Трансперсональная психология

Трансперсональная психология. |

Основные направления

К самым существенным направлениям в трансперсональной психологии относятся:

  • Исследование измененных состояний сознания.
  • Изучение духовных практик в разрезе психиатрии и психологии.
  • Парапсихология.
  • Дыхательные упражнения.
  • Йога и медитация.
  • Фармакологические и психоделические препараты.
  • Целительные практики.
  • Духовный рост и процессы старения.
  • Смерть и переживания, с ней связанные.

Что собой представляет трансперсональная психология?

Трансперсональная психология — это наука, занимающаяся исследованием трансперсональных, то есть выходящих за границы простого «я», состояний психики и сознания индивидуума. Научное направление появилось под конец шестидесятых годов минувшего века на основании психоаналитических постулатов К. Юнга и гуманистических мировоззрений А. Маслоу. Учёные отметили роль «пиковых переживаний» для решения проблем личности, а также заметили, что существует некое коллективное бессознательное и будто все индивиды в разной степени неосознанно влияют друг на друга.

Корни трансперсональной науки уходят в историю различных религий и культур, а также во многие известные духовные практики. Родоначальниками такого направления в психологии по праву считают Станислава Грофа, Алана Уотса, Энтони Сутича, Абрахама Маслоу, К. Уилбера, А. Минделла, Ч. Тарта, С. Криппнера и других. Каждый учёный дополнил сокровищницу знаний трансперсональной психологии, а некоторые психологи развили собственное направление и провели ряд новых экспериментов.

Трансперсональная психология предлагает своё объяснение парапсихологическим феноменам. Наука изучает надчеловеческие переживания, которые не существуют в рамках обычного состояния Эго, а также переживания, связанные со смертью, духовный кризис, личностные ресурсы, возникновение интуиции, переход на высшие духовные состояния.

Сферы трасперсональной психологии:

  • изменённые состояния сознания;
  • парапсихология;
  • разнообразные духовные практики, в т. ч. религии;
  • воздействие на сознание индивидуума психоделических веществ;
  • методики дыхательного воздействия на психоэмоциональное состояние индивида;
  • йога и различные способы медитации;
  • процессы старения;
  • переживания, тесно связанные со смертью;
  • духовный рост.

Базовые идеи и подходы трансперсональной психологии

Основные идеи ТПП совмещают накопленный психологический и религиозный опыт, духовные концепции Востока и Запада. Они базируются на таких принципах:

  • Расширение сознания за обычные границы собственного «Эго». Ручная стоп команда для всех Эго-процессов;
  • Саморазвитие личности. Взгляд на момент сейчас и будущее одновременно;
  • Психическое оздоровление. Проработка персональных болевых точек;
  • Метафизически единое восприятие мира (недвойственность). Принятие, взгляд на цельную картинку.

Подходы к решению поставленных задач включают теории психосинтеза, трансперсональной терапии, самоанализа, персонального развития (медитация, визуализация), парапсихологии, оккультизма и различных философских направлений.

Базовой идеей трансперсональной психологии стало выделение бессознательного компонента в общей системе человеческой психики. Ключевая мысль здесь: подсознание на самом деле диктует правила (гайдлайны-жизни) для сознания, оказывает значительное воздействие на мышление, поведение, всю деятельность человека.

В подсознании, бессознательном, как в большом котле, 24/7 варятся кучи разрозненных и обобщенных наблюдений о жизни, всевозможные жизненные события и ситуации, которые по ряду причин полностью вытеснены из активного сознания. Подсознание хранит память о всех событиях с младенческих лет, и в фоновом режиме каким-то образом обрабатывает эти данные.

Подсознание для науки пока что черный ящик. Есть факт того, что оно есть и существует, но что происходит внутри за пределами 100%-го понимания.

Более того, “подсознанка” может впитывать и воспоминания обстоятельств, не относящихся к конкретному человеку, но происходивших в обществе, коллективе (воплощение коллективного бессознательного компонента).

Недвойственный подход в ТПП обеспечивает единство духовного и психологического мира человека. Они рассматриваются, как единое целое, но при этом приоритет по значимости отдается духовности.


Книгсовет №1. Алексей Тулин. Трансперсональная психология: паранормальные явления, мистические переживания, измененные состоянии сознания.

Важная идея – способность сознания выходить за пределы привычного состояния за счет подсознания под влиянием определенных факторов. Это может происходить рефлексивно в экстремальных условиях или вызываться искусственным погружением человека в состояние, способное изменить сознание.

В последнем случае человек получает дополнительную энергию за счет устранения лишней нагрузки и высвобождения потаенного. Различные методики обеспечивают ощущение целостности с миром.

В настоящее время в ТПП наметились 2 основных подхода к самосовершенствованию: расширение воспоминаний (переживаний) в пределах «объективной реальности» и расширение их за границы «объективной реальности».

Первое направление базируется на расширении сознания во времени за счет собственной жизни, опыта предков, коллективного сознания, эволюционного развития.

Для второго направления необходимо расширение пространства. Привлекается отождествление с другими существами и представителями природы, планетарное сознание, телепатия, медиумическая практика. Нужны сверхчеловеческие, мифические переживания.

Исследования необычных состояний сознания

Вследствие описанных выше факторов, необычные, измененные состояния сознания и последующее поведение людей их испытавших весьма скоро стали объектом исследования психологов. Для того чтобы обозначить объект исследований был придуман термин, который подчеркивал надличностный аспект этих переживаний — такие состояния сознания были названы ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫМИ.

Исследователи выделяли две стороны этого опыта — объективный и субъективный.

Субъективная сторона означала, собственно сам опыт — его различные когнитивные и эмоциональные аспекты, наибольшее внимание уделялось его необычным сторонам, таким как выход за пределы собственной личности, переживание единства с миром, осознание своего тождества с природой, космосом, другими людьми, состояния растворения, видения архетипических образов, других миров и т.п. Объективная сторона произошедшего опыта означала его последствия — влияние на дальнейшее поведение человека, мышление, эмоциональные состояния, отношение к себе, к окружающему миру и т.д

Объективная сторона произошедшего опыта означала его последствия — влияние на дальнейшее поведение человека, мышление, эмоциональные состояния, отношение к себе, к окружающему миру и т.д.

Необычным было то, что в рамках существующих психологических подходов многие факторы этого опыта, а также его последствия, нельзя было объяснить с точки зрения принятой в психологии логики, объясняющей мотивы и поведение личности с точки зрения удовлетворения разноуровневых потребностей.

Так, доминирующие на тот момент школы психоанализ и бихевиоризм объясняли мотивы человека его стремлением к удовлетворению биологических потребностей. Новый на тот момент гуманистический подход оперировал такой же логикой, с той лишь разницей, что расширял сферу потребностей с безусловно биологических, до собственно человеческих — к любви, признанию, самоактуализации. Такой подход говорил об интересах личности (ЭГО) человека, но в его рамках не было места трансперсональным аспектам, когда поведение и мотивы индивида диктовалось, вне личностными проявлениями. Естественно, с точки зрения традиционных школ, такой опыт следовало объявить невротическим, а поведение иррациональным и выходящим за пределы психологической нормы.

*С точки зрения современной «традиционной» психологии так нередко происходит и сегодня.

Исследователи трансперсонального опыта разделяли его на две условные категории.

Первая — опыт, разворачивающийся в пределах как бы «объективной реальности», например, переживание давно забытых моментов личной истории, событий и состояний раннего детства, того, что обычно считается скрытым в бессознательном, пренатальные переживания (опыт нахождения во внутриутробном состоянии или вспоминание момента рождения), воспоминания, не относящиеся к личной истории индивида, например, появление в сознании информации об опыте предков, переживания, интерпретируемые индивидом, как опыт прошлых жизней, видение событий, находящихся на значительном расстоянии и в другом времени, видение будущих событий, пребывание в опыте других людей, животных, растений, клеток, атомов и т.п.

Вторая — тот опыт, который можно отнести к религиозно — мистическому, например, переживание единства всего сущего, переживание и осознание великой пустоты, встречи с мифическими сущностями, божествами и т.п.

Понятно, что с точки зрения ученых мыслящих в традиционном ключе, такие переживания следовало отнести, как минимум, к иллюзиям сознания или же к признакам серьезных психических отклонений, требующих внимания врача.

Основатели ТП, будучи серьезными учеными, весьма критически относились к интерпретациям переживаний своих пациентов и себя лично, но с их практической точки зрения, важен был, не столько сам опыт, сколько то, какое влияние он оказывал на последующее состояние и поведение человека, его отношение к себе и окружающему миру

Важно было то, какой терапевтический эффект такой опыт оказывал на людей, как он менял их сознание и к каким результатам они приходили, пройдя через него. А самым важным было то, насколько целесообразно было стремится к таким переживаниям с точки зрения повышения качества психологического состояния человека, повышения его психологического благополучия

Абрахам Маслоу

Этот ученый стоял у истоков гуманистической психологии, основная направленность его деятельности — «пиковые переживания». К ним относятся инсайды, пиковые моменты любви, экстаз, потеря границ собственного «я». Описание этих моментов стало основным предлогом для развития трансперсональной психологии.

Во время одной из лекций в Сан-Франциско Маслоу говорил о появлении «четвертой силы», которая будет заниматься изучением опыта, что испытывает человек, медитируя или принимая психоделические препараты. В то время в психологии существовало только три направления: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Но ни одно из них было не в состоянии описать те явления, что были предназначены для «четвертой силы». Даже гуманистическая психология, именуемая «третьей силой», была ограничена в своих методах. Это послужило хорошим подспорьем для появления нового направления.

Исследования трансперсональной психологии

Отличием трансперсональной направленности от гуманистической являлось то, что первая обладала желанием преодолевать те пределы предметной области изучения, которые были предопределены трудностями, связанными с самоактуализацией, творческой стороной, гуманистической психотерапией и непосредственно самой педагогической наукой.

Новейшая предметная область поглотила в себя не только свершения собранные и достигнутые к тому периоду в области научной психологии и психотерапии, подходы в виде сбережений, сохраненных не одним поколением, оккультных ценностей Востока, включающих в себя тасаввуф, буддизм, йогу, индийскую философскую систему учение – адвайта, но и обычаи шаманизма одной из древнейших культур.

Мировоззренческой базой новейшей тенденции психологической науки становятся итоги, полученные в результате современного исследования мозга человеческой особи и открытий, совершенных в сфере поведения квантовых систем (в главную очередь – это учения нейрохирурга К. Прибрама и ученого занимающегося физической наукой Д. Бома), сформировавшие обширные возможности для исследования рассудка человека.

Вследствие данных учений стало понятно, что «эта видимость, как мы полагаем, является персональным сознанием, по своей сути содержит в себе ряд возможностей многоцелевого сознания. А эта действительность, в которой мы убеждены, считается лишь одной небольшой составляющей значительного наиболее обширного диапазона, куда мы никоим образом не можем пристроиться при помощи, безусловно, узких способностей нашего восприятия».

При изучении человеческого разума и недр его психики с обозначенных точек зрения, трансперсональное направление психологической науки выделило следующие позиции:

– установила в качестве предмета науки то количество психологического опыта, которое было предоставлено мистицизмом и религией;

– определила проблему объяснения психологии в использованном материале духовного поиска всемирных мировоззренческих и церковных обычаев за весь период существования цивилизации людей;

– рекомендовала новейшую обширную и дополненную карту человеческой нервной системы;

– внедрила революционные взгляды на внутренние упадки (кризы), как на ресурс формирования человеческого индивида, а не его несоответствие, аномалию;

– предоставила всемирному духовному опыту человечества представление с научной точки зрения, что разрешило по-новому посмотреть на человеческую особь в тех сферах, в которых он способен выйти за собственные пределы – состояние экстаза, балансирование на грани жизни и ее конца.

Основываясь при этом на виденье человека целиком с возможностью увеличения его духовности, традиционной и нетипичной общефилософской антропологии, всемирных духовных устоях, различных методах познания себя и психотерапии, например, таких как: медитация, лечение искусством, холотропное дыхание, интенсивная фантазия, психосинтез, самогипноз и многое другое.

История развития[править]

Основоположниками исследований трансперсональных аспектов психической деятельности считаются Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджоли. Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в году. Предположительно, термин «трансперсональное» (transpersonal) был впервые использован Уильямом Джеймсом в лекционных заметках, подготовленных им для проведения семестрового курса в Гарвардском университете в — годах.

Главным мотивирующим фактором для создания трансперсональной школы психологии считается публикация работы Абрахама Маслоу о человеческих пиковых переживаниях. Изначально Маслоу проводил свои исследования в рамках гуманистического направления 1960-х, и постепенно термин «трансперсональное» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках гуманистического направления.

В году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера «Journal of Transpersonal Psychology», ведущего академического журнала в данном направлении. Три года спустя, в году, была основана Ассоциация Трансперсональной Психологии (Association for Transpersonal Psychology, или ATP).

В 1980-е и 1990-е годы трансперсональное направление в психологии развивается в исследованиях таких авторов, как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошбёрн, Фрэнсис Вогэн, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мёрфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стьюарт Соватски. Впоследствии Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом.

На сегодня трансперсональная психология разрабатывает методы для использования в социальных науках и науке о здоровье. Открытия трансперсональной психологии применяются в таких сферах, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, межкультурные исследования и социальная работа. В текущее время трансперсональная психология, особенно школы юнгианской и архетипической психологии, интегрированы в программы многих факультетов психологии США и европейских университетов. Трансперсональная психотерапия используется во многих терапевтических практиках.

Среди высших учебных заведений, включивших открытия трансперсональной психологии в свои учебные программы, можно назвать Институт трансперсональной психологии (The Institute of Transpersonal Psychology, США), Университет Дж. Ф. Кеннеди (John F. Kennedy University, США), Калифорнийский институт интегральных исследований (California Institute of Integral Studies, США), Сэйбрукский институт (Saybrook Institute, США), Университет Наропы (Naropa University, США), Университет Нортхэмптона (Northampton University, Великобритания) и Ливерпульский университет Джона Мура (Liverpool John Moores University, Великобритания). Поскольку трансперсональная психология имеет корни в гуманистическом направлении, гуманистическая психология имеет весьма сильную связь с трансперсональной психологией.

К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:

  • Юнгианская психология
  • Глубинная психология (или, по Джеймсу Хиллману, архетипическая психология)
  • Духовная психология (Роберт Сарделло)
  • Психосинтез (Роберто Ассаджоли)
  • Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Кена Уилбера, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта
  • Исследования Станислава Грофа

Трансперсональная психология — академическая научная дисциплина, которую не следует ошибочно принимать за религиозное или духовное движение. Хотя трансперсональная психология до сих пор не получила соответствующего официального признания со стороны Американской психологической ассоциации (APA), Британское психологическое общество в году официально открыло Отделение трансперсональной психологии, что считается большим шагом в направлении закрепления за ней статуса официального академического направления.

Трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных и герменевтических дисциплин (гуманистическое направление, экзистенциализм, феноменология, антропология). Тем не менее, в ней используются данные, полученные путём экспериментального и статистического исследования.

Суть и идеи науки

Активное развитие психологии пришлось на середину 19 века. Помимо основных направлений, которые уже были признаны большинством ученых, стали появляться новые подходы.

В качестве альтернативы психоанализу и бихевиоризму Абрахам Маслоу предложил новое направление, основанное на гуманистическом подходе. Вместе с учениками он исследовал состояния пиковых переживаний и измененного сознания.

Термин «трансперсональное», который Маслоу предложил для описания таких состояний, имел два аспекта Субъективный — обращение к личности через общечеловеческий опыт, объективный — обращение через мысли и чувства, которые нельзя описать общим опытом.

Постепенно трансперсональная психология отошла от рамок гуманизма и стала использовать не только психологические методы исследования. Последователи Маслоу обратились к социологии, философии, медицине, а позднее и к эзотерике.

Психологи рассматривают факторы, влияющие на человеческую жизнь, — личные, персональные переживания или «трансцедентные факторы». Они делятся на две группы: представления в рамках объективной реальности и выход за рамки реальности. К первой группе психологи относят временной опыт (например, опыт эмбриона до рождения), коллективный опыт нации, отождествление с другими людьми, ко второй — мифические переживания, контакт с потусторонними силами.

Трансперсональная психология стала оппозиционным направлением по отношению к бихевиоризму, психоанализу и гуманизму. Она исследовала области сознания, которые не затрагивали эти отрасли науки. В трансперсональной психологии философские верования Запада и Востока исследуются с одинаковым интересом. В отличие от официальных научных подходов, базирующихся на редукционизме, альтернативная психология работает с принципами вероятности, дополнительности, вероятности.

В представлении последователей транспсихологии личное представление и устремления влияют на мир, а не мир влияет на человека.

Трансперсональная психология

Станислав Гроф, доктор медицинских наук, психиатр с более чем пятидесятилетним опытом исследований целительного потенциала необычных и измененных состояний сознания.  Он является одним из основателей и главным теоретиком трансперсональной психологии.

В 1993 году Ассоциация трансперсональной психологии отметила его почетной наградой за большой вклад в развитие трансперсональной психологии. Именно Станислав Гроф дал эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека.

Трансперсональная психология рассматривает человека глобально, как космическое существо.

Предполагается, что у каждого человека существует связь через коллективное бессознательное со всем человечеством.

В трансперсональной психологии используется модель души, которая подразумевает духовные и космические измерения. Существует возможность эволюции сознания.

Станислав Гроф показал, что за пределами нашего обычного сознания, существуют еще четыре области:

  • cенсорный барьер;
  • индивидуальное бессознательное;
  • уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);
  • трансперсональная область.

С. Гроф считает, что трансперсональные явления указывают на связь человека с космосом. При этом сознание человека выходит за свои пределы и может преодолевать ограничение времени и пространства.

Исходя из опыта людей, переживших, так называемые, «пиковые переживания», или трансперсональные проявления сознания, которые в результате обретают понимание, что по-видимому сознание не является исключительно продуктом центральной нервной системы, можно сказать, что сознание проявляется не только у людей, а является общей характеристикой существования, вообще.Человеческая психика может быть сопоставима с размерами Вселенной. Каждый человек может получить доступ к информации о всей Вселенной и каждый, имея доступ ко всем частям Вселенной, в тоже время сам является ее частью и всей Вселенной сразу.Конечно, с точки зрения классической логики, эти рассуждения могут показаться абсурдными. Но ведь для того, чтобы описать человека со всех сторон, нам приходится признать тот парадоксальный факт, что человек в одно и тоже время и материальный объект, и обширное поле сознания.Трансперсональные переживания доступны большинству людей. Например, во время сеансов с психоделическими препаратами или используя современные техники экспериментальной психотерапии (музыка, холотропное погружение, работа с телом и т.д.).Иногда такие переживания могут охватывать человека во время спонтанных измененных состояний сознания.С. Гроф придавал большое значение перинатальной сфере бессознательного (переживание смерти и новое рождение). Это опыт проявляется в 4-ёх базовых перинатальных матрицах, которые формируются у человека в результате прохождения через 4 клинические стадии биологического рождения. Это переживания и ощущения организма с момента зачатия до завершения рождения. Впоследствии данное переживание не осознается, но существенным образом влияет на здоровье и психику человека.С помощью специальных методик (холотропное дыхание, ребёфинг и др.) человек может вывести на сознательный уровень информацию из перинатальной сферы в символической или реальной форме. Повторное проживание своего рождения дает устойчивое излечение психосоматических заболеваний и психопатологических отклонений.Трансперсональные явления включают не только трансценденцию преодоления временных барьеров, но и трансценденцию пространственных ограничений. Сюда можно отнести и опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства или опыт полного с ним отождествления, подстройку с сознанию целой группы лиц или расширение сознания до пределов всего человечества.

Важной категорий трансперсонального опыта являются разнообразные явления экстрасенсорного восприятия:

  • телепатия;
  • ясновидение;
  • предвидение или предсказание будущего;
  • опыт встреч с душами умерших и т.д.

«Интенсивность перинатальных переживаний превосходит все , что обычно рассматривается как предел выносливости индивида. Часто они сопровождаются идентификацией с другими личностями или с борющимся и страдающим человечеством .

Более того, другие виды явно трансперсональных переживаний — таких, как эволюционная память, элементы коллективного бессознательного и некоторые архетипы Юнга, — нередко составляют неотъемлемую часть перинатальных матриц.

Станислав Гроф

Область применения

Трансперсональная психология решает вопросы и проблемы человека, в том числе те, которые относятся к типу нерешаемых. Нерешаемые проблемы человека зачастую лежат вне биологической плоскости человека. Частое и достаточно распространенное явление, когда человек имеет какую-то хроническую проблему, которая возникла из-за психофизического диссонанса. Это такая проблема, которая возникла из-за психического и психологического нарушения, но проявилась в виде физического заболевания или повреждения. Решение этих проблем как раз и лежит в этой трансперсональной плоскости. То есть, решив проблему в этой плоскости, она исчезает из физической, телесной плоскости человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector