Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная психотерапия

Обучение

Как уже можно было понять, очень сложной и многогранной является деятельность человека, который владеет таким искусством, как танцевальная терапия. Обучение специалистов данного профиля также проходит в несколько этапов. Сама программа была создана в 1995 году. Это пока единственная методика, которая соответствует требованиям Европейской Ассоциации ТДТ. И программу осуществляет такой вуз, как Институт практической психологии и психоанализа. Находится ИППиП в Москве.

Всем обучающимся по данному направлению предстоит освоить немало дисциплин. Подготовка всесторонняя и серьёзная. К преподаванию привлечены ведущие специалисты не только из России, но ещё из США и Европы.

В ходе обучения будущие терапевты проходят теоретические семинары по ТДТ и психологическому консультированию. Также программа включает в себя супервизии. Ещё учащимся предстоит прохождение личной психотерапии и клинической практики.

История возникновения

Предпосылки

Танец с древности был неотъемлемым атрибутом ритуалов, древних целительных практик и общинной жизни. В первобытным обществе он выполнял ряд важных социально-психологических функций:

  • Сакральная (ритуальная) — танец как первичный символический язык человечества и естественный способ установления связи со священным.
  • Коммуникативная — танец как способ для передачи знаний и кодификации общения между полами и первичными группами.
  • Идентификационная — танец как способ сопричастности и признак принадлежности своему племени, без которого невозможно выживание.
  • Экспрессивная— танец как игра и первое свободное самовыражение.
  • Катарсическая (рекреационная) — танец как разрядка и способ снятия эмоционального и физического напряжения.

Несмотря на то, что целительные свойства танца были известны с первобытных времен, только в XX в. сформировались исторические предпосылки, которые обусловили возникновение и развитие ТДТ как отдельного направления психотерапии:

Появление психоаналитических школ, связанных с рассмотрением психики как сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека (Психоанализ З. Фрейда, Индивидуальная психология А

Адлера, Аналитическая психология К. Г. Юнга)
Возникновение танца модерн, в котором подчеркивалось важность личного, экспрессивного самовыражения и возникла возможность обращения к темам бессознательного. Особый вклад внесли Айседора Дункан, Рудольф Лабан, Мэри Вигман

Ученики Р. Лабана и М. Вигман стали первыми танцевальными терапевтами.
Развитие учения В. Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире (появление телесно-ориентированной психотерапии). Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. ТДТ обращается к пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В. Райхом, но практически не использует его методы работы.

История развития ТДТ

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз. Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.

В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М.Чейз получила национальное признание.

В дальнейшем развитие ее идей поддержали Мэри Уайтхаус, Бланш Эван, Труди Шуп, которые начали применять танец в качестве способа лечения людей с «военным неврозом» (ПТСР), а также нормальными и невротическими клиентами. Зачатки теории ТДТ и первые обучающие программы начали появляться только в конце 1950-х гг, поскольку большинство первых танцевальных терапевтов были профессиональными танцорами.

В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA), и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины.

На данный момент ТДТ выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился круг ее применения: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства, расстройствами питания и проч.).

Наиболее употребляемые техники танцевально-двигательной терапии

На сегодняшний день в танцевально-двигательной терапии существует достаточно много техник. Каждая из них имеет свои цели и ход выполнения. Ниже приведены наиболее часто используемые техники работы в танцевально-двигательной терапии.

Обучение

Наталья Юрьевна Оганесян
9–28 ноября 2020
Дополнительное профессиональное образование
Танцевальная терапия: теория и практика
42 800 руб.

Участвовать

1.Вхождение в танец

Цели: знакомство участников, разогрев на психическом и двигательном уровнях, снятие эмоционального напряжения, оценка собственных возможностей, повышение мотивации на занятиях, первичная диагностика.
Упражнения: приветствие «покажи движение», «передай движение по кругу», движение «визитная карточка», движение по залу с установлением зрительного контакта между частниками группы, станцевать мини танец-презентацию, имитация шара, один делает движение, второй должен сделать абсолютно непохожее, трансформер (хаотичное перемещение по залу, затем по хлопку построится в линию или в какую либо фигуру).

2. Работа с телом

Цели: расширение двигательного репертуара, развитие телесной чувственности.
Упражнения: танец частей тела, работа с направлениями (на месте, широко), уровни движения (партер, полный рост).

2.Кинестетическая эмпатия

Цели: оценка эмоционального состояния, установление глубинного психотерапевтического контакта с клиентом, выявление внутренней проблематики клиента, получение группового опыта.
Упражнения: один танцует, второй повторяет; один танцует, вся группа повторяет; один танцует, второй повторяет, затем меняются ролями.

3.Импровизация. Групповая и индивидуальная

Цели: самопрезентация, с целью осознавания своих внутренних проблем, самовыражение и выражение своих эмоциональных состояний.
Упражнения: один выходит, танцует свободно под музыку, остальные повторяют за ним; в индивидуальном исполнении: один выходит, терапевт включает музыку и клиент импровизирует.

5.Танец с предметом

Цели: установление коммуникации, перенос внутриличностного конфликта.
Упражнения: импровизация с предметом, парный танец с предметом, групповой танец с полотном (шарфом).

6. Групповой танец

Цели: установление единства в группе, проработка межличностных взаимоотношений.
Упражнения: ритмическая групповая активность, змейка, скульптура, круговой групповой танец.

7. Работа с образами

Цели: раскрытие проблематики клиента через образ, выявление реакций клиента на универсальные темы и понятия (добро, зло, любовь, счастье).
Упражнения: шкаф с призваниями, танец со стулом, мой учитель (начальник), танец животного, мой мир.

8. Аутентичное движение

Цели: выражение разнообразных аспектов личности как сознательных, так и бессознательных

В безопасной обстановке принятие и внимание.
Упражнения: без музыки, тематическое, под музыку

9. Эксперементирование с движением в системе Лабана

Цели: диагностика, наработка новых паттернов движений.
Упражнения: протанцовывать отдельно каждый параметр движения, объединять в одном танце два вида движений из одного параметра.

10. Танец 5 ритмов

Цели: сместить фокус внимания на телесные ощущения и отключить голову, трансформировать свои движения.
Упражнения: каждый ритм протанцовывается отдельно, трансформационная волна (объединение всех 5 ритмов в непрерывный танец продолжительностью около 1 часа).

Работа с довербальными стадиями развития в танцевально-двигательной терапии

Наверное, одна из самых сильных сторон танцевально-двигательной терапии как метода является работа с довербальными стадиями развития, так как опыт этого периода запоминается телесно и не оформлен в слова, поэтому через движение появляется возможность войти в соприкосновение с этим ранним опытом, осознать и изменить его, если потребуется.

Приведу случай из практики, который является для меня одним из ярких примеров работы с восстановлением базового доверия к миру с помощью танцевально-двигательной терапии. Ко мне обратилась мама семилетней девочки, которая не хотела учиться, не отвечала на уроках. Когда я стала общаться с ребенком, она мне сразу после знакомства сказала: «А знаешь, я не хочу быть человеком. Мне так плохо. Я всегда мечтала жить в море и быть водорослями, чтобы волны меня качали». Из истории семьи стало известно, что мама с папой в разводе и находятся в конфликте почти с рождения дочки. Мама пыталась уйти от проблем в работу, а дочку с первого месяца от рождения растили няни, которые гуляли, кормили, одевали ребенка, но довольно мало общались, так как совмещали свои обязанности с ролью домработницы, а девочка проводила время в основном одна. Когда мы начали терапию, Аня (имя изменено) приходила в кабинет и сразу говорила: «Я буду водорослями», после чего замолкала надолго, ложилась на ковер и медленно качала руками, поднимая их немного вверх. Я была «зеркалом», повторяя ее движения, подчеркивая их основные характеристики. («Зеркало» — одна из основных техник в танцевально-двигательной терапии, которая позволяет на глубоком телесном уровне настроиться на состояние человека и быть вместе с ним, полностью присутствуя в текущем моменте. Такое качество взаимоотношений называется кинестетической эмпатией). Сначала Аня делала вид, что ей все равно, что я присутствую в комнате, время от времени она лишь бросала быстрые взгляды и тут же отворачивалась. В конце встречи она вставала на ноги и молча уходила, не отвечая на вопросы. Временами, когда я чуть приближалась к ней, она отодвигалась, а иногда я чуть ближе подносила свои руки к ее рукам, и мы вместе покачивали их, как водоросли. Так прошло несколько встреч, а в конце пятой сессии она вдруг сказала: «Это то, как я хочу жить. Спасибо». На следующую сессию она пришла более энергичная, радостная и сказала: «А давай сегодня будем кошками». И мы всю сессию ползали на четвереньках и мяукали. Так прошло еще три встречи. На девятой встрече я предложила построить котятам домики. У каждой из нас появился свой домик, со своими границами, Мы могли ходить друг к другу в гости, спрашивая разрешения войти. Можно было сказать: «Нет» Это была очень важная работа по установлению своих границ и осознанию, что они есть. А на двенадцатую сессию мы превратились в хозяев, у которых живут эти котята. Аня встала на ноги и стала строить дом для себя и играть в то, как она гуляет с котенком. А потом она предложила объединить наши домики. За это время ситуация в школе изменилась. Аня стала общаться с другими детьми и с учителями, отвечать на вопросы. Если проследить динамику нашей работы, то можно предположить, что работа началась с восстановления доверия к миру еще в перинатальном периоде, о чем свидетельствуют образы воды и водорослей. Затем стадия от 0 до 1 года (формирование базового доверия к миру по Э.Эриксону), когда ребенок еще лежит на спинке или на животике и может совершать небольшие движения, получая информацию о мире через телесный опыт, невербальное общение с матерью, через то, как она его держит, отзеркаливает звуки, мимику, выражает свое отношение к ребенку. (Флейк-Хобсон К., Робиртсон Б.Е., Скин П.) А потом мы перешли к периоду ползания, ползали столько, сколько понадобилось для освоения пространства и исследования границ своих и внешнего мира

В данной работе Ане было важно получить невербальный опыт присутствия взрослого рядом, сначала здесь невозможно было работать словами, так как Аня молчала, отказывалась говорить, поэтому важно было помочь обрести ей собственную уверенность и доверие к миру взрослых на телесном уровне

Видео

Виды терапии

Выделяют несколько разновидностей танцевально-двигательной терапии:

  • Клиническая используется в медицинской практике в комплексе с другими методами терапии, проводится курсами и может длиться годами.
  • Танцевальная психотерапия направлена на устранение психологических барьеров и проблем и предполагает ориентацию на определённые запросы пациентов.
  • Личностная танцевально-двигательная терапия. Её основные цели – это познание себя, развитие личности, освоение чего-то неизведанного, получение новых ярких эмоций.

В каких случаях танцевально-двигательная терапия будет полезной?

Танцевально-двигательная терапия используется в самых разных случаях, и её основные показания таковы:

  • реабилитация после перенесённых тяжёлых заболеваний или изнурительного и сложного лечения (такая терапия используется при терапии рака);
  • эмоциональное перенапряжение, частые и сильные стрессы, нервное истощение;
  • пережитые тяжёлые психологические травмы;
  • пониженная самооценка, неуверенность в себе и своих силах, стеснительность и скованность;
  • проживание в неблагоприятных условиях или неблагополучных семьях;
  • беспорядок в мыслях, невозможность разобраться в себе и понять своё жизненное предназначение;
  • серьёзные посттравматические осложнения;
  • сложная беременность;
  • нарушения питания, например, анорексия и булимия.

В каких случаях терапия противопоказана?

На первый взгляд может показаться, что танцевать могут практически все, но всё же танцевально-двигательная терапия как психотерапевтическое направление имеет противопоказания, к которым относятся суицидальные мысли, стойкие и серьёзные психические расстройства, старческое слабоумие, грубые нарушения поведения и заболевания, при которых ограничивается любая физическая активность.

Преимущества и недостатки

Напоследок стоит перечислить преимущества и недостатки танцевально-двигательной терапии. Сначала рассмотрим плюсы:

  • Танец – это приятно. Ритмичные движения, осуществляемые под музыку, помогают расслабиться, отвлечься от плохих мыслей, получить удовольствие и сделать шаг на пути к самовыражению.
  • Данное направление очень полезно для детей, так как танец улучшает координацию движений, повышает гибкость, дарит уверенность в себе и обеспечивает гармоничное психологическое и физическое развитие.
  • Танцевальные движения – это физическая активность, и она помогает укреплять здоровье, причём действует на многие важные системы организма: на сердечно-сосудистую, дыхательную и даже пищеварительную.
  • Активные упражнения, которые включает направления, полезны для взрослых, подростков и детей, имеющих лишний вес. Танец поможет нормализовать массу тела, поддержать форму и сделать тело более рельефным, ведь в процессе занятий работают практически все группы мышц.
  • Такое направление не требует освоения специальных навыков и знаний, а усилия минимальны.

Минусы:

  • Существуют противопоказания, хотя и немногочисленные.
  • Терапия эффективна не во всех случаях. Так, при серьёзных психических расстройствах она может не помочь.

Опробуйте танцевально-двигательную терапию на себе и оцените её пользу и эффект.

Методы

Стоит отметить, что существуют разные группы танцевальной терапии. Основной является клиническая. Это вспомогательный тип терапии, образующий эффективный в плане лечения симбиоз с медикаментами, прописанными пациентам. Клиническая ТДТ может длиться долго – иногда на протяжении нескольких лет. Но эффективность того требует. Кстати, особенно хорошо она помогает пациентам, имеющим нарушения в речи и межличностных коммуникациях (то есть в общении). Кстати, появилась клиническая ТДТ более 75 лет тому назад.

Также широкое применение находит ТДТ у людей с психологическими проблемами. И этот вид терапии намного более сложный, чем ранее упомянутый. Поскольку он направлен на решение конкретных проблем человека. И проводится такая ТДТ как в группе с другими пациентами, так и в индивидуальном порядке. В основу метода обычно ложится аналитическая психология.

А ещё существует танцевальная терапия для тех людей, у которых нет никаких проблем, но они хотят от своей жизни чего-то большего. Например, узнать с помощью ТДТ своё скрытое «я», найти новый способ самовыражения и начать взаимодействовать с другими.

История танцевально-двигательной терапии

Истоки танцевально-двигательной терапии можно найти еще в ранних ритуальных танцах народов мира, которые использовали движение в символическом отображении различных этапов инициации, важных для существования процессов, например, охоты. Уже тогда считалось, что поведение в ритуале и в реальных условиях будет идентично, что тело в ритуале демонстрирует готов ли человек к выполнению определенного задания. Групповой танец формировал единство необходимое для эффективного взаимодействия в реальных ситуациях, выполняя тем самым, коммуникативную функцию даже на этапе отсутствия речи или при ее различиях.

В дальнейшем, аспект индивидуальной инициации движения упразднился, но танец остался элементом социальной коммуникации, перешел в плоскость искусства и нес развлекательную функцию. Он утратил индивидуальность и стал ограничен определенными правилами и традициями. Популяризацию импульсного, не механического, танца связывают с именем Айседоры Дункан, великой танцовщицы 20-го века, разработавшей технику свободного движения, основанную на древнегреческих мистериях.

События Второй Мировой войны поставили перед психологией вопросы реабилитации огромного количества людей объединенных различными проблемами, травмами, различающихся возрастом и слоем населения. В тот период в психотерапии доминировала психоаналитическая теория, которая, в классическом использовании, была несколько ограничена вербальными инструментами.

Танцевальная терапия, как метод коррекции стала рассматриваться после развития идей неофрейдиста Вильгельма Райха, работавшим над концепцией оргонной энергии и мышечных зажимов (панцирей). Так же Карл Юнг (аналитический психоанализ) культивировал танцевального направления лечения, считая, что танец – один из способов выражения «активного воображения», помогающий извлечению бессознательного пласта для анализа и достижения катарсиса.

Окончательную интеграцию психоанализа и концепции свободного танца модерн предписывают Мэриан Чейс, американскому учителю танцев

Наблюдая за трансформациями, происходящими с учениками ее школы, которые большее внимание уделяли эмоциональному выражению, а не точности технического выполнения жеста, она начала использовать движение с целью понимания и изменения психологического состояния. В дальнейшем, опробировав метод на пациентах психиатрического учреждения и получив ошеломляющие результаты, когда, недоступные общению ранее, больные смогли наладить коммуникацию и стали способны выражать чувства, танцевальная терапия в конце 40-х была признана сообществом психологов и психиатров

Танцевальнно-двигательная терапия, как  метод психокоррекции используют для раскрытия способности выражения эмоций, бессознательного материала путем символического действия, интеграцию полученного в сознание.

Элементами терапевтического процесса направления являются осознание, как отдельных компонентов тела, так и чувственных переживаний при движении, увеличение выразительности, аутентичное движение, раскрытие спонтанности.

Танцевально-двигательная терапия упражнения, направленные на создание здорового восприятия тела, использует для осознания клиентом своей персоны у окружающих. Двигаясь в непривычных для повседневности формах, человек лучше узнает свои ограничения и ресурсы.

Танцевально-двигательная терапия выполняется в индивидуальной и групповой формах. Типичная сессия включает разогрев, непосредственно практику и завершение.

Танцевальная терапия применяется отдельно и интегративно с анализом. Обычно, вербальное выражение, обратная связь, анализ происходят на этапе завершения, но допускается на протяжении всей сессии, зависимо от актуальных задач.

Танцевально-двигательная терапия, как метод коррекции используется для решения любых психотерапевтических задач. Она является методикой выбора при психосоматических заболеваниях, посттравматическом стрессовом расстройстве, детских неврозах, когда вербальный компонент недостаточен в силу возраста или не возможностью осознать с какой эмоцией человек работает. Так же танцевально-двигательную терапию применяют для решения межличностных и групповых конфликтов, развития внутреннего потенциала человека, раскрытия ресурсов бессознательного.

Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста

На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ используется с различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности. Целью данной статьи является прояснение места и возможностей ТДТ в контексте других техник и направлений «новой психотерапии».

Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей: присоединение по позе и дыханию в НЛП, присоединение по позе и движению («зеркало»); преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальт-терапии – оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие; работа с мышечными блоками и последовательностями сложнокоординированных действий в телесноориентированной терапии освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д. Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что н другие направления «новой волны» психотерапии, работает с ними на своем поле в теле и движении.

Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов. Это такие упражнения как «континуум» (в его многообразных российских вариантах), «аутентичное движение», контактная импровизация, «танец пешеходов»(pedestrian dance), «джаз тела» Габриэлы Рот и мн.др.

Для примера приведем процесс «Тропа танца» (Dancing Path), известный также как «Танец пяти движений». Авторство его принадлежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

  1. Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.
  2. Stacatto – резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения.
  3. Chaos – хаотические движения.
  4. Lyrical – тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».
  5. Stillness – движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя»(5).

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса – проговор. «Танец пяти движений» рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают «мужские», резкие и сильные движения. «Я не такая, мне это не нравится» – говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно н непривычно идти.

Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

Диагностическую – человек обнаруживает «освоенные и неосвоенные» качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную».

Тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

Терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации «Тропа танца» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностным и смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

Как познавать и менять себя через движение

Есть специальное направление психотерапии — танцевально-двигательная терапия (ТДТ). И аутентичное (естественное) движение — её часть.

Если в вашем городе есть курсы ТДТ или аутентичного движения, занимайтесь с профессионалами. Если такой возможности нет, а вы хотите попробовать, подскажем, как начать.

Анализ танца

В аутентичном танце важно следить за своим эмоциональным состоянием, за тем, как движения отражаются на чувствах. Это своего рода медитация, которая требует полной концентрации

Можно начать с какого-то переживания или сосредоточиться на своих чувствах к человеку, отношении к работе, увлечению, чему угодно. Мысль будет порождать движение.

Можно разобрать сеанс на несколько ступеней:

  • Концентрация на внутренних ощущениях.
  • Выбор яркого переживания и движение.
  • Если возникает какое-то особое движение, вы концентрируетесь на нём, повторяете его, усиливая эмоцию, которое оно вызывает.

Разберём на примере. Вы начинаете двигаться с мыслью об отношениях с человеком, замечаете резкое рубящее движение руками сверху вниз. Вы повторяете это движение, следя за тем, какие эмоции оно вызывает — неприятие, отторжение, гнев.

Вы вытаскиваете из подсознания скрытые эмоции. Кроме того, проживая эмоции в танце, вы освобождаете подавляемые переживания, которые могут влиять на вашу жизнь — порождать страхи, удерживать от движения вперёд.

Если вы пока не готовы к сеансу с другим человеком, можно записать свой танец на камеру, а потом проанализировать его.

Парная терапия

Ещё интереснее и эффективнее проходит занятие в паре, где один человек танцует, а второй наблюдает. Это базовая структура аутентичного движения, состоящая из двигающегося и свидетеля.

Свидетель выполняет несколько функций:

  • Обеспечивает безопасность. Во время танца разрешено всё — вы можете смотреть по сторонам, в зеркало, только вверх или вниз, двигаться с закрытыми глазами. Можете передвигаться прыжками, ползти по полу, резко двигаться в разные стороны. Понятно, что в таких условиях вы можете наткнуться на что-то, упасть или врезаться в стоящие рядом предметы. Поэтому одна из функций свидетеля — оберегать вас от опасностей.
  • Даёт обратную связь. Во время движения вы можете погрузиться в бессознательное, свои эмоции и ощущения и не отследить какие-то связи или побочные эмоции. Свидетель должен быть чутким и не терять концентрацию на вашем движении, чтобы после сеанса он смог описать, что происходило, какие чувства возникали в ответ на ваш танец.

При этом свидетель не должен выносить конкретных суждений о вашем движении или о каких-то частях танца. После сеанса вы сможете обсудить танец.

spazionu.com

Допустим, вы говорите, что чувствовали или представляли в тот момент, когда медленно передвигались по полу ползком, и спрашиваете свидетеля, какие ассоциации или чувства это движение вызвало у него. Вместе вы сможете создать более точную картину происходящего. Чужое видение может натолкнуть вас на интересные мысли.

Только не заставляйте быть свидетелем человека, который к этому не готов. Вы можете натолкнуться на критику, непонимание, недостаток эмпатии и концентрации.

Друг, который предает тебя и твоё доверие

Такие люди действительно могли когда-то быть тебе настоящими друзьями. Ты мог быть важен для них так же, как и они для тебя. Такой человек остается и ведет себя как твой друг, тогда как тайно делает что-то, что может предать тебя и твое доверие.

Показания и противопоказания

Показания:

  • астенический синдром;
  • вегетососудистая дистония;
  • нарушенный метаболизм;
  • лишний вес, ожирение, психогенное переедание;
  • заболевания опорно-двигательной и дыхательной систем на начальном этапе;
  • апатия, неврозы, повышенная конфликтность, негативизм;
  • эмоциональные, поведенческие расстройства;
  • фобии, комплексы, низкая самооценка;
  • стрессы, депрессия;
  • наличие мышечного панциря;
  • аутизм;
  • ОВЗ, ЗПР, нарушения слуха и речи у детей.

Особенно часто применяется при неврозах и депрессивных состояниях, так как способствует общему психологическому благополучию личности, повышает самопринятие, автономию, снимает напряжение, проясняет жизненные ценности, настраивает на позитивное изменение межличностных отношений.

Противопоказания:

  • нарушения мозгового кровообращения;
  • продуктивные психопатологические симптомы: бред, галлюцинации, кататонические расстройства;
  • склонность к суициду;
  • грубые поведенческие нарушения;
  • заболевания, сопровождающиеся приобретёнными деменциями: Альцгеймера, Галлервордена-Шпатца, Паркинсона, Пика, аноксия, хорея Хантингтона, спиноцеребеллярная атаксия;
  • стенокардия, кардиосклероз, гипертония;
  • одышка, бронхиальная астма;
  • серьёзные заболевания и травмы позвоночника.

Цели обучения TEACCH-программы

TEACCH-программа направлена на создание для аутичных людей таких внешних условий, при которых можно достичь максимальной самостоятельности без ущерба качеству жизни и наиболее адекватно интегрироваться в социум.

TEACCH-методика

Методика TEACCH разработана для достижения таких целей, как:

развитие максимальной самостоятельности. Разработка индивидуальных программ занятий проводится с акцентом на независимую деятельность учащегося (для этого и используется система визуальных «подсказок»), а сами задачи подбираются с учетом уровня развития ребенка;
помощь в налаживании эффективного контакта с другими людьми
Большое внимание в программах TEACCH уделяется развитию коммуникативных навыков (общение, игры) социально приемлемого уровня. Учащиеся контактируют не только непосредственно с педагогом, но и между собой, для чего разработаны специальные групповые задания;
развитие интеллекта, школьных навыков и индивидуальных талантов ребенка
В рамках TEACCH-программы существуют задания для отработки умения читать, писать, считать, ориентироваться во времени и пространстве и т. д.;
стимулирование навыков, наиболее часто используемых в повседневной жизни (дом, детский сад, школа)

Крайне важно, чтобы новые умения использовались учащимся не только во время TEACCH-занятий, но и во всех остальных ситуациях. Для достижения этой цели очень важно участие в процессе родителей, которые должны отрабатывать с ребенком приобретенные им новые навыки;
развитие у ребенка понимания собственной личности, «чувства себя»

Методика TEACCH включает в себя задания, направленные на стимулирование эмоциональных способностей учащегося. Такие задания помогают детям не только лучше понимать себя, свои ощущения и желания, но и осознавать, что их желания не всегда совпадают с желаниями других.

Программа профессиональной переподготовки «Танцевально — двигательная психотерапия» (руководитель — Ирина В. Бирюкова, BC-DMT, CAGS)

Петерсит

Поверхность этого самоцвета напоминает полотно художника-абстракциониста, ее описание кого угодно поставит в тупик. Камень петерсит – один из красивейших в минеральном царстве. За ним охотятся любители диковинок и собиратели коллекций.

«Родителями» петерсита считаются ученый Сид Петерс и музейные работники братья Томас и Джозеф Петерсы. Сид Петерс нашел камень в Намибии (1962 год), оценивая почвы на предмет сельскохозяйственной пригодности.

Минерал петерсит – это полупрозрачный или просвечивающий переливчато-блестящий пестрый камень. При повороте заметно восхитительное шелковистое мерцание. Его создают внутренние прожилки в виде полосок или пучков. Чаще в природе попадаются яркие желтовато-зелено-черные кристаллы, реже – темно-синий, голубой, черный петерсит. Структура и узор поверхности – это гармоничный цветовой хаос, созданный самой природой.

Мастера выполняют полный ассортимент украшений из петерсита. Особо ценятся комплекты изделий, поскольку подобрать вставки по рисунку сложно.

Камень иногда дополняют в украшениях другими самоцветами. Он гармонично смотрится с монохромными бериллами, аметистами, топазами. Носить петерситы с другими пестрыми камнями (например, яшмой – моветон).

Продавцы предлагают купить изделия из петерсита и коллекционный материал по следующим ценам:

  • кабошон (23 карата, Намибия) – 80$;
  • яйцо из питерсита (35х24 мм, Намибия) – 120$;
  • кольцо (серебро) – 50–100$;
  • серьги (серебро) – 100–150$;
  • серьги (золото) – 300–400$.

Главная «земная» миссия камня – стягивать на себя негатив, предназначенный владельцу (порчу, сглаз, магические атаки). Как талисман подойдет любое украшение, но лучшим признано серебряное кольцо с камнем.

Петерсит стоит того, чтобы стать помощником и домашним оберегом. Такие талисманы со временем усиливают магическую мощь. Дарить их или передавать по наследству можно только кровным родственникам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector