Зрительное восприятие дошкольников

Восприятие — что это такое в психологии

Содержание

Период от 2 до 3 лет: формирование стойких связей

К этому возрасту у ребенка накапливается определенный опыт, ему уже легче узнавать и различать предметы, которые его окружают. Связь между словом и предметом устанавливается намного быстрее. Уже с двух лет для выбора предмета по названию детям нужно всего 4 повторения. А чем ребенок становится старше, тем более стойкие связи образуются между словами и дифференцированием предметов. Так, в результате проводимых наблюдений было установлено, что к дошкольному возрасту, дети, воспринимая незнакомые объекты, самостоятельно способны находить их названия по сходству со знаковым предметом, например овал – лимон, яйцо.

К концу двухлетнего возраста ребенок способен правильно назвать знакомый ему предмет, однако при выделении некоторых признаков может игнорировать отдельные детали и ошибаться, например, назвать тигренка кошкой и, обобщая предметы по разным случайным признакам назвать их одним словом.

https://youtube.com/watch?v=U-6bDDM4RF0

Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни

Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».


Развивающие кубики-конструктор для детей 5-7 летВажным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны

В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению

Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
Еще одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.


Карточки «Назови, что нарисовано» для детей 6 лет Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.

Прогноз

При выявлении вышеперечисленных нарушений необходима коррекция тактильного восприятия. Пренебрегать лечением в данном случае не является целесообразным. Различного рода галлюцинации, агнозия, аутотопагнозия являются прогрессирующими заболеваниями, которые будут лишь ухудшать состояние человека. В этом случае прогноз будет неутешительным, поскольку больной не в силах отличить реальное от мнимого.

При отсутствии соответствующего лечения данные расстройства будут только прогрессировать, а сам человек станет еще более далеким от действительности, погружаясь в собственный мир. В подобных ситуациях не стоит заниматься самолечением и искать самостоятельно ответы на свои вопросы.

См. также

Синтетический тип восприятия

Синтетический тип восприятия характеризуется тем, что у людей к нему склонных, общее впечатление от предмета, общие особенности того, что воспринято, представлено ярче всего. Человек с синтетическим типом восприятия меньше всего внимания обращает на детали и на подробности, не выделяет их специально, поэтому многие детали остаются незамеченными. Представители данного типа восприятия больше улавливают смысл целого, а не детальное содержание, для восприятия которого им необходимо ставить специальную задачу.

Люди данного склада умеют выделять главное из всего, что их окружает, они с уникальной способностью отделяют основное от частного. Они с большой легкостью расставляют приоритеты между важными и не важными делами, планируют свою деятельность согласно внутреннему распорядку

Невнимание к «мелочам» могут привести к тому, что упущенные детали могли бы стать полезными в деловой практике или обыденной жизни

Например, если к данному типу восприятия относится учитель, то характеристика ученика будет очень обобщенная – «дисциплинированный, исполнительный, добросовестный», или «разболтанный, невоспитанный», при этом должного внимания к анализу причин поступков не проявляется. Прочным будет общее мнение об ученике, а его поступки перестают быть существенными.

Аналитический тип восприятия

Аналитический тип восприятия или детализирующий, представляет собой противоположность синтетического типа восприятия. Люди, имеющие данный тип, склонны к четкому выделению деталей и подробностей, их восприятие направлено именно на это. Общий смысл воспринятого у них отходит на второй план, а иногда не замечается совсем.

Как и в первом типе, им необходимо ставить перед собой специальную задачу, чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет. Рассказы таких людей, как правило, наполнены большими подробностями, за которыми часто теряется смысл целого.

Эти два типа восприятия характерны для крайних полюсов, чаще всего они дополняют друг друга. Их крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, потому что они определяют то своеобразие восприятия, которое дает человеку возможность быть неординарной личностью.

Другие типы восприятия

К другим типам восприятия относятся, например:

Описательный и объяснительный. Лица описательного типа ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат и не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Вне поля их внимания остаются движущие силы поступков людей. Люди объяснительного типа, наоборот, не удовлетворяются тем, что дано в восприятии. Им необходимо объяснить увиденное и услышанное. Чаще всего данный тип поведения сочетается с целостным или синтетическим типом восприятия;
Объективный и субъективный тип восприятия

Для объективного типа важно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Представители субъективного типа привносят многое от себя и выходят за пределы того, что дано фактически

Чаще всего они передают не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления.

Среди индивидуальных различий восприятия большую роль играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность

Под наблюдательностью понимается умение в предметах и явлениях подмечать то, что в них мало заметно и не бросается в глаза само собой. Признаком наблюдательности является быстрота восприятия чего-либо малозаметного. Умение это характерно далеко не для всех людей и в разной степени.

В основном различия в наблюдательности зависят от индивидуальных способностей человека. Именно она является тем фактором, который способствует её же развитию.

Существуют различия восприятия по степени преднамеренности:

  • Преднамеренное – произвольное восприятие. С самого начала оно регулируется задачей – воспринять тот или иной предмет, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-то деятельность и осуществляться по ходу её выполнения, но может выступать и как самостоятельная деятельность;
  • Непреднамеренное или непроизвольное восприятие. При данном восприятии человек не руководствуется заранее поставленной целью воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

Как и восприятие, наблюдательность не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не может воспринимать окружающий мир в виде целой предметной картины. Эта способность появляется значительно позже.

Признаки предметного восприятия у ребенка, по мнению Б.М. Теплова, начинают проявляться в раннем младенческом возрасте – начинают формироваться действия с предметами. В 5-6 месяцев начинается фиксация взгляда на предмете.

Под влиянием игровой деятельности к дошкольному возрасту у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Они включают способность, воспринимаемый в зрительном поле объект, расчленять на части и объединять его в целое.

Условием развития восприятия является труд, как физический, так и умственный

Не менее важно для ребенка участие в игре, в ходе которой он расширяет двигательный опыт и представление об окружающих его предметах

Восприятие времени представляет большую трудность для ребенка – ему сложно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Восприятие изображений предметов тоже вызывают определенные затруднения. Рассказывая о том, что на картинке, дошкольники делают ошибки в узнавании изображенных предметов, опираясь на какие-то случайные признаки. Безусловно, недостаточность знаний и небольшой практический опыт играют в этом важную роль. Со временем эти проблемы устраняются, и восприятие старшего школьника практически не отличается от восприятия взрослого человека.

Свойства восприятия

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
Осмысление состоит из этапов:
  1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Константность восприятия

Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отражённый свет изменяется если переместить его из слабо освещённой комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонён к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклонённый квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности.

Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика — Таулесса:

K=V−PR−P{\displaystyle K={\frac {V-P}{R-P}}}

где V{\displaystyle V} — высота прямоугольника-измерителя, которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона,
R{\displaystyle R} — высота квадрата эталона, P=R⋅cos⁡α{\displaystyle P=R\cdot \cos \alpha },
где α{\displaystyle \alpha } — угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер — если он на большом расстоянии — малый угловой размер, если на маленьком расстоянии — большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается «регрессом к действительным объектам». Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии. Так иллюзия Понцо показывает, как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам, которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом — рисунком — заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный, чем отрезок, расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен «ближе» к наблюдателю.

Игры, развивающее восприятие средних дошкольников

«Мешочек с секретами»

Игра способствует развитию:

  • умения узнавать предметы по их основным признакам;
  • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.


Игра “Угадайка” или “Что в мешочке”

Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

«Чей это звук?»

Игра развивает:

  • слуховое восприятие;
  • способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).

Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.

Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

«Угадай по запаху»

Задачи игры:

  • развитие обоняния как формы восприятия;
  • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).


Игра “Угадай по запаху” с закрытыми гразами

Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.

Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Уровни восприятия

Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:

  • Зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
  • Слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
  • Осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.

Развитие слухового восприятия наиболее эффективно при прогулках, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.

Зрительное

Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность

Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали

Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.

Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.

По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.

С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения.

Тактильное

Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Детальнее о тактильном восприятии.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Характерные проявления

Частое мытье рук — частый признак ОКР

Существуют определенные симптомы, по присутствию которых врач может заподозрить наличие рассматриваемого расстройства.

Частое мытье рук. Человек моет, дезинфицирует руки после каждого контакта с поверхностью. Кто-то может объяснять такое поведение страхом перед возможным инфицированием бактериями.
Постоянная потребность в чистоте. Индивид регулярно занимается уборкой в своем доме. Даже после только что проведенного наведения чистоты, человек может заметить, что еще что-то нуждается в очищении.
Потребность постоянно вести подсчеты. Например, индивид может все время пересчитывать свои деньги, шаги.
Поведение, схожее с перфекционизмом. Человек старается быть сверхорганизованным, следит за порядком

Для него важно, чтоб все вещи лежали на своих местах.
Постоянное выискивание поддержки со стороны.
Неправильная оценка взаимоотношений. Человек с ОКР постоянно подвергает анализу фразы и слова окружающих

Даже в шутках он ищет тайный смысл. При этом такого индивида одолевают сильные переживания.
Постоянная перепроверка себя и своих действий. Индивид может переживать о том, выключил ли он утюг, точно ли закрыл дверь в квартиру. Его может посещать ощущение того, что что-то было забыто. Для опровержения этого человек даже может возвращаться домой, чтоб все перепроверить.
Неудовлетворенность своей внешностью. Нередко люди с данным видом расстройства определяют у себя эстетический недостаток. Подобное убеждение может подтолкнуть человека на строгие диеты и даже на пластические операции.
Страх возможных неприятностей. Индивида может пугать возможность нападения на улице или увольнение с работы.
Наличие навязчивых мыслей сексуального характера. Индивид может думать о запрещенных желаниях. Не исключено возникновение сомнений относительно своей сексуальной ориентацией.

Для подтверждения диагноза обсессивно компульсивное расстройство с пациентом ведется клиническая беседа, проводится психологическое тестирование. При данном состоянии симптоматика пациента должна отвечать таким критериям:

  • присутствует минимум одно повторяющееся действие или навязчивая мысль, которым пациент не может сопротивляться;
  • наличие навязчивых мыслей или действий расценивается человеком, как собственное, а не навеянное кем-то со стороны.

Принципы организации восприятия

Процесс восприятия реализуется по определенным законам, которые в психологии устанавливаются в виде принципов организации восприятия. К ним относятся:

  • принцип близости. Основан на совместном восприятии объектов, расположенных близко в пространстве и в рядом стоящих временных промежутках;
  • принцип непрерывности. Он основан на восприятии элементов, за которыми мы наблюдаем в конкретно установленной последовательности и направлении действия;
  • принцип сходства. Основан на коллективном восприятии объектов, путем установления схожих черт между ними;
  • принцип замыкания. Он предполагает воспринимать объектов, путем их завершения, в случае, если они являются незаконченными или имеют какие-то пробелы, недочеты;
  • принцип простоты. Все, что мы воспринимаем, независимо от сложности объекта и его структурного строения, проходит разделение на простые составные элементы т.е. мы не воспринимаем сложный объект целиком, а рассматриваем его, как совокупность простых его компонентов, каждый из которых играет значимую роль для его цельного восприятия.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Иллюзии восприятия

Иногда при нагромождении различных ощущений, некоторые из них могут искажаться в нашем сознании под влиянием других. Такие иллюзии восприятия в психологии не считаются чем-то негативным, скорее наоборот – это объяснимые эффекты, в которых можно найти закономерности. Искажения могут возникать в любых органах чувств и бывают, например:

  1. Оптическими. Органы зрения легко обмануть, они поддаются иллюзиям от преломления солнечных лучей, ошибаются в восприятии размеров предметов в зависимости от их окружения, могут по-разному ощущать один и тот же цвет, но на разных фонах.
  2. Вкусовыми. Сладкая фруктоза придает нейтральной на вкус воде горечь, что объясняется неожиданным воздействием такого тандема на рецепторы.
  3. Проприоцептивными. Это иллюзии восприятия действительности мышечным аппаратом: например, при резкой остановке транспорта наше тело продолжает ощущать его движущимся.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.

Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.

Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.

Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным

В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Что такое восприятие: определение понятия

Восприятием называют познавательный процесс, который формирует в нашем сознании определённую картину окружающего мира.

Причём, картина эта не объективная, а носит характер субъективный, то есть, окрашенный личными впечатлениями.

Процесс этот ещё называют перцепцией, начинается он с действия наших органов чувств: зрения, слуха, осязания и пр, когда мы получаем первичную информацию о каком-нибудь предмете или явлении.

На этой стадии восприятия, который называется нижним уровнем, останавливается познание мира простейшими.

Но позвоночные, например, способны не только получать определённую информацию, но и анализировать её, оценивать с точки зрения предполагаемой опасности, полезности или побуждения к какой-то деятельности или движениям.

У человека этот процесс выражен наиболее полно. Осмысление информации, полученной от органов чувств, имеет достаточно много этапов и видов.

Такое воистину разумное восприятие окружающего мира — это его высший уровень, его называют апперцепцией.

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, называется наглядно-действенным.

Заключение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector