Школьная дезадаптация: диагностика, профилактика, коррекция. рекомендации по оказанию помощи младшим школьникам и подросткам

Школьная дезадаптация ребенка: причины и предупреждение | medeponim.ru

Диагностика школьной дезадаптации

Школьную дезадаптацию на начальном уровне может диагностировать лишь учитель. Для этого требуется оценить уроки в целом, отметить, у кого из детей возникают периодические сложности в усвоении материала, темпе работы, выполнении домашних заданий.

Учитель может заметить у ребенка следующие сигналы дезадаптации:

  • быстрое истощение на уроках и снижение работоспособности (ребенок много крутится, не может долго усидеть за партой, зевает, играет со школьными принадлежностями, не может повторить, о чем только что говорилось на уроке);
  • повышенная утомляемость (внешний вид: ярко-красные щеки, синева над верхней губой, отказ от игр и общения с одноклассниками, отсутствие инициативы на уроках, агрессия по отношению к сверстникам, ходьба на носочках);
  • ошибки в письменных работах (выполнены не по порядку, много помарок и исправлений, не соблюдены правила ведения тетрадей, не вовремя сдаются домашние задания, пропущены буквы в словах);
  • повышенная тревожность при хорошей успеваемости (боится ответов у доски, сомневается в своих способностях, реагирует на замечания слезами или агрессией, при ответах теребит одежду, делает много движений руками, часто моргает или облизывает губы).

Если часто начинает проявляться хоть какой-то из признаков, то учитель обязан побеседовать с родителями и подключить школьного психолога.

Дальнейшее обследование выглядит следующим образом:

  1. Психолог проводит необходимые диагностические методики.
  2. Собирает и анализирует полученные данные, критерии школьной дезадаптации, при необходимости еще раз беседует с ребенком.
  3. Школьник проходит обследование у врача.
  4. Психолог беседует с педагогом, соотнося все результаты с наблюдениями.
  5. Педагог и психолог доносят всю информацию до родителей.

Виды школьной дезадаптации

Перед тем, как описать виды школьной дезадаптации нужно выделить её критерии:

— неуспеваемость в учебе по программам, которые отвечают возрасту и способностям школьника, вместе с такими признаками, как второгодничество, хроническая неуспеваемость, дефицит общеобразовательных знаний и отсутствие необходимых навыков;

— расстройство эмоционального личностного отношения к процессу обучения, к учителям и к жизненным возможностям, связанным с учебой;

— эпизодические неподдающиеся корректировке нарушения поведения (антидисциплинарное поведение с демонстративным противопоставлением себя другим ученикам, пренебрежение правилами и обязательствами жизни в школе, проявления вандализма);

— патогенная дезадаптация, что является следствием нарушения работы нервной системы, сенсорных анализаторов, болезней головного мозга и проявлений разных страхов;

— психосоциальная дезадаптация, которая выступает в качестве половозрастных индивидуальных особенностей ребенка, что обусловливают его нестандартность и нуждаются в особом подходе в условиях школы;

— социальная дезадаптация (подрыв порядка, моральных и правовых норм, асоциальное поведение, деформация внутренней регуляции, также социальных установок).

Выделяют пять основных типов проявления школьной дезадаптации.

Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, выражающая неуспешность ребенка в процессе обучения программам, соответствующих способностям школьника.

Второй тип школьной дезадаптации – эмоционально-оценочный, который связан с постоянными нарушениями эмоционально-личностного отношения как к процессу обучению в целом, так и к отдельным предметам. Включает в себя тревогу и переживания относительно возникающих в школе проблем.

Третий тип школьной дезадаптации – поведенческий, он заключается в повторении нарушения форм поведения в школьной среде и обучении (агрессивность, нежелание идти на контакт и пассивно-отказные реакции).

Четвертый тип школьной дезадаптации – соматический, с ним связанны отклонения в физическом развитии и здоровье школьника.

Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, он выражает затруднения в определении контактов, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Уровни развития

Виктор Ефимович Каган (доктор медицинских наук, клинический психолог, психиатр и психотерапевт) вплотную занимался вопросами школьной дезадаптации. Он выделял в процессе её развития следующие этапы.

Виктор Ефимович Каган

Педагогический

Когда ребёнок попадает в некомфортную ситуацию, он испытывает не только психологическую фрустрацию, но и физиологические проблемы, которые на данном этапе выражаются:

  • аффективной лабильностью;
  • невозможностью длительного умственного и физического напряжения;
  • невыносимостью громких звуков, резких запахов, яркого света;
  • нетерпеливостью;
  • неусидчивостью;
  • перепадами настроения;
  • повышенной утомляемостью;
  • потерей самообладания;
  • проблемами с засыпанием и пробуждением и др.

Все эти астенические проявления на данном этапе наблюдаются только при возникновении конфликтной, проблемной ситуации, носят неустойчивый характер и легко поддаются коррекции.

Психологический

Если ребёнок не получает помощи извне и не может справиться с ситуацией, он начинает психологически защищаться через асоциальные поступки: отказывается выходить к доске, идти с утра в школу, выполнять требования учителя и т. д. В 95% случаев взрослые (педагоги и родители) вместо того, чтобы разобраться с причинами такого поведения, усугубляют ситуацию: ругаются, наказывают, ставят плохие оценки.

В связи с этим на данном этапе астенические нарушения приобретают постоянный характер и усугубляются. Если раньше ребёнок просто не мог долго уснуть, теперь он страдает от бессонницы. Если прежде он мог отказаться от обеда, но, проголодавшись, съедал ужин, то здесь может наблюдаться полная потеря аппетита. В подростковом возрасте это чревато пищевыми расстройствами, анорексией. Реакция психологической защиты начинает распространяться и на внешкольную деятельность.

Состояние требует помощь квалифицированного психолога. В большинстве случаев он её не получает и переходит в разряд «глубоко трудных детей с асоциальным поведением».

Физиологический

Не найдя выхода из сложившейся ситуации, ребенок распространяет своё предвзятое отношение на всех окружающих. Если в начале развития школьной дезадаптации у него случился конфликт только с одним учителем, теперь он считает, что абсолютно все взрослые не способны его понять, а значит, не нужно и пытаться наладить с ними контакты. Если поначалу ему физически трудно было просыпаться и не опаздывать на уроки, сейчас он перестаёт контролировать этот момент и практически всегда приходит не вовремя.

От простого асоциального поведения дезадаптация отличается тем, что с каждым разом соматовегетативные проявления становятся всё более глубокими и могут перейти в хронические неврозы. Они, в свою очередь, приводят к нарушениям в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Становится понятным утверждение медиков, которые заявляют, что состояние здоровья большинства подростков продиктовано психологическими проблемами. И одной из самых частых является как раз запущенный и уже устоявшийся синдром школьной дезадаптации.

По своей длительности этапы формирования дезадаптации у каждого школьника индивидуальны. Но чем раньше будет оказана психолого-педагогическая помощь и поддержка со стороны родителей, тем больше шансов на успешную коррекцию и отсутствие осложнений в плане психического и физического здоровья.

Здесь особое внимание стоит обратить на то, что даже на последнем этапе поведение ученика может измениться в лучшую сторону под влиянием определённых факторов, т. е

психологически он может постепенно начать приходить в норму. Однако те соматовегетативные проявления, которые он приобрёл, останутся с ним и будут требовать постоянного медицинского контроля.

Классификация

В зависимости от причин:

  • физиологическая / патогенная;
  • социально-психологическая.

В зависимости от характера проявления:

  • поведенческая / явная;
  • глубинная / скрытая.

В зависимости от области проявления:

  • мировоззренческая / социально-идеологическая;
  • коммуникативная;
  • субъектно-личностная.

По глубине охвата:

  • общая / полная;
  • частная / частичная.

По характеру возникновения:

  • первичная;
  • вторичная.

В настоящее время для диагностики и коррекции у детей и взрослых применяются все вышеперечисленные классификации. Такое разнообразие позволяет не упустить ни один аспект в описании нарушения, а это, в свою очередь, помогает подобрать наиболее успешные инструменты коррекции.

Причины школьной дезадаптации

Ученые выделяют несколько основных причин школьной дезадаптации, сюда входят:

  • неподготовленность ребенка к условиям школы
  • недостаток знаний, несформированность психомоторных навыков
  • недостаточная усидчивость, проблемы с выдержкой
  • неспособность выполнять задания в одинаковом темпе вместе со всеми учениками
  • невозможность наладить контакт со сверстниками и одноклассниками
  • низкий уровень познавательной деятельности

Иногда семейные отношения могут стать причиной дезадаптации ребёнка к школе. Бывают случаи, когда родители очень остро реагируют на школьные неудачи своего ребенка, ребенок очень близко воспринимает эти проблемы. Ребенок боится ошибиться и разочаровать своих родителей.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Немаловажную роль в проблемах школьной дезадаптации играют и сами педагоги. Бывают ситуации, когда учитель не может найти правильный подход к ученику, найти точки соприкосновения, что ведет к негативной реакции ученика.

Особое внимание заслуживает дезадаптация школьников подросткового возраста. В этом возрасте у них возрастает потребность в самовыражении, часто через поведение

Немалое влияние оказывают и сверстники на адаптацию школьников. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

Когда известно, по каким причинам происходит школьная дезадаптация ученика, появляется возможность вовремя с ней справиться.

Бывают случаи, когда школьная дезадаптация выражается не в проблемах с успеваемостью и дисциплиной, а имеет психогенный характер.

Социальная дезадаптация детей

Значимость проблем социальной дезадаптации детей определяется сложившейся ситуацией в социуме. Современную ситуацию, которая сложилась в обществе, следует рассматривать как критическую. Последние исследования  показывают резкий рост среди детей таких негативных проявлений, как педагогическая запущенность, отсутствие желания обучаться, задержка психического развития, быстрая утомляемость, плохое настроение, истощение, чрезмерная активность и подвижность, отсутствие целенаправленности в умственной деятельности, проблемы с концентрацией внимания, ранняя наркотизация и алкоголизация.

Очевидно, что на образование перечисленных проявлений непосредственно воздействуют биологические и социальные обстоятельства, тесно взаимосвязанные и обусловленные, в первую очередь, трансформирующимися условиями жизнедеятельности детей и взрослых.

Проблемы социума непосредственно отображаются на семье в целом и детях в частности. Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что сегодня 10% детей характеризуются различными отклонениями в развитии. Большинство детей от младенчества и до подросткового возраста имеют какую-либо болезнь.

На социальную адаптацию взрослого молодого человека воздействуют условия его формирования в детском и подростковом возрастах, его социализация в социальной детской среде. Поэтому и возникает существенная проблема социальной и школьной дезадаптации ребенка. Главной ее задачей является предотвращение – профилактика, и коррекция, т.е. методы, направленные на исправление.

Дезадаптированный ребенок – это ребенок, который отличается от своих сверстников по причинам проблем с адаптацией в жизненной среде, отразившихся на его развитии, процессах социализации, способности находить решения естественным для его возраста задачам.

В принципе большинство детей довольно быстро и легко, без особых трудностей, преодолевают состояния дезадаптации, с которыми они встречаются в процессе жизнедеятельности.

Основными причинами нарушения в социальной адаптации детей, их конфликтности могут быть особенности личности или психики, такие как:

остутсвие элементарных коммуникационных навыков;

неадекватность в оценивании себя в процессах общения;

завышенные требования к людям, которые их окружают. Это проявляется особенно остро в тех случаях, когда ребенок интеллектуально развит и характеризуется умственным развитием выше среднего в группе;

эмоциональная нестабильность;

преобладание установок, которые препятствуют коммуникативным процессам. Например, унижение собеседника, проявление своего превосходства, что превращает общение в соревновательный процесс;

боязнь общения и тревожные состояния;

замкнутость.

В зависимости от причин возникновения нарушений в социальной дезадаптации ребенок может или пассивно подчиняться выталкиванию сверстниками из своего круга, или сам уходить озлобленным и с желанием отомстить коллективу.

Отсутствие коммуникационных навыков является довольно значимой преградой для межличностного общения детей.  Навыки можно развить при помощи поведенческих тренингов.

Социальная дезадаптация часто может проявляться в агрессии ребенка. Признаки социальной дезадаптации: заниженная самооценка наряду с завышенными требованиями к сверстникам и взрослым, отсутствие желания общаться и боязнь общения, неуравновешенность, проявляющаяся в резкой смене настроения, демонстрации эмоций «на людях», замкнутость.

Дезадаптация довольно опасна для детей, так как она может привести к следующим негативным последствиям: личностным деформациям, задержке физического и психического развития, возможным дисфункциям мозга, типичным расстройствам нервной системы (подавленности, заторможенности или возбудимости, агрессивности), одиночеству либо самоотчуждению, проблемам во взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, к подавлению инстинкта самосохранения, суициду.

Методы корректировки

Арт-терапия

Если у ребенка возникли какие-то трудности в школе, необходимо моментально предпринимать какие-то действия, чтобы устранить возникшие проблемы

Важно установить контакт с самим малышом. Необходимо, чтоб у родителей с сыном или дочкой были созданы доверительные отношения, иначе они не смогут понять проблему, которая сформировалась у ребенка, а также не получится с ней справиться

Беседа. Если Вы хотите, чтобы ваш малыш Вам доверял, то нужно, как можно чаще с ним разговаривать, не игнорировать, когда он пытается заговорить. Помните о том, что любому человеку нужно живое общение. А если Ваш малыш достаточно стеснителен, то ему тем более не обойтись без него, ему нужно чувствовать себя значимым в этой жизни. Общаясь с ребенком, не стоит сразу задавать вопросы о том, что его беспокоит, для начала поговорить о чем-то другом, несущественном. Со временем малыш сам почувствует, что Вам можно доверять, раскроет себя, расскажет о наболевшем. Не нужно поторапливать его и преждевременно давать оценку происходящему.
Арт-терапия. Родители могут предложить своему малышу нарисовать на бумаге то, что его сейчас беспокоит. В данной ситуации ребенок изобразит школу или свой класс

Важно не мешать ему при этом, пусть рисует все, что хочет, не отвлекайте его, пока рисунок не будет закончен полностью. Это очень важно, ведь это способ избавить малыша от повышенной тревожности.
Обучаем ребенка общаться со сверстниками

Данный совет подходит, если у малыша имеются с этим трудностям. Не исключено, что ребенок просто стеснительный, ему тяжело заговорить с другими детьми, а может ему неинтересно находиться рядом с одноклассниками. Вам нужно понять, что для ученика очень важно быть внутри коллектива, а не за его границами. Поймите, что дезадаптация подрывает уверенность в себе, лишает сил. Ребенку крайне важно ощущать себя частью школьного сообщества. Поймите, если его в классе травят, то это серьезное испытание для неокрепшей психики. В такой ситуации очень важно повысить самооценку, поработать над его страхами.
Проблемный предмет. Ситуация, если все причины дезадаптации кроются в предмете, который ребенку не дается. В данном случае необходимо найти репетитора, который смог бы подтянуть ребенка по этому уроку. Малыш должен ощутить, что трудности можно преодолевать, прикладывая определенные усилия. В данной ситуации недопустимо обвинять ребенка в том, что он плохо учится, что запустил материал, нельзя оставлять его наедине с этой проблемой. Вы должны понять, что подобные действия отобьют желание учиться в принципе.

Психолог при общении с ребенком обратит внимание на следующие моменты

  1. Выяснит, какой является социальная среда ученика, какие условия его развития присутствуют, соберет полный анамнез всех вопросов, которые его волнуют. Будет оценено психофизическое развитие, учтутся индивидуальные особенности ребенка, будут проведены специальные тестирования, которые соответствуют возрасту ученика.
  2. Будет выявлен внутренний конфликт, который ведет к развитию кризисных ситуаций.
  3. Специалист разберется с факторами, которые влияют на возникновение проявлений дезадаптации.
  4. Будет составлена специальная программа коррекции, которая будет ориентирована на индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Виды школьной дезадаптации

Природа этого психологического явления не однообразна и может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Наиболее частыми являются следующие виды школьной дезадаптации учащихся:

  1. Социальная. Характеризуется категорическим отрицанием моральных установок общества, антисоциальным поведением школьника, полной деструкцией системы его внутренней регуляции.
  2. Психосоциальная. Обусловливается психологическими и половозрастными особенностями развития школьника. Степень выраженности является лакмусовой бумажкой на предмет отсутствия индивидуального подхода к каждому ученику.
  3. Патогенная. Вызывается нарушениями в функционировании головного мозга, нервными расстройствами, а также разнообразными фобиями ребенка.
  4. Интеллектуальная. Проявляется в основном у учащихся старших классов и напрямую связана с теми «пробелами» в знаниях, которые не были «закрыты» в процессе обучения раннее.
  5. Эмоциональная. Главный признак этого вида дезадаптации учащихся — повышенный уровень тревожности, переживаний за успеваемость. Все это обычно сопряжено с высокой мотивацией и низкой самооценкой.

Родителям и учителям следует помнить, что все эти разновидности дезадаптации могут переплетаться и создавать сложный комплекс психологических отклонений. Принимать меры для его устранения необходимо безотлагательно. Как и в случае с медицинскими проблемами, здесь так же верен извечный принцип – «лучше предотвратить, чем лечить».

Причины дезадаптации

Согласно исследованиям Т. С. Копосовой, 30-48 % первоклассников страдают задержкой развития, что затрудняет адаптацию к школе. Первопричины данного явления кроются в детско-родительских отношениях.

  • Дети с задержкой психического или физического развития, как правило, лишены внимания, любви, заботы; с ними мало общаются, взаимодействуют.
  • То есть в возрасте до 7 лет дети не получали надлежащего ухода, удовлетворения потребностей.
  • При соответствующей коррекционной работе можно преодолеть задержки, дезадаптацию и добиться успеха в учебе.

Именно в период школьной адаптации детям важно понимающее и принимающее, теплое и поддерживающее отношение взрослых. Для успешной адаптации к школе важен:

  • учет родителями возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • понимание его возможностей и потребностей;
  • создание адекватной системы требований и ожиданий;
  • учет ближайшей зоны развития ребенка.

Как мы видим, перечисленные компоненты напрямую относятся к стилю семейного воспитания, поведению родителей, отношению к ребенку.

Можно выделить ряд возможных проблем с адаптацией, вызванных ошибками семейного воспитания (смотрите таблицу ниже).

Проблема Причина
Несфомированность навыков учебной деятельности Педагогическая запущенность, недостаточное интеллектуальное развитие ребенка; отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей
Слабое развитие школьной мотивации; направленность на нешкольные виды деятельности Стремление родителей «инфантилизировать» ребенка; психологическая неготовность ребенка, разрушение такой мотивации под воздействием неблагоприятных факторов семьи
Школьный невроз или «боязнь школы» Ребенку не позволяют выйти за границы семейной общности
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни Игнорирование индивидуальных особенностей детей
Неуверенность ребенка, незрелость учебной мотивации, неумение преодолевать трудности Ограждение детей от трудностей и самостоятельности
Болезненность ребенка, увлеченность внешкольной жизнью (общение со сверстниками) Зависимость поведения родителей от оценок ребенка (ориентация на оценки)
Отказ ходить в школу, невротические и психосоматические реакции Дискредитация школы в глазах ребенка
Повышенная тревожность, боязливость, неадекватная реакция на стресс Завышенные требования к ребенку, амбиции

Советский психиатр А. Е. Личко выделил несколько типов разрушающего родительского поведения (стиля воспитания): гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность. Подобные стили не только не помогают ребенку справиться с трудностями адаптации, но и усугубляют их, создают новые. Соответственно, рекомендуется избегать таких отношений.

Особенности течения

Возрастные особенности

Начальная школа

С одной стороны, дезадаптация детей младшего школьного возраста охватывает более 80% учащихся. Это обширный процент, в котором виноваты сразу несколько сторон: родители, воспитатели детского сада и учителя начальной школы. Каждый из них должен психологически и физически подготовить ребёнка к такому серьёзному переходу.

С другой стороны, в этом возрасте состояние быстро корректируется. Как показывает практика, благодаря стараниям учителей, психологов и всё тех же родителей, к концу 1 класса она диагностируется уже только у 20% учащихся (усреднённые показатели).

Причины социально-психологической дезадаптации у младших школьников:

  • недостаточное или проблемное интеллектуальное и психомоторное развитие;
  • неспособность контролировать собственное поведение как следствие воспитания без запретов, которое сейчас в моде;
  • физическая слабость, болезненность, астенический тип нервной системы;
  • излишняя впечатлительность;
  • гипервозбудимость;
  • отсутствие интереса к учёбе, когда ведущей деятельностью остаётся игра;
  • неадекватная самооценка.

Средняя школа

При переходе из 4 в 5 класс некоторые дети также могут плохо адаптироваться из-за того, что один учитель сменяется сразу несколькими, и внимание к нему ослабевает, а требований становится больше. Однако преподаватели и психологи сразу вычисляют таковых (их всего 5-10%) на начальном этапе формирования нарушения и проводят соответствующую работу

Старшая школа

С 8 по 11 класс резко увеличивается количество трудных подростков, у которых диагностируется школьная дезадаптация ввиду смены ориентиров (на первое место выходят друзья и самоутверждение среди них) и полового созревания. Трудности коррекции связаны именно с последним фактором, так как контролировать собственный организм подростки не могут. Изменения в гормональном фоне провоцируют перепады настроения, бунтарское поведение, нервозность и т. д. По окончании пубертатного периода всё встаёт на свои места.

Гендерные особенности

Дезадаптация чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек по ряду причин:

  • биологический фактор — уязвимость ЦНС к развитию психических расстройств выше у мальчиков;
  • полоролевой фактор — в воспитании на мальчиков оказывается большее давление (должны помогать, защищать, содержать, уступать; не должны плакать, быть слабыми и т. д.);
  • количественный фактор — девочек в классе больше, чем мальчиков, и они оказывают друг другу поддержку.

Физиологические особенности

Согласно новому образовательному стандарту, с 2016 года родители могут привести в обычные школы детей с ограниченными возможностями, которые раньше имели право учиться только в специализированных учебных заведениях. За два года существования этого Закона психологи и учителя стараются донести общественности о несостоятельности такого решения именно из-за повальной школьной дезадаптации детей-инвалидов.

В специализированных учебных заведениях им уделяли достаточное внимание для того, чтобы они привыкли к новым условиям своего существования вне дома и соблюдению норм и правил. Ритм жизни в обычной школе это сделать не позволяет

Результат — и психическое, и физическое состояние ребёнка-инвалида ухудшается.

В подростковом возрасте

Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности. Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте. В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.

Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности. Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением. В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.

У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности. Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков. Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.

На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:

  • безразличие к вредным привычкам в школьной среде;
  • отсутствие борьбы с прогулами;
  • отсутствие воспитательной работы со школьниками;
  • наличие подростков, которые бросили школу.

Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.

К характерным проявлениям СД в школе относят:

  • неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
  • неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
  • постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.

Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.

  1. Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
  2. Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
  • асоциальным поведением;
  • нарушением норм, прав и морали;
  • отчуждением от основных институтов социализации;
  • в склонности к суициду;
  • деформации системы ценностей и социальных установок;
  • внутренней саморегуляции;
  • в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
  • подростковом алкоголизме.

Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:

  • первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
  • вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания, к трудовой деятельности они относятся негативно.

Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:

  • наследственность;
  • дефекты семейного и школьного воспитания;
  • социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
  • наличие деформаций в самом обществе;
  • результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.

Виды социальной дезадаптации

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

Когда индивид наблюдает сложности в общении, нахождении в кругу других людей, испытывает внутренний дискомфорт и понимает, что ему становится сложнее привыкать к новым социальным группам, он страдает от данного недуга. Существуют разные виды дезадаптации, среди которых выделяют патогенную, психосоциальную и непосредственно социальную. Человек намеренно избегает контактов или, например, проявляет неадекватное, агрессивное отношение к окружающим.

Медицинская

Медицинская, или патогенная социальная, дезадаптация характеризуется не столько изменениями поведения, сколько предрасположенностью к ним. Отмечается, что такое явление может произойти ввиду врожденных особенностей или недостатков, в пример можно привести уровень умственного развития.

Психологическая

Социально-психологическая дезадаптация характеризуется особенностями развития организма, гормональными изменениями, психическими нарушениями. Кроме того, появлению дезадаптации способствуют страхи, особенно те, которые формируются в фобии.


Недуг может возникнуть вследствие гормональных изменений

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: