Перцептивная сторона общения в психологии

Перцептивная функция общения психология и педагогика чиконина г.в., к.п.н., доцент. - презентация

Три аспекта общения

Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой. Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.

В психологии выделяют три ключевые стороны общения:

  • коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
  • перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
  • интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.

Каждая сторона имеет ряд особенностей.

Функции социальной перцепции и предназначение

В результате оценки тех или иных объектов в сознании развиваются различные устойчивые образы этих предметов или явлений. Этот процесс непосредственно влияет на социализацию индивида:

  1. Самопознание. Человек познает себя через окружающий мир, он получает информацию о себе во время взаимодействия с пространством. Этому я научу вас на моей личной консультации. Порой восприятие индивидуальности собеседника помогает выявить важные для развития личности аспекты, скрытые интересы, стремления.
  2. Познание других людей. По-настоящему узнать партнера, проникнуться его взглядами и установками, заручиться доверием и эффективно развивать коммуникацию можно лишь в процессе налаживания взаимодействия на перцептивном уровне.
  3. Построение совместной деятельности. Базисом для дальнейшего выстраивания общей реальности является понимание и принятие. Без осознания интересов, убеждений и ценностных ориентиров партнеров нельзя создать модель эффективного контактирования с ним. Чем больше участников в группе, которым предстоит работать сообща, тем значительнее роль перцепции.
  4. Формирование эмоциональных взаимоотношений. В процессе коммуницирования между людьми возникают те или иные эмоции от симпатии, уважения или неприязни до любви и ненависти. Определить отношение к партнеру помогает перцептивное общение.

Интерактивная сторона общения

При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:

  • кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями;
  • конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели);
  • конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач;
  • корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»).

Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.

Замечание 1

Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Общество накладывает на человека определенные обязательства, которые он должен осуществлять.

Множественные ритуалы и правила обращены на регулирование поведения субъектов, которые разумно осуществляют контроль собственных действий и поступков.

Масштаб социальных норм, на основе которых работает концепция интерактивного общения, довольно велик.

Это и модели поведения, определенные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о достоинстве и чести, и простые правила воспитания и вежливости.

Одобряемая модель поведения, в которой человек стремится соответствовать, находится в зависимости от его личных черт: возраста, пола, обязанностей, социального статуса

Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости

Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли.

Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.

Пьяные сообщения

Некоторые это воспринимают как нелепость, но на самом деле пьяные звонки или сообщения своим бывшим далеко не так однозначны, как кажется. Алкоголь — это эликсир храбрости. Поэтому под его воздействием многие совершают искренние поступки, на которые не решаются будучи трезвыми. И если твоя бывшая девушка внезапно около полуночи звонит тебе и сквозь прерывистую речь говорит о том, что скучает, любит или, наоборот, упрекает за то, что «ты все испортил», то, скорее всего, она сожалеет о расставании. И выпитая бутылка вина тут совершенно не при чем.

Значение и функции общения

Интерактивная функция коммуникации направлена на выработку стратегии и тактики во взаимоотношениях и взаимодействии людей. Это вид общения предусматривает вовлечение всех участников в совместный процесс. Психологи рассматривают его разных сторон. Стадии, которые проходят участники:

  1. Пространственная.
  2. Психологическая.
  3. Социальная.
  4. Взаимодействия.
  5. Отношения.

Изначально люди оказываются в одном пространстве, притираются друг к другу, начинают активно обмениваться информацией, определяют общие цели и мотивы. Затем они вовлекаются в активный процесс реализации задуманного. В конце совместных действий выстраивается определенная модель отношений. Люди продолжают поддерживать связь и общаться либо разбегаются в разные стороны.

Интерактивное общение необходимо для выстраивания отношений с социумом, помогает человеку реализоваться как личность. Его функция заключается в налаживании контактов и выстраивании модели совместных действий. Применяется не только в деловой сфере, но и при повседневном общении с близкими людьми, членами семьи.

Что такое апперцепция?

То, в каком мире человек живет, зависит от апперцепции. Что это такое? Это однозначное восприятие окружающих объектов и явлений, что базируется на взглядах, опыте, мировоззрении и интересах, желаниях человека. Апперцепция – это вдумчивое и осознанное восприятие мира, которое поддается анализу человека.

Мир одинаков для всех людей, при этом все его по-разному оценивают и воспринимают. Причиной этого является различный опыт, фантазии, взгляды и оценки, которые дают люди, смотрящие на одно и то же. Это и называется апперцепцией.

В психологии под апперцепцией также понимается зависимость восприятия окружающего мира от прошлого опыта человека и его целей, мотивов, желаний. Другими словами, человек видит то, что хочет видеть, слышит то, что хочет слышать, понимает происходящие события так, как ему удобно. О разнообразии вариантов речи не идет.

На восприятие окружающего мира влияет множество факторов:

  1. Характер.
  2. Интересы и желания.
  3. Насущные цели и мотивы.
  4. Деятельность, которой человек занимается.
  5. Социальный статус.
  6. Эмоциональное состояние.
  7. Даже состояние здоровья и пр.

В качестве примеров апперцепции могут выступать такие случаи:

Человек, занимающийся ремонтами квартир, будет оценивать новую обстановку с точки зрения качественно сделанного ремонта, не замечая мебели, эстетики и всего остального.
Мужчина, который ищет красивую женщину, будет в первую очередь оценивать внешнюю привлекательность незнакомок, что и будет влиять на то, знакомиться с ними или нет.
Делая покупки в магазине, человек обращает большее внимание на то, что он желает купить, не замечая всего остального.
Жертва насилия будет оценивать окружающий мир с точки зрения наличия опасных сигналов, которые могут указывать на то, что возникает риск развития насильственной ситуации.

Многие психологи старались объяснить апперцепцию, что дало множество понятий данному явлению:

  1. По Г. Лейбницу, апперцепция – это достигнутое сознания и памяти ощущение через органы чувств, которое человек уже осмыслил и понял.
  2. И. Кант определял апперцепцию как стремление к познанию человека, который исходит из собственных представлений.
  3. И. Гербарт считал апперцепцию преобразованием имеющегося опыта на основе новых полученных данных из внешнего мира.
  4. В. Вундт определял апперцепцию структурированием имеющегося опыта.
  5. А. Адлер определял апперцепцию субъективным представлением о мире, когда человек видит то, что желает видеть.

Отдельно рассматривается социальная апперцепция, где человек смотрит на окружающий мир под влиянием мнения той группы, в которой он находится. Примером может послужить представление о женской красоте, которая на сегодняшний день сводится к параметрам 90-60-90. Человек поддается мнению общества, оценивая себя и окружающих людей с точки зрения данного параметра красоты.

Аспекты

Впервые перцепция проявляется на этапе визуального анализа объекта коммуникации. Так, физиогномика утверждает, что между чертами лица индивида и его психологическими особенностями есть связь. На основе оценивания внешности собеседника складываются первые предположения касательно его внутреннего мира и поведения.

Затем формируется некоторый эмоциональный контакт. Если беседа имеет неприятный контекст, вполне может сформироваться и негативное восприятие оппонента. И наоборот.

В процессе коммуницирования люди наблюдают за речью, мимикой, жестами, повадками партнера, получая вербальную, невербальную информацию о его личности.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

Перцепция тесно связана с существующими в социуме стереотипами. Их образование в процессе коммуникации может происходить под воздействием ряда обстоятельств:

  1. Фактор превосходства. Имеет место в ситуации очевидного неравенства собеседников в определенной области: по материальному положению, социальному статусу, интеллектуальным способностям. Человек часто переоценивает характерные черты тех, кто превосходит его по значимому для него признаку. И наоборот, чувствуя свое преимущество, мы зачастую недооцениваем оппонента.
  2. Степень привлекательности. Так или иначе, наше восприятие зависит от эмоциональной составляющей, в частности от симпатии или антипатии. Внешне привлекательные люди видятся как более счастливые, уверенные в себе, успешные.
  3. Фактор отношения к нам. Как правило, личности, которые относятся к нам хорошо, воспринимаются благоприятно. И наоборот, те, кто оценивает нас негативно, представляются хуже.

Все эти искажения чаще всего можно наблюдать при формировании первого впечатления о человеке. Однако для построения эффективных коммуникаций стоит помнить, что стереотипизация препятствует объективному анализу личности.

При передаче информации также могут возникать коммуникативные барьеры. Они приводят к искажению передаваемого сообщения, вызывают недопонимание между участниками беседы:

  • употребление жаргонизмов, незнакомых слов, терминов;
  • наличие эмоциональных запретов (мыслей и чувств, которые сложно или запрещено демонстрировать другому индивиду);
  • отсутствие интереса к предмету разговора;
  • отличия в точке зрения;
  • физические недостатки (проблемы со слухом или речью);
  • невозможность проанализировать поведение и состояние партнера из-за особенностей канала общения (телефон, интернет);
  • языковые или диалектические различия;
  • стремление услышать то, что хочется, а не то, что есть на самом деле;
  • отличающиеся культурные нормы;
  • разница в миропонимании и мировоззрении.

Избавиться от барьеров при налаживании коммуникации просто невозможно. Сказанная реплика всегда доходит до адресата в искаженной форме, проходя через несколько уровней его внутренней «фильтрации».

Происходит так, что в процессе беседы коммуникатор кодирует текст, а реципиент его декодирует. То есть, желая донести до собеседника информацию, необходимо вычленить ее общий смысл, который надо передать и затем «зашифровать» ее с помощью вербальных и невербальных символов. При осуществлении обратной связи можно понять, верно ли были восприняты и истолкованы переданные шифры.

Чтобы максимально эффективно выстроить процесс коммуникации, необходимо владеть контекстом, в котором строится диалог:

  • В плоскости какого социального события он происходит?
  • Это формальное или неформальное общение?
  • Это случайная встреча или взаимодействие необходимо продолжать в будущем?
  • Включены ли вы в формат игры? Серьезна и реальна ли обсуждаемая проблема?

Исходя из ответов на эти вопросы вы можете выбрать соответствующий стиль поведения:

  1. Гуманистический. Направлен на взаимное познание внутренних миров оппонентов, что порождает эмпатию.
  2. Манипулятивный. Попытка навязать собеседнику свою позицию. Механизм может использоваться как в положительном, так и в отрицательном ключе.
  3. Ритуальный. Предполагает наличие действий, ожидаемых в данных культурных рамках.

Наладить контакт поможет и трансакционный анализ. Это способ организации коммуникативного взаимодействия, основанный на регулировании позиций оппонентов. Личность каждого человека включает в себя три роли: родителя (говорит о том, что нужно делать), взрослого (гармонично сочетает желание и необходимость) и ребенка (опирается исключительно на эмоциональное «хотение»). Чтобы результативно общаться с людьми, нужно добиться того, чтобы эти категории совпадали. В противном случае есть риск невозможности правильно воспринять сказанное.

Разобравшись в контексте и выбрав подходящую манеру ведения беседы, вы можете направить разговор в нужное русло.

История

Джордж Герберт Мид

Символическое взаимодействие было задумано Джорджем Гербертом Мидом и Чарльзом Хортоном Кули . Мид утверждал, что «я» людей является социальным продуктом, но эти «я» также являются целеустремленными и творческими, и считал, что истинной проверкой любой теории является то, что она «полезна для решения сложных социальных проблем». Влияние Мида было настолько сильным, что социологи считали его единственным «истинным основателем» традиции символического интеракционизма.

Хотя Мид преподавал на философском факультете, социологи больше всего знают его как учителя, воспитавшего поколение лучших умов в своей области. Как ни странно, он никогда не излагал свои обширные идеи в книге или систематическом трактате. После его смерти в 1931 году его ученики собрали воедино классные заметки и беседы своего наставника и опубликовали от его имени « Разум, Я и общество» . Распространенное заблуждение, что Джон Дьюи был лидером этой социологической теории; согласно «Справочнику символического интеракционизма», Мид, несомненно, был человеком, который «преобразовал внутреннюю структуру теории, переместив ее на более высокий уровень теоретической сложности».

Джордж Герберт Мид

Разум, Я и общество — это книга, изданная учениками Мида на основе его лекций и преподавания, а название книги подчеркивает основную концепцию социального интеракционизма. Под разумом понимается способность человека использовать символы для создания значений для окружающего его мира — люди используют язык и мысли для достижения этой цели. Самость относится к способности человека размышлять о том, как этот человек воспринимается другими. Наконец, согласно Миду , общество — это то место, где происходят все эти взаимодействия. Общее описание композиций Мида изображает, как внешние социальные структуры , классы , власть и насилие влияют на развитие личности, личности для собраний, в которых достоверно отрицается способность характеризовать себя.

Герберт Блумер

Герберт Блумер , ученик и интерпретатор Мида, придумал термин и представил влиятельное резюме: люди действуют определенным образом по отношению к вещам, основываясь на значении, которое эти вещи уже имеют, и эти значения получены в результате социального взаимодействия и изменены посредством интерпретации. Блумер был социальным конструкционистом и находился под влиянием Джона Дьюи ; как таковая, эта теория очень феноменологически обоснована. Учитывая, что Блумер был первым, кто использовал символическое взаимодействие в качестве термина, он известен как основатель символического взаимодействия. Он считал, что «самая человечная и человечная деятельность, которой занимаются люди, — это разговаривать друг с другом». Согласно Блумеру, человеческие группы создаются людьми, и только действия между ними определяют общество. Он утверждал, что при взаимодействии и посредством взаимодействия люди могут «создавать общие символы, одобряя, упорядочивая и переопределяя их». Сказав это, взаимодействие формируется взаимным обменом интерпретациями, основой социализации.

Другие теоретики

Чарльз Хортон Кули и Уильям Исаак Томас , хотя и занимались менее влиятельной работой в этой дисциплине, считаются влиятельными представителями теории. Работа Кули по объединению общества и людей повлияла на дальнейшую работу Мида. Кули чувствовал, что общество и людей можно понять только во взаимоотношениях друг с другом. Концепция Кули о « зеркальном я » повлияла на теорию «я» Мида и символический интеракционизм. В.И. Томас также известен как представитель символического интеракционизма. Его основной работой была теория человеческой мотивации, касающаяся взаимодействия между людьми и «социальных источников поведения». Он попытался «объяснить правильный методологический подход к социальной жизни; разработать теорию человеческой мотивации; сформулировать рабочую концепцию взрослой социализации; и обеспечить правильный взгляд на отклонения и дезорганизацию». Большинство ученых согласны с Томасом.

Двумя другими теоретиками, оказавшими влияние на теорию символического взаимодействия, являются Юрьё Энгестрем и Дэвид Миддлтон. Энгестрем и Миддлтон объяснили полезность символического интеракционизма в области коммуникации в различных рабочих условиях, включая «суды, здравоохранение, разработку компьютерного программного обеспечения, научную лабораторию, продажи по телефону, контроль, ремонт и обслуживание передовых производственных систем».

Другими учеными, внесшими свой вклад в эту теорию, являются Томас, Парк, Джеймс, Хортон Кули, Знанецки , Болдуин, Редфилд и Вирт. В отличие от других социальных наук, символический интеракционизм уделяет большое внимание идеям действия, а не культуры, класса и власти

Согласно бихевиоризму , дарвинизму , прагматизму , а также Максу Веберу , теория действия внесла значительный вклад в формирование социального интеракционизма как теоретической точки зрения в исследованиях коммуникации .

Средства коммуникации

Передача какой-либо информации возможна лишь при помощи знаков или знаковых систем. Выделяют несколько знаковых систем, которые применяются в процессе коммуникации, в соответствии с ними можно выстроить классификацию процессов коммуникации. Выделяют невербальную и вербальную коммуникации, которые используют в процессе коммуникации разные системы знаков.

Замечание 2

На вербальном уровне в качестве средств передачи информации используется речь человека.

Часто высказывается мнение, что речь скрывает подлинное лицо человека, но вместе с тем, речь может показывать его, вопреки воли говорящего. Речь является одним из условий становления личности.

Невербальные средства общения представляются дополнением речевого общения. Психологи утверждают, что от 60 до 80% получаемой человеком информации, была получена используя невербальные (неречевые) средства общения.

Определение 3

Невербальная коммуникация – это комплекс неязыковых средств, знаков и символов, которые применяются для передачи сообщений и информации в ходе процесса общения.

Основные стороны общения

Структура общения включает в себя следующие стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая из них отвечает за конкретный аспект:

  • коммуникативная — передача информации между людьми;
  • интерактивная — взаимодействие между субъектами;
  • перцептивная — взаимовосприятие между контактирующими индивидами.

В единстве эти три стороны общения выступают как способ организации совместной деятельности людей и выстраивания отношений между ними. Они реализуют следующие функции общения:

  • контактная — установление взаимосвязи и поддержание контакта;
  • информационная — обмен мнениями, решениями, данными и прочей информацией;
  • побудительная — стимулирование партнера по коммуникации к деятельности, а также направление его на выполнение определенных действий;
  • координационная — согласование действий при организации совместной деятельности;
  • функция понимания — восприятие и понимание как сообщения, так и партнера по общению;
  • амотивная — обмен эмоциями, воздействие на чувства и переживания собеседника, а также на свои собственные;
  • функция установления общений — осознание и закрепление своего места в системе сообщества;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, установок, решений партнера.

Коммуникативная сторона общения

Заключается во взаимном обмене информацией. В процессе общения информация не только передается между индивидами, но и уточняется, развивается, а также формируется. Коммуникативное взаимодействие между людьми может состояться только при условии общения при помощи единой системой значений.

Коммуникативная сторона общения отвечает за:

  • передачу и прием информации — информация передается в форме сообщения, но не предполагает непосредственного изменения поведения партнера;
  • обмен указаниями — информация может выражаться в форме приказа, совета, просьбы и рассчитана на стимулирование какого-либо действия. Побуждение может быть нескольких видов: активизация (побуждение к действию в определенном направлении), интердикция (запрет нежелательных действий), дестабилизация (нарушение некоторых форм поведения партнера);
  • правильный подбор слов и аргументов — информация, которая передается между коммуникаторами, должна быть воспринята и понята с минимальными потерями в смысле.

Перцептивная сторона общения

Заключается в установлении взаимопонимания между собеседниками и улучшении отношений между ними. Общение протекает в форме восприятия и понимания индивидами друг друга.

Перцептивная сторона общения отвечает за:

  • познание себя — во время взаимодействия с другими индивидами человек получает информацию о себе;
  • познание партнера — совершается через восприятие его внешних и социальных данных, убеждений и установок, взаимообмен эмоциями;
  • организацию совместной деятельности — понимание мотивов, установок, характера партнера позволяет сформировать модель наиболее эффективного взаимодействия с ним;
  • формирование взаимопонимания — в ходе взаимодействия индивиды познают друг друга, добиваются взаимопонимания, которое можно считать базой для развития социальных отношений;
  • становление эмоциональных отношений — любое социальное взаимодействие вызывает у индивида чувства за счет взаимообмена эмоциями, формирования новых.

Перцептивная сторона выполняет следующие процессы:

  • восприятие физических характеристик собеседника;
  • оценка вербальной и невербальной информации;
  • составление эмоционального, социального и психологического портрета субъекта;
  • формирование восприятия на эмоциональном уровне;
  • развитие эффективного взаимодействия.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона связана с организацией взаимодействия

То есть индивидам важно обменяться не только информацией и эмоциями, но и организовать сам процесс общей деятельности

Существует три основных вида взаимодействия:

  • кооперация — базовый элемент для совместной деятельности, направленной на общую цель;
  • конкуренция — приводит к конфликтам, может быть как продуктивной, так и деструктивной;
  • конфликт — выявление разнонаправленных и противоположных тенденций индивидов.

Выделяют следующие компоненты, которые влияют на выбор типа взаимодействия и его корректировки в ходе общения:

  • учет планов всех сторон;
  • анализ вклада участников в процесс взаимодействия;
  • осмысление степени включенности все субъектов.

Для эффективного взаимодействия стороны должны следовать следующим правилам:

  • соблюдать нормы этикета и морали;
  • придерживаться установленным правилам взаимодействия.

1 Классическая структура общения

Полноценная совместная деятельность может быть эффективной только при установлении контакта между людьми с достижением должного уровня взаимопонимания. Для выполнения конкретного действия (например, покупка-продажа товара) взаимосвязанными компонентами станут:

  • обладание определенной информацией;
  • понимание друг друга (разговор на «одном языке»);
  • доверие между взаимодействующими сторонами.

Эти составляющие отражают модель социального взаимодействия. Существует 3 стороны общения:

  • Коммуникативная. Необходим информационный контакт. Между людьми происходит обмен сведениями. Определяются точки соприкосновения интересов. Устанавливаются договоренности, передаются знания. Выявляются цель взаимодействия и алгоритм действий.
  • Интерактивная. Сопровождается пространственно-временными изменениями. Обычно производятся какие-либо действия. Например, лектор начитывает материал, а студенты стараются записать необходимые тезисы. Пассажир передает деньги за проезд и получает взамен билет от кондуктора.
  • Перцептивная (или кратко — восприятие). Эта сторона общения важна не только для психологического комфорта собеседника, но и для эффективного взаимодействия. В идеале восприятие друг друга должно способствовать абсолютному пониманию и доверию.

Виза

Украинцам для поездки в Чили нужно оформить визу.

Коммуникативная

Чаще всего, говоря об общении, люди подразумевают именно его коммуникативную сторону.

В этом случае речь идет об обмене информацией между субъектами общественных отношений.

Люди делятся друг с другом своими мыслями, планами, идеями, взглядами. На основе полученной информации происходит построение отношений, организация деятельности.

Следует рассматривать коммуникацию не просто как бесконечный поток и прием сведений. Все стороны процесса занимают активную позицию, стремятся к пониманию предоставляемых им сведений.

Качество контакта определяется уровнем восприятия информации, ее принятием и пониманием.

Если один субъект постоянно поставляет свои идеи и взгляды, а второй их не воспринимает и даже не понимает, то говорить об эффективной коммуникации в данном случае не приходится.

Коммуникационная сторона — это способ психологического воздействия на оппонента. Во время передачи информации один человек оказывает влияние на другого. Чем выше развиты навыки общения у субъекта, тем выше уровень его воздействия на своих собеседников.

Успешные ораторы, политические и идеологические лидеры — это, прежде всего, люди с превосходно развитыми коммуникативными навыками.

Умение воздействовать на окружающих при помощи речи позволяет таким личностям завоевывать определенное положение в обществе.

Информация поставляется на двух уровнях:

  1. Побудительный. Это реплики приказного, просительного, рекомендательного характера. Они высказываются с целью стимулирования человека на совершение какого-либо действия.
  2. Констатирующий. Это речь уведомительного характера, которая направлена на предоставление каких-либо сведений. Варьируется от безразличного преподнесения до активного убеждения.

Следует учитывать, что даже у представителей одной языковой группы может возникнуть непонимание во время обмена информацией. То есть, одни и те же сведения по-разному оцениваются.

Это объясняется влиянием целого ряда факторов: возраста, социального положения, интеллектуальных способностей, эмоционального настроя и т.д.

Так, одну и ту же новость ребенок и взрослый воспринимают совершенно на разном уровне в силу возрастных особенностей психики и интеллекта.

Коммуникации возникают на межличностном уровне (между супругами, друзьями, коллегами, родственниками), на уровне группы. Например, во время завтрака в выходной день муж и жена обмениваются идеями проведения досуга.

Один участник контакта высказывает свои мысли и идеи, а второй его выслушивает.

Периодически они меняются ролями.

В итоге выстраивается эффективное взаимодействие, каждый участник которого получает возможность не только выразить свое мнение, но и получить необходимые сведения от оппонента.

Пример групповой коммуникации — проведение учителем урока в классе. Во время занятия учитель, обладающий информацией, делится с ней со своими учениками.

При этом дети имеют возможность не только воспринимать поступающие сведения, но и задавать уточняющие вопросы, высказывать свои мысли. Такая коммуникация эффективная и результативна.

В то же время, другой учитель может поставлять детям информацию в абсолютно непонятном для них ракурсе. При этом у учеников отсутствует возможность задавать вопросы, высказывать свое мнения, уточнять полученные сведения.

В такой ситуации поток информации проходит мимо субъектов, на которых он был направлен. Процесс коммуникации оказывается неэффективным.

Перцептивная сторона общения

Определение 1

Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» ‒ восприятие) ‒ процесс, появляющийся при взаимодействии людей на основании естественного общения и проходящий в форме понимания и восприятия человека человеком.

Определение 2

Перцепция ‒ это отображение индивидом на когнитивном уровне тех явлений и объектов, с которыми он встречается.

С точки зрения психологии под перцептивной стороной общения рассматривается восприятие другого индивида, осознание качеств другой личности.

Восприятие собеседника может совершаться через представление его установок, целей, взглядов и мотивов. В данном случае совершается развитие объективной оценки другой личности, качества которой не перекликаются с особенностями самого познающего субъекта.

С другой стороны, в ходе восприятия собеседника может совершаться не только его понимание, но и принятие. В данном случае все установки и ценности разделяются, согласовываются людьми.

Когда совершается такое принятие, появляются близкие межличностные отношения разного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.

С помощью перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От уровня точности тех заключений, к которым мы приходим, зависит эффективность коммуникации с индивидом. Неверное прочтение личности собеседника может спровоцировать недопонимание, конфликтную ситуацию.

Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом.

Поверхностные взаимодействия между посторонними людьми, которые продолжаются непродолжительное время, как правило, представлены только интерактивной или коммуникативной стороной либо их сочетанием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: