть к психотерапевтам, основная работа которых при снятии рационализации сводится к умению показать, что реальный мир не так ужасен, а истинные поступки и желания не приведут к глобальным катаклизмам

Что можно жить счастливым человеком, имея недостатки, негативные эмоции, агрессивные мысли – стоит лишь посмотреть, что так живут многие и найти свой собственный способ организации окружающего пространства так, чтобы мир или сам человек себе не был противен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector